традиционное название деятелей христианской церкви II-VIII веков, создавших ее догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме - св .Амвросий Медиоланский, бл. Августин, св. Иероним, св. Григорий I Великий, в православии - св. Афанасий Александрийский, св. Василий Великий, св. Григорий Назианзин (Григорий Богослов), св. Иоанн Златоуст.
ОТЦЫ ЦЕРКВИ
Отцы церкви
Источник: Философия политики: глоссарий
ОТЦЫ ЦЕРКВИ
«святые отцы» - христ. богословы, церк. деятели и писатели гл. обр. 2 - 8 вв., чьи воззрения по всем принцип. вопросам вероучения и обрядности считаются эталоном православное™, а их труды входят в состав свящ, предания вселен, православия. Гл. О.ц. в православии являются: Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст. В православии авторитет О.ц. не уступает авторитету Библии, а иногда и превосходит его, так как именно они осуществили окончат, редактирование свящ. писания и окончательно установили канон библ. книг. К О.ц. причислены и нек-рые богословы более позд. времени, напр. Григорий Палама. В РПЦ приравниваются к ним по авторитетности такие рус. церк. деятели 19 в., как Тихон Задонский, Серафим Саровский, митрополит Филарет, а также Флоренский П. Идеологи совр. рус. православия трактуют воззрения О.ц. как пример творч. подхода к решению богослов, проблем.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
"Отцы церкви"
(святители) — видные деятели раннего христианства, авторы многочисленных апологетических (2 – начало 3 в.). антиеретических, комментаторских, исторических и др. сочинений т. н. «святоотческой» литературы (2 – 8 вв.), именуемой патристикой. Православие признает «О. ц.» Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Назианзского, Иоанна Златоуста и др., а католич. церковь — Амвросия, Иеронима, Августина, Григория Великого. Учение «О. ц.» складывалось в борьбе, с одной стороны, с язычеством и иудаизмом, с другой — с христ. ересями — гностицизмом, арианством и др. В сочинениях «О. ц.», включаемых ортодоксальным христианством в «священное предание», отражены важнейшие черты церк. идеологии и практики— религ. фанатизм и нетерпимость, пренебрежение к науке и знанию, вражда к светской культуре, проповедь классового мира и аскетизма как единственно возможных путей «спасения» в земной юдоли для гонимых и обездоленных. Философия «О. ц.» лишь интерпретировала мистич. учения неоплатоников, рассм. ими как служанка богословия. Сложившаяся в период загнивания и распада рабовладельческого строя патристика послужила фундаментом для средневековой схоластики. С 1951 г. в Оксфорде созываются международные патриотические конгрессы, с 1959 г. выходит «Bibliographia Patristica».