ОССОВСКАЯ Мария

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ОССОВСКАЯ Мария

(р. 16 янв. 1896) – польский философ и этик. Ученица Котарбиньского. В 1945–48 – проф. ун-та в Лодзи, с 1948 – проф. Варшавского ун-та, с 1956 – руководитель Отдела истории и теории морали Ин-та философии и социологии Польской АН. О. исследует развитие науки о морали (описание и анализ морали различных обществ. господствующих в них этич. систем, а также исследование источников, структур и функций морали). Наука о морали, по О., включает три группы проблем: методологич. анализ характера, специфики и способа обоснования моральных оценок и норм, психологию морали и социологию морали. Первой группе проблем О. посвятила работу "Основы науки о морали" ("Podstawy nauki o moralno?ci", Warsz., 1947, 3 wyd.,Warsz., 1963). В "Мотивах поведения" ("Motywy post?powania", Warsz., 1949, 2 wyd., [Warsz.], 1958) рассмотрена психология оценки и поведения, психогенез морали, а также моральная типология. Третьей группе проблем посвящена работа "Буржуазная мораль" ("Moralno?? mieszcza?ska", L?d? – Wr., 1956), в к-рой бурж. мораль подразделяется на неск. типов в соответствии с классовой структурой бурж. общества. В работе "Социология морали" ("Socjologia moralno?ci", Warsz., 1963) О. исследует дифференциацию морали в связи с социальной средой, зависимость морали от климатич., демографич., экономич. и политич. факторов. Соч.: О dw?ch rodzajach ocen, "Kwartalnik Filozoficzny", 1947, t. 16, z. 2–4; Oceny i normy, там же, 1949, t. 18, z. 3–4; O pewnych przemianach etyki walki, Warsz., 1957; Zagadnienie powszechnie uznanych norm moralnych, "Studia Filozoficzne", 1957, No 3. В. Крышевский. ПНР.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ОССОВСКАЯ Мария
16 января 1896, Варшава—13 августа 1974, там же) — польский философ, социолог, участница Львовско-Варшавской школы. Жена С. Оссовского.
Окончила философский факультет Варшавского университета, где училась у Т. Котарбиньского, В. Татаркевича и Я. Лукасевича. Активная участница польского Сопротивления во время 2-й мировой войны. Профессор Лодзинского университета (1945—48), Варшавского университета (с 1948). Руководитель отдела истории и теории морали Института философии и социологии Польской академии наук (1956—62).
В трактовке Оссовской наука о морали есть описание и анализ соотношения между реальными моральными отношениями и этическими системами, господствующими в различных обществах на различных исторических стадиях их развития; наука о морали занимается также изучением источников морали. ее функций и структуры. В связи с этим теоретическая этика сталкивается с тремя типами проблем: методологическими проблемами, связанными с природой, спецификой и обоснованием моральных норм и оценок; психологическими проблемами, связанными с мотивацией оценок, действий моральных чувств и моральной патологии; социологическими проблемами анализа социальных оснований морали в различные исторические эпохи и у различных социальных групп.
Исследование моральных норм Оссовская проводит в контексте «нормативного образца личности», т. е. нравственного идеала или образа, который данным обществом рассматривается как ориентир этического поведения, объект притязаний и подражаний. Личностные образцы меняются по мере развития человека и общества, типа социальных отношений. Напр., в общественном сознании добуржуазной эпохи превалирует аристократический личностный образец (стержневой основой личности является убеждение в том, что ее честь и достоинство выше любых материальных благ и самой жизни), а в буржуазную эпоху — мещанский личностный образец (достоинство человека измеряется прежде всего жизненным успехом). Однако эти личностные образцы в любую эпоху сосуществуют в общественном сознании, находясь в состоянии постоянной полемики и борьбы. Превращение какого-либо из них в доминирующий связано с резкими переоценками ценностей, трагическими «перекосами» в ту или иную сторону.
Этическое исследование «личностных образцов» имеет не только теоретическую ценность, оно задает определенные ориентиры и модели поведения; тем самым проявляется прикладная, практическая функция этики. Недопустимо подчинение этики жестким идеологическим или политическим влияниям, превращающим мораль и науку о морали в орудия борьбы между социальными группами, партиями и другими общественными силами. Мораль является относительно автономным социальным явлением, способным ограничивать политику и идеологию в соответствии с фундаментальными представлениями о человеке и его месте в мире, определяющими исторический тип культуры.
Соч.: Podstawy nauki о moralnosci. Warsz., 1947; Oceny i normy. Wwsz., 1949; Motywy postepowania. Warsz., 1949; Opewnych przemianach etyki walki. Wirsz., 1957; Zagadnienia powszechnie uznanych norm moralnych. Warsz., 1957; Socjologia moralnosci. Warsz., 1963; Normy moraine. Proba systematyzacii. Warsz., 1970; Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.
В. Н. Парус

Источник: Новая философская энциклопедия