Оствальд, Вильгельм Фридрих
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Источник: Философский энциклопедический словарь
Против «энергетизма» Оствальда и попыток возрождения им натурфилософии выступали Л. Больцман, М. Планк, А Г. Столетов и др. Соч.: Energetische Grundlagen der Kulturwissenschaften. Lpz., 1909; Die Philosophie der Werte. Lpz., 1913; Die Pyramide der Wissenschaften. Stuttg.—B., 1929; рус. пер.: Несостоятельность научного материализма. СПб., 1896; Философия природы. СПб., 1906; Энергетический императив. СПб., 1913. Лит.; Родный Н. И. и др. Вильгельм Оствальд. М., 1965.
Источник: Новая философская энциклопедия
1853-1932) – немецкий химик, родился в Риге (Латвия), лауреат Нобелевской премии по химии (1909). Он поддержал идеи Аррениуса, но и способствовал их распространению среди химиков. Более того,он добился, чтобы Аррениус получил постдокторскую стипендию (ее можно получать в течение года после защиты докторской диссертации. – Ред.) и, таким образом, смог продолжить свои исследования. Интерес к теории ионной диссоциации позволил Оствальду увидеть в ней прекрасное объяснение многих химических реакций, в которых катализаторами служат слабые кислоты и основания. Когда существует химическое равновесие, скорость протекания прямой и обратной реакций одинакова. Оствальд доказал, что присутствие катализатора ускоряет реакцию в обоих направлениях в одинаковой степени. Он также продемонстрировал, что система переходит от менее устойчивого состояния к более устойчивомупостепенно и не всегда достигает своего самого устойчивого состояния. Эта зависимость получила название закона разбавления Оствальда. Применив свои знания каталитических процессов в целях развития промышленности, ученыйисследовал возможности синтеза аммиака из водорода, используя в качестве катализатора железную проволоку. В 1890 г. Оствальд заинтересовался взглядами на энергию как на первооснову всего физического мира. Скептически относясь ко всем материалистическим концепциям, и особенно к атомно-молекулярной теории, Оствальд полагал, что природные явления могут объясняться превращениями энергии. В соответствии с этим подходом он вывел законы термодинамики на уровень философских обобщений. Он предположил, что материя не является единственной субстанцией. Роль первосубстанции выполняет энергия. Чистую энергию он рассматривал как некое нематериальное движение. Отрицание общепринятых представлений о неизменном атоме породило сомнение в основных физических законах и отрицание объективных закономерностей в природе. Так идеи Оствальда способствовали формированию физического идеализма. Последние годы жизни он посвятил изучению энергии цвета, а также организаторской и писательской деятельности. Оствальд создал количественную теорию цветов со шкалой порядка определения цвета, которую изложил в атласе цветов, и разработал систему цветовой гармонии.
