ОСНОВОПОЛОЖЕНИЕ К МЕТАФИЗИКЕ НРАВОВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«ОСНОВОПОЛОЖЕНИЕ К МЕТАФИЗИКЕ НРАВОВ»
Grundlegung zur Metafhysik der Sitten. Riga, 1785) — сочинение И. Канта, в котором впервые была систематически представлена моральная теория зрелого периода его творчества и сформулирован ключевой ее принцип — категорический императив.
В предисловии задача труда определяется как «отыскание и утверждение верховного принципа моральности». Метод исследования обозначается как аналитическое восхождение к этическим принципам от интуиции обыденного сознания, а затем их обоснование в априорных синтезах разума, имеющих онтологическое измерение и приводящих к метафизике нравственной и разумной личности.
В 1-м разделе анализируется обыденная интуиция доброй воли как идеала чистоты воли вообще. Добрая водя трактуется как содержание конечного предназначения человеческого разума. Рассматривая ряд ценностей (самосохранение, благотворение, счастье и культура дарований), значимость которых не ограничивается нравственным содержанием, Кант утверждает, что моральность ценности вообще следует искать не в субъективном намерении действия, посредством которого она осуществляется, но в самом принципе волевого избрания этой ценности. Поэтому долг есть моральная необходимость действия, т. е. его необходимость из уважения к закону, к чистой ценности; уважение же возможно лишь к разумной деятельной воле. Моральная ценность действия заключена не в ожидаемом результате, но в чистом сознании ценности — «представлении закона самого по себе» как определяющего основание воли. Представление закона должно быть свойственно субъективному мотиву; мотив и законная ценность должны совпасть в поступке воли. Исходя из этого, Кант формулирует требование морального закона: поступать так, «чтобы я мог также желать, чтобы моя максима стала всеобщим законом».
Во 2-м разделе Кант приступает к выяснению принципа моральной ценности строго критическим «априорным» методом. Определяя волю как способность действовать по представлению закона, Кант усматривает собственно практически-ценностный момент воли в ее более или менее полной зависимости от сознания закона, а практическое принуждение — в принуждении к полноте морально-законного (объективнодоброго), которое Кант называет велением разума, а формулу веления — императивом. Безусловный, эмпирически независимый императив именуется Кантом категорическим и определяется как формальное качество нравственной воли. Эта форма нравственного принуждения имеет три аспекта: (а) объективно-формальный («формула закона»), (б) содержательный, или субъективно-ценностный («формула человечности»), (в) «полное определение» — синтетическое понятие нравственности воли («формула автономии и царства целей»). Подводя итог аналитической части работы, Кант формулирует нравственный идеал человечности как царство целей, возможное по нравственно безупречным максимам всех личных воль как его членов. Действительность этого царства хотя и зависит от добровольной моральности каждого его члена, является в то же время для каждого безусловным предельным нравственным императивом, удостоверение которого и одновременно основа достоинства всякого разумного существа есть автономия его воли. Автономия воли представляет собой основание ее моральности. Однако чистая метафизика нравов бессильна постичь основу такого положения дел без моральной критики разума.
Ее начало дает 3-й раздел работы. Основа объяснения автономии — положительное понятие свободы: закон воли, свободной от чувственных влияний, есть она сама как автономная. Такое свойство положительной свободы должно быть признано за волей всякого существа, способного действовать не иначе как в самосознании такой свободы, хотя бы философия и не могла подтвердить это сознание в его праве. Метафизика нравственной свободы помещается Кантом в контекст учения о вещах-в-себе и явлениях как специфической онтологии критического наукоучения. Чистая спонтанность разума в его законном целеполагании, превосходящая синтетическую способность рассудка, оказывается метафизической основой нравственного бытия личности. Категорическое веление нравственности оказывается возможным именно вследствие: (а) расхождения законов чистой идеальности умопостигаемого и законов эмпирической необходимости, (б) необходимости придания миру последней формы морального мира, (в) необходимого синтеза чувственного влечения с идеей чистой воли. Моральное долженствование, по Канту, есть собственное необходимое воление человека как члена умопостигаемого мира. Последний метафизический синтез морально-пракгического разума как единство мира нравов по закону морали ставит перед философией вопрос о пределе ее правомерной компетенции. Объяснение возможности чистой практической свободы оказывается по ту сторону пределов научной философии; однако тем самым под подозрение в постижимо-непостижимое ти попадает и основание чистого практического принуждения. Моральное воление вовеки должно остаться идеалом, его действительность необъяснима для чистой философии, ибо здесь в дело морального разума вторгается метафизическая сила высшей свободы. Русский перевод Я. Рубана («Кантово основание к метафизике нравов». Николаев, 1804); H. Смирнова (1879); Л. П. Д. под ред. В. М. Хвостова (1912); А. К. Судакова (1997: Кант И. Соч. на нем. и рус. яз., т. 3).
А. К. Судаков

Источник: Новая философская энциклопедия

ОСНОВОПОЛОЖЕНИЕ К МЕТАФИЗИКЕ НРАВОВ
(«Grundenlung zur Metaphysik der Sitten») - сочинение И.Канта, в к-ром впервые была систематически представлена моральная теория зрелого периода творчества Канта и сформулирован ее ключевой принцип категорический императив. Издано в Риге в издательстве Харткноха (1785, 2-е изд. — 1786). На рус. яз. впервые переведено Я.Рубаном («Кантово основание к метафизике нравов». Николаев, 1804).
В 1912 — пер. Л.П.Д. под ред. В.М.Хвостова, исправленное издание («Основы метафизики нравственности») — 1965; новейшее издание — 1997 (пер. А.К.Судакова).
В предисловии «О. к м.н.» дается систематика наук с т.з. источников познания, формулируется идея метафизики нравов как чистой моральной философии и задача труда определяется как «отыскание и утверждение верховного принципа моральности». Метод исследования обозначается как аналитическое восхождение к этическим принципам от интуиции обыденного сознания, а затем их обоснование в априорных синтезах разума, имеющих онтологическое измерение и приводящих к метафизике нравственной и разумной личности.
В первом разделе анализируется обыденная интуиция доброй воли как идеал чистоты