Основоположения чистого рассудка
Основоположения чистого рассудка
(Grundsaetze des reinen Verstand - нем.)
Термин кантовской философии, обозначающий фундаментальные
принципы априорного синтетического знания. Основоположения чистого
рассудка составляют метафизический каркас естествознания и исчерпывают
сферу того, что рассудок a priori может познать о вещах. Основой
классификации основоположений чистого рассудка является таблица
категорий. В соответствии с четырьмя классами категорий Кант выделяет
четыре группы основоположений. Категориям количества соответствуют
аксиомы созерцания (их принцип состоит в том, что всякое созерцание
конструируется как экстенсивная величина), категориям качества -
антиципации восприятия (их максима заключается в том, что всякому
реальному в созерцании присуща интенсивная величина, т.е. степень),
категориям отношения - аналогии опыта (всякое изменение происходит
сообразно закону причинности, субстанция сохраняется неизменной, все
сосуществующее находится во взаимодействии), категориям модальности -
постулаты эмпирического мышления вообще (возможность - согласие с
формальными условиями опыта, действительность - связь с
материальными условиями опыта, необходимость - связь с
действительностью по общим законам опыта). Первые две группы
основоположений обосновывают возможность математического познания
явлений и именно поэтому Кант называет их математическими. Третья и
четвертая группы касаются существования и его условий и объединяются
Кантом в рубрику динамических основоположений. Математические
основоположения в силу их тесной связи с формами созерцания обладают
интуитивной достоверностью, динамические - дискурсивной. В
доказательствах разных групп основоположений (точнее, не самих этих
рассудочных принципов, а их "схематизированных", т.е. темпоральных
формул). Кант применяет совершенно различные аргументативные тактики
(общее для всех основоположений доказательство дано Кантом в
трансцендентальной дедукции категорий). Математические
основоположения удостоверяются анализом формальных особенностей
созерцания предметов во времени и пространстве (в частности,
однородности временных моментов и феномена различной наполняемости
времени). Аналогии опыта доказываются как принципы, позволяющие
мыслить устойчивые объекты за потоком субъективных переживаний, и
сами доказательства построены на анализе структуры конституирования
предметности. Постулаты же эмпирического мышления нуждаются не в
доказательствах, а в разъяснениях, так как относятся не к вещам, а к
отношению мышления к вещам.
Источник: Термины кантовской философии