Источник: Философия науки и техники: словарь
(1853-1932) ? нем. химик и философ, лауреат Нобелевской премии по химии (1909). Образование получил в Дерптском ун-те (1872-75). С 1882 — проф. Рижского политехникума. В 1887 занял кафедру химии в Лейпцигск. ун-те. О. — один из крупнейших реформаторов науки и натурфилософии 20 в. Значительная переоценка его научной деятельности произошла в конце 70 — нач. 80-х гг., в рамках утвердившейся в науке парадигмы синергетики (самоорганизации). Работы последнего периода жизни О. опубликованы частично и их изучение не закончилось. О. фактически первым определил культуру как явление, требующее для своего изучения особой науки. Главным принципом его взглядов был “энергетизм”, убеждение, что все существующее суть энергия, ничего иного в мире нет. Конечным рез-том мировой энергии являются общественность и обусловленная ею разумность (сознание — один из видов энергии). Культура — совокупность факторов, служащих социальному прогрессу человечества. Следовательно, целесообразнее говорить о науке о культуре, т.к. именно такая наука будет изучать реальные процессы; наука же об обществе мало отличается от психофизиологии, являясь частным, историческим случаем биологии. Вопросу о культуре посвящена специальная работа “Энергетические основы науки о культуре” (1909). В статьях 1915 “Система наук” и “Принципы теории образования” О., среди других наук 20 в. называет культурологию или науку о цивилизациях. Базовым законом для “энергетической науки” является закон сохранения энергии. Стремление свести энергетические потери к нулю и есть сущность и любого частного культурного действия, и прогресса в целом. Функция культуры — сохранение и сбережение энергии, прежде напрасно растрачиваемой в борьбе грубых сил. Соч.: Die energetischen Grundlagen der Kulturwissenschaft. Lpz., 1909; Энергия и ее превращения. СПб., 1890; Натурфилософия. М., 1902 (то же под назв.: Философия природы. СПб., 1903); Письма о живописи. М., 1905; Очерк натурфилософии. СПб., 1909; Организация и организаторы, ч. 1-2. М., 1912-13; Энергетич. императив. СПб., 1913; Энергетика общих законов прогресса // Новые идеи в социологии. Сб. 3. СПб., 1914; Цветоведение. М.-Л., 1926. Лит.: Де Роберти Е.В. Энергетика и социология // Вестник Европы. 1910. N 3, 4; Родный Н.И., Соловьев Ю.И. В. Оствальд. М., 1969; Круг Г.Й., Польман Л. В. Оствальд на подходе к созданию синергетич. школы // Концепция самоорганизации в истор. ретроспективе. М., 1994. А.А. Трошин. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
(2 сент. 1853 – 4 апр. 1932) – нем. химик и философ. Род. в Риге, преподавал в Рижском политехникуме, откуда перешел на первую кафедру физич. химии, открытую в Лейпцигском ун-те. Доктор химич. наук (с 1878); проф. (с 1881); член-корр. Петерб. АН (с 1896); лауреат Нобелевской премии по химии (1909). В сотрудничестве с Менделеевым и Н. Меншуткиным О. организовал (1886) первый науч. журнал по физич. химии ("Zeitschrift f?r physikalische Chemie"). После смерти Геккеля возглавил нем. атеистич. "Союз монистов". Положил начало изданию "Классики точных наук" ("Ostwald´s Klassiker der exakten Wissenschaften", с 1889 и до наст. времени). Редактировал журн. "Annalen der Naturphilosophie". Успехи классич. термодинамики, основанной на рассмотрении различных процессов превращения энергии, и осознанная уже тогда большинством ученых несовместимость старых метафизич. представлений о материи с новыми науч. данными натолкнули О. на мысль о том, что именно энергия, а не материя (вещество) является "единственной субстанцией мира", к изменениям к-рой должны быть сведены все вообще (в т.ч. психич. и социологич.) явления. (Об этой т.н. "энергетической философии", или "энергетике", О. см. Энергетизм). Против "энергетики" О. выступали нем. ученые Л. Больцман, М. Планк, рус. физик А. Г. Столетов и др. Развернутую и глубокую филос. критику "энергетики" (с т. зр. марксистского понимания материи) дал Ленин в труде "Материализм и эмпириокритицизм", в к-ром он оценивал О. как "...