Освобождение
Освобождение
Обретение свободы, подразумевающее деятельность и усилия. Тем самым противостоит свободе воли как первоначальной и абсолютной данности (свобода воли есть свобода в потенции, не требующая усилий). «Люди заблуждаются, считая себя свободными», – говорит Спиноза («Этика», часть II, теоорема 35, схолия), и эта иллюзия служит одной из главных помех к обретению ими свободы. Неповторимое сочетание осознания и неосознаваемого, характерное для человека (он осознает свои желания и поступки, но не понимает причин, их вызывающих), подчиняет его, превращая, по выражению Альтюссера, в подчиненного. Его так называемая свобода есть всего лишь неосознанная каузальность. И наоборот, поскольку свободы воли не существует, необходимо постоянно стремиться к освобождению, в том числе от себя самого. Такую возможность предоставляет только истина, о которую разбивается всякая субъективность. И свобода выступает как осознанная необходимость (Спиноза, Гегель, Маркс, Фрейд), вернее, как понимание необходимости. Но не потому, что понимание способно избавиться от необходимости (оно этого не может, потому что является частью необходимости), а потому, что разум в этом случае повинуется только себе («Этика», часть I, определение 7). Свободно только познание, и только познание освобождает. Этим этика, тяготеющая к свободе, отличается от морали, лишь предполагающей свободу.
Источник: Философский словарь.
Освобождение
либеральный двухнедельник, выходивший с 1 июля 1902 г. сначала в Штуттгарте, а потом в Париже, под редакцией бывшего социал-демократа и бывшего марксиста П. Б. Струве. Уже в первом # этого журнала была подчеркнута крайняя умеренность политических требований освобожденцев. Они сводились к созыву бессословного народного представительства, избранного губернскими земствами и думами больших городов. "Освобождение" являлось, таким образом, органом оппозиционных земских кругов и либеральной буржуазии. В дальнейшем, под влиянием роста революционных сил, "Освобождение" повернуло несколько влево. С 1903 г. журнал становится органом "Союза Освобождения". Временами он признает требование всеобщего, равного, тайного и прямого голосования и вообще принимает демократическую окраску. Богатство фактического материала доставляет ему большое распространение среди либеральной части буржуазии и дворянства. В начале революции, под влиянием сильного крена интеллигенции влево, "Освобождение" занимает уже нейтральную позицию. В дни апогея стачечного движения журнал резко нападает на революционную социал-демократию за ее "крайности", за развязывание стихийного движения масс и пр. После 17 октября 1905 г. журнал прекращается.
В 1906 г. тов. Троцкий дал следующую политическую характеристику этому журналу:
"Освобождение", - либеральная газета, издавалась с 1902 г. заграницей, сперва в Штуттгарте, затем в Париже. Редактировал "Освобождение" г. Петр Струве, перебежчик из рядов социал-демократии. "Освобождение" отличалось при своем возникновении крайне умеренным характером. Оно переняло от земцев программу Земского Собора, как представительства дворянских земств и купеческих дум (см. # 1 "Освобождения"). Политическая поверхность и литературная посредственность составляли основные черты этой нелегальной газеты, которая, за отсутствием в России всякого свободного слова в то время, пользовалась значительным успехом в буржуазных и либерально-бюрократических кругах общества. Под влиянием революционных событий в России "Освобождение" стало испытывать давление со стороны своих левых сотрудников и временами высказывалось за всеобщее избирательное право. Впрочем, циничная беспринципность редактора лишала демократизм "Освобождения" всякого значения: газета противоречила себе на каждом шагу и, под влиянием первого ветерка, передвигалась слева направо и справа налево.
Основная задача "Освобождения", выступающая сквозь все его противоречия, может быть охарактеризована так: объединить вокруг либеральных земцев демократическую интеллигенцию; посредством этой демократической интеллигенции создать в населении доверие к земцам, - и затем использовать популярность земцев для соглашения с царским правительством. Народной революции "Освобождение" боялось, не верило в нее и все время стояло на антиреволюционной точке зрения. За два дня до 9 января 1905 г. "Освобождение" писало: "Революционного народа в России нет". В последнем N, во время октябрьских дней, "Освобождение" нападало на социал-демократов за университетские митинги, сыгравшие огромную роль в русской революции. После 17 октября редактор "Освобождения" вернулся в Россию, где в еженедельной газете "Полярная Звезда" стал на крайнем правом крыле кадетской партии и в нападках на революционеров соперничал с "Новым Временем". "Полярная Звезда", как и ежедневная газета Струве "Дума", погибла за отсутствием читателей"./Т. 8/
В 1906 г. тов. Троцкий дал следующую политическую характеристику этому журналу:
"Освобождение", - либеральная газета, издавалась с 1902 г. заграницей, сперва в Штуттгарте, затем в Париже. Редактировал "Освобождение" г. Петр Струве, перебежчик из рядов социал-демократии. "Освобождение" отличалось при своем возникновении крайне умеренным характером. Оно переняло от земцев программу Земского Собора, как представительства дворянских земств и купеческих дум (см. # 1 "Освобождения"). Политическая поверхность и литературная посредственность составляли основные черты этой нелегальной газеты, которая, за отсутствием в России всякого свободного слова в то время, пользовалась значительным успехом в буржуазных и либерально-бюрократических кругах общества. Под влиянием революционных событий в России "Освобождение" стало испытывать давление со стороны своих левых сотрудников и временами высказывалось за всеобщее избирательное право. Впрочем, циничная беспринципность редактора лишала демократизм "Освобождения" всякого значения: газета противоречила себе на каждом шагу и, под влиянием первого ветерка, передвигалась слева направо и справа налево.
Основная задача "Освобождения", выступающая сквозь все его противоречия, может быть охарактеризована так: объединить вокруг либеральных земцев демократическую интеллигенцию; посредством этой демократической интеллигенции создать в населении доверие к земцам, - и затем использовать популярность земцев для соглашения с царским правительством. Народной революции "Освобождение" боялось, не верило в нее и все время стояло на антиреволюционной точке зрения. За два дня до 9 января 1905 г. "Освобождение" писало: "Революционного народа в России нет". В последнем N, во время октябрьских дней, "Освобождение" нападало на социал-демократов за университетские митинги, сыгравшие огромную роль в русской революции. После 17 октября редактор "Освобождения" вернулся в Россию, где в еженедельной газете "Полярная Звезда" стал на крайнем правом крыле кадетской партии и в нападках на революционеров соперничал с "Новым Временем". "Полярная Звезда", как и ежедневная газета Струве "Дума", погибла за отсутствием читателей"./Т. 8/