ОССОВСКИЙ Станислав

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ОССОВСКИЙ Станислав

(22 мая 1897 – 7 нояб. 1963) – польский философ и социолог. Ученик Котарбиньского и С. Чарновского. С 1935 – доцент Варшавского ун-та, в 1945–47 – проф.ун-та в Лодзи, с 1947 – проф. Варшавского ун-та, с 1956 – руководитель Отдела культуры и социальных изменений Ин-та философии и социологии Польской А?. В 1959–62 О. – вице-президент Междунар. социологич. ассоциации, председатель Польского социологич. об-ва. В начальный период науч. деятельности О. занимался эстетикой, в последующем социологией, теорией культуры и методологией обществ. наук. Под влиянием львовско-варшавской школы он уделял особое внимание анализу понятий. В эстетике О. связывал исследования типов эстетич. ценностей, оценок и переживаний с общими проблемами культуры. В работе "Социальная связь и наследие крови" ("Wi?? spo?eczna i dziedzictwo krwi", Warsz., 1939, 2 wyd., Warsz., 1948) О. подверг критике расистское антропологич. направление в социологии и дал глубокий анализ социальных механизмов, посредством к-рых "мифы крови и расы" функционируют в обществе, становясь основой расизма. В период гитлеровской оккупации Польши он конспиративно издал работу "К новым формам обществ. жизни" ("Ku nowym formom ?ycia spo?ecznego", Warsz., 1947, 2 wyd., Warsz., 1956), в к-рой указывал на необходимость обществ. преобразований в Польше. В работе "Классовая структура в общественном сознании" ("Struktura klasowa w spo?ecznej ?wiadomo?ci", ??d?, 1957) О., опираясь на результаты сравнительно-историч. исследований, провел систематизацию осн. способов интерпретации классовой структуры общества. Характеристику структуры и специфики обществ. наук, в особенности социологии, а также анализ направлений в социологии и социологич. школ он дал в работе "Об особенностях общественных наук" ("О osobliwo?ciach nauk spo?ecznych", Warsz., 1962). Свои науч. интересы О. тесно связывал с преподавательской работой и с передовыми общественными взглядами, высказываясь в пользу социалистической идеологии. Соч.: Prawa historyczne w socjologji, "Przegl?d filozoficzny", 1935, rocznik 38, z. 1–2; Analiza socjologiczna pojecia ojczyzny, "Mysl wsp??czesna", 1946, No 2; U podstaw estetyki, 3 wyd., Warsz., 1958; Marksizm 1 tw?rczo?? naukowa w spo?ecze?stwie socjalistycznym, Warsz., 1957. В. Крышевский. ПНР.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ОССОВСКИЙ Станислав
22 мая 1897, Липно, Польша — 7 ноября 1963, Варшава) — польский социолог, культуролог, методолог социального познания, представитель Львмско-Варшавской школы. Профессор Лодзинского университета (1945—47), Варшавского университета (с 1947), руководитель отдела культуры и общественных изменений Института философии и социологии Польской академии наук (1956—62), вице-президент Международной психологической ассоциации (1959—62), организатор и президент Польского социологического общества (с 1956). Был одним из участников семинара по этнологии в Лондонской школе экономики под руководством Б. Малиновского (1933—35).
Эстетические воззрения Оссовского основывались на идее возрастающей роли искусства в духовной жизни человечества. Теория культуры включает типологический анализ эстетических ценностей и оценок в их историческом развитии. Эта типология основывается на фундаментальном соотношении между понятиями красоты в природе и красоты, созданной человеком.
Оссовский подверг критике расово-антропологическое направление в социологии, раскрыв не только его методологические недостатки, но и порочную идеологическую мотивацию, ставшую особенно очевидной в годы 2-й мировой войны. Он показал социальные механизмы, при посредстве которых мифы «крови и расы» функционируют в обществе. Оссовский был активным участником общественных движений против антисемитизма, а во время войны участвовал в польском Сопротивлении. Общественно-политические взгляды Оссовского были близки социал-демократии. Он полагал, что плановая экономика должна сочетаться с частной инициативой, идеалы общественной справедливости не противоречат культурному и социальному плюрализму. Оссовский анализировал различные пути социальной стратификации и ее теоретического обоснования.
Общественные науки (в первую очередь — социология и культурология), согласно Оссовскому, суть науки с твердыми эмпирическими основаниями. Методология этих наук не может быть сведена к простейшим индуктивным процедурам, а требует широкой исторической и антропологической перспективы. Специфика общественных наук заключается в том, что их методологические проблемы должны рассматриваться сквозь призму гуманистического мировоззрения и психологических интуиции относительно человеческой природы и судьбы.
Соч.: Upodstaw estetyld. Warsz.. 1933; The Science of Science.— Minerwa: A Review of Science, Learning and Policy. 1936. Ы. 3, p. 72—82 (совм. с M. Ossowska); Wiez spoleczna i dziedzictwo krwi. Warsz., 1938; Ku nowym formom zycia spoleczncgo. Warsz., 1943; 0 osobliwosciach nauk spolecznych. Wirsz., 1962; Class Structure in the Social Consciousness. N. Y, 1963.
B. H. Порус

Источник: Новая философская энциклопедия