очень крупного химика и очень путаного философа..." (Соч., т. 14, с. 155). Соч.: Theorie des Gl?ckes, "Annalen der Naturphilosophie", 1905, Bd 4, H. 4; Grundri? der Naturphilosophie, Lpz., 1908; 2 Aufl., Lpz., 1913; Energetische Grundlagen der Kulturwissenschaften, Lpz., 1909; Monistische Sonntagspredigten. Reihe 1–5, Lpz.. 1911–16; Die Philosophie der Werte. Lpz., 1913; Auguste Comte. Der Mann und sein Werk, Lpz., 1914; Moderne Naturphilosophie, [Bd] 1–, Lpz., 1914–; Goethe, Schopenhauer und die Farbenlehre, Lpz., 1918; Die Pyramide der Wissenschaften, Stuttg. – В., [1929]; Wissenschaft contra Gottesglauben. Aus den atheistischen Schriften des gro?en Chemikers, Lpz.–Jena, 11960]; в рус. пер. – Несостоятельность научного материализма, СПБ, 1896; Философия природы. СПБ, 1903; Искусство и наука, в кн.: Уэльдстин Ч., Искусство XIX в., СПБ, 1905; Энергетический императив, СПБ, 1913. Лит.: Кистяковский В. ?., В. Оствальд. [Некролог], "ИАН СССР. Отд. матем. и естественных наук", 1934, сер. 7, No 4; G?nther Р., W. Ostwald, В., [1932]. И. Кузнецов, В. Семенчев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
немецкий физикохимик и философ. Один из создателей и лидеров физической химии и философии энергетизма ("энергетической философии"). Доктор химических наук (1878), профессор (1881), член-корреспондент Петербургской (1896) и Берлинской (1905) Академий наук, лауреат Нобелевской премии по химии (1909). Автор учебников по химии, истории химии и ряда монографий: "Научные основания аналитической химии" (1895), "Электрохимия" (1896), "Принципы неорганической химии" (1902), "Философия природы" (1903), "Фундаментальные принципы химии" (1909), "Монизм как цель цивилизации" (1913), "Энергетический императив" (1913), "Натурфилософия" (1914) и др. Окончил химический факультет Дерптского (Тартуского) университета (1875) со степенью бакалавра. До 1881 работал приват-доцентом химии Дерптского университета и преподавал физику и химию в местной школе. В 1881-1887 профессор химии Рижского политехнического института. В 1887-1909 профессор физической химии Лейпцигского университета и в 1898-1906 - директор основанного им физико-химического института Лейпцигского университета. В течение года читал лекции в Гарвардском университете. Сооснователь и редактор "Журнала физической химии" (1887). Один из создателей Германского электрохимического общества (позднее - Германское физико-химическое общество Бунзена). В 1889 положил начало изданию серии книг "Классики точных наук", выходящей и ныне. Ряд лет руководил "Союзом монистов". В 1901-1921 издавал журнал "Анналы Натурфилософии". Осуществил ряд важных физико-химических исследований электролитической диссоциации, в т.ч. установил связь электропроводности растворов кислот со степенью их электролитической диссоциации. В 1887-1888 предложил электрохимический способ определения основности кислот, в 1888 установил закон (закон разбавления О.), являющий собой соотношение, выражающее зависимость эквивалентной электропроводности разбавленного раствора бинарного слабого электролита от концентрации раствора. Исследовал проблемы химической кинетики и катализа. В 1890 обнаружил случаи автокатализа. Разработал основы каталитического окисления аммиака, изучения энергии цвета и др. Создал количественную теорию цвета, шкалу порядка определения цветов, систему цветовой гармонии и атлас цветов. В 1901 дал определение катализатора как вещества, изменяющего скорость реакции, но отсутствующего в конечных продуктах. Понимая закон сохранения и превращения энергий как единственный всеобщий закон природы, с 1890 исследовал энергию как субстанцию мира, к изменениям и превращениям которой могут быть сведены все явления. В соответствии с этой идеей осуществил философскую интерпретацию положений и законов классической термодинамики, которая стала одним из оснований созданной им "энергетической философии" (энергетизма). Считал, что эта философия позволяет заменить понятие материя (вещество) понятием энергия (или "комплекс известных энергий"). Предложил понимание биологических и психических процессов (в т.ч. сознательных) как процессов энергетических. Исследовал "энергетическую базу культуры" и распространил энергетический подход на сферу социальных явлений. Утверждал, что все явления человека и мира можно представить как процессы "совершающиеся между энергиями". Сформулировал "энергетический императив", предписывающий не растрачивать энергию, а использовать ее.
В.И. Овчаренко
Источник: Новейший философский словарь