Освобождение

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Освобождение
Обретение свободы, подразумевающее деятельность и усилия. Тем самым противостоит свободе воли как первоначальной и абсолютной данности (свобода воли есть свобода в потенции, не требующая усилий). «Люди заблуждаются, считая себя свободными», – говорит Спиноза («Этика», часть II, теоорема 35, схолия), и эта иллюзия служит одной из главных помех к обретению ими свободы. Неповторимое сочетание осознания и неосознаваемого, характерное для человека (он осознает свои желания и поступки, но не понимает причин, их вызывающих), подчиняет его, превращая, по выражению Альтюссера, в подчиненного. Его так называемая свобода есть всего лишь неосознанная каузальность. И наоборот, поскольку свободы воли не существует, необходимо постоянно стремиться к освобождению, в том числе от себя самого. Такую возможность предоставляет только истина, о которую разбивается всякая субъективность. И свобода выступает как осознанная необходимость (Спиноза, Гегель, Маркс, Фрейд), вернее, как понимание необходимости. Но не потому, что понимание способно избавиться от необходимости (оно этого не может, потому что является частью необходимости), а потому, что разум в этом случае повинуется только себе («Этика», часть I, определение 7). Свободно только познание, и только познание освобождает. Этим этика, тяготеющая к свободе, отличается от морали, лишь предполагающей свободу.

Источник: Философский словарь.

Освобождение
либеральный двухнедельник, выходивший с 1 июля 1902 г. сначала в Штуттгарте, а потом в Париже, под редакцией бывшего социал-демократа и бывшего марксиста П. Б. Струве. Уже в первом # этого журнала была подчеркнута крайняя умеренность политических требований освобожденцев. Они сводились к созыву бессословного народного представительства, избранного губернскими земствами и думами больших городов. "Освобождение" являлось, таким образом, органом оппозиционных земских кругов и либеральной буржуазии. В дальнейшем, под влиянием роста революционных сил, "Освобождение" повернуло несколько влево. С 1903 г. журнал становится органом "Союза Освобождения". Временами он признает требование всеобщего, равного, тайного и прямого голосования и вообще принимает демократическую окраску. Богатство фактического материала доставляет ему большое распространение среди либеральной части буржуазии и дворянства. В начале революции, под влиянием сильного крена интеллигенции влево, "Освобождение" занимает уже нейтральную позицию. В дни апогея стачечного движения журнал резко нападает на революционную социал-демократию за ее "крайности", за развязывание стихийного движения масс и пр. После 17 октября 1905 г. журнал прекращается.
В 1906 г. тов. Троцкий дал следующую политическую характеристику этому журналу:
"Освобождение", - либеральная газета, издавалась с 1902 г. заграницей, сперва в Штуттгарте, затем в Париже. Редактировал "Освобождение" г. Петр Струве, перебежчик из рядов социал-демократии. "Освобождение" отличалось при своем возникновении крайне умеренным характером. Оно переняло от земцев программу Земского Собора, как представительства дворянских земств и купеческих дум (см. # 1 "Освобождения"). Политическая поверхность и литературная посредственность составляли основные черты этой нелегальной газеты, которая, за отсутствием в России всякого свободного слова в то время, пользовалась значительным успехом в буржуазных и либерально-бюрократических кругах общества. Под влиянием революционных событий в России "Освобождение" стало испытывать давление со стороны своих левых сотрудников и временами высказывалось за всеобщее избирательное право. Впрочем, циничная беспринципность редактора лишала демократизм "Освобождения" всякого значения: газета противоречила себе на каждом шагу и, под влиянием первого ветерка, передвигалась слева направо и справа налево.
Основная задача "Освобождения", выступающая сквозь все его противоречия, может быть охарактеризована так: объединить вокруг либеральных земцев демократическую интеллигенцию; посредством этой демократической интеллигенции создать в населении доверие к земцам, - и затем использовать популярность земцев для соглашения с царским правительством. Народной революции "Освобождение" боялось, не верило в нее и все время стояло на антиреволюционной точке зрения. За два дня до 9 января 1905 г. "Освобождение" писало: "Революционного народа в России нет". В последнем N, во время октябрьских дней, "Освобождение" нападало на социал-демократов за университетские митинги, сыгравшие огромную роль в русской революции. После 17 октября редактор "Освобождения" вернулся в Россию, где в еженедельной газете "Полярная Звезда" стал на крайнем правом крыле кадетской партии и в нападках на революционеров соперничал с "Новым Временем". "Полярная Звезда", как и ежедневная газета Струве "Дума", погибла за отсутствием читателей"./Т. 8/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
361.56 кб

Удивление, вопрошание и освобождение от естественных установок как элементы философствования

Карнаухова М. А.
Читать PDF
215.49 кб

Освобождение и общество

Фишман Л. Г.
Читать PDF
607.49 кб

Автоматизация: освобождение и порабощение человека (в контексте концепции вещи Ж. Бодрийяра)

Бабкина Яна Анатольевна
Читать PDF
322.19 кб

Духовное освобождение человека. Победа над страхом и смертью

Бердяев Николай
Утверждается: человек находится в рабстве, но стремится к свободе, в человеке есть духовное начало, независимое от мира, победа духа над рабством есть победа над страхом жизни и страхом смерти, познание истины требует победы над с
Читать PDF
285.74 кб

Машинное освобождение

Шалагинов Денис Сергеевич
Статья посвящена проблеме альянса человеческого и машинного. Мы встречаемся с этим мотивом в текстах таких теоретиков, как Жильбер Симондон, Жиль Делёз и Феликс Гваттари, Антонио Негри и Майкл Хардт, Мануэль Деланда и других.
Читать PDF
1.70 мб

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ТРУДА, БЕЗУСЛОВНОЕ ПОСОБИЕИ ГЛУПАЯ ВОЛЯ

Маяцкий Михаил
Статья подходит к анализу безусловного основного дохода, или пособия, с точки зрения феномена акрасии (греч. akratia/ akrateia, лат.
Читать PDF
104.02 кб

20002. 03. 045. Петякшева Н. И. Латиноамериканская "филосо-фия освобождения" в контексте компаративи

Смелова М. Н.
Читать PDF
4.01 мб

Трансформация рациональности из средства освобождения человека в фактор его порабощения

Аль-Ани Намир Махди
Читать PDF
423.00 кб

Власть как воля к освобождению: философско-антропологические аспекты

Черных Сергей Сергеевич
В статье проведен анализ власти, рассмотренный сквозь призму антропогенной воли, направленной к освобождению как от природной зависимости, так и от эксплуатации человека человеком.
Читать PDF
522.51 кб

НА ПУТИ К ОКОНЧАТЕЛЬНОМУ ОСВОБОЖДЕНИЮ ОБЪЕКТА ОТ СУБЪЕКТА

Брайант Леви
В статье рассматриваются базовые координаты эпистемологии и онтологии Нового времени, а также намечается проект «онтикологии» как варианта объектно-ориентированной онтологии.
Читать PDF
994.27 кб

Государство как политический инструмент социально-экономического освобождения человека (политическая

Чанышев А. А.
Одним из первых критиков противоречий «глобального» мира был Фихте. В этом смысле проблематика фихтеанской концепции остается принципиально значимой для современной политической теории.
Читать PDF
703.95 кб

Идеологический дискурс: к вопросу о способах освобождения от имитации сознания

Морщихина Лариса Александровна
Статья содержит социально-философский анализ концепта «идеология»; автором предпринята попытка выяснить, способен ли современный человек полностью отказаться от идеологизирующего влияния социального контекста; рассмотрена возможно
Читать PDF
225.28 кб

Бхагавад-гита: экзистенциально-антропологические основания пути освобождения

Карпицкий Николай Николаевич
Выявляются экзистенциальные, онтологические и антропологические предпосылки сотериологии Бхагавад-гиты.
Читать PDF
0.00 байт

Логика отчуждения и логика освобождения

Любутин Константин Николаевич, Кондрашов Петр Николаевич
В статье рассматриваются различные формы предметного, социального и экзистенциального отчуждения, которые существуют в современном капиталистическом обществе и фундируются в частной собственности на средства производства, а также
Читать PDF
104.14 кб

Протестантская теология освобождения

Хачатрян Г.Г.
В статье рассматриваются три направления богословия освобождения: черная теология в США, черная теология в Южной Африке и теология минджун в Корее. Все три возникли под влиянием латиноамериканского богословия в 60–70-х гг.

Похожие термины:

  • Группа Освобождение Труда

    первая русская революционная организация, ставшая на почву научного социализма, возникла в 1883 г. в Женеве, по инициативе бывших активных народников-чернопередельцев - Плеханова, Дейча, Засулич, Ак
  • Католическая мысль Латинской Америки о путях освобождения

    Латиноамериканская религиозно-философская мысль, конечно, не оторвана от традиционных и обновленных вариантов католичества как такового. Но она вносит в современное христианство целый ряд важн
  • Союз Освобождения

    буржуазно-демократическая организация, основанная летом 1903 г. вокруг программы оппозиционной газеты "Освобождение", издающейся П. Струве заграницей. Этот союз объединял либеральных земцев и проф
  • ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

    одна из соц. концепций совр. католич. мысли, получившая распространение с кон. 60-х гг. в странах Лат. Америки. Гл. представитель — перуанский священник Г. Гутьеррес, автор кн. «Теология освобождения -
  • ЭТИКА ОСВОБОЖДЕНИЯ

    часть сформировавшейся в 70-е гг. 20 в. в Латинской Америке «философии освобождения»; как комплекс этических идей претендует на выражение позиции Другого, т.е. человека т.н. третьего мира (африканца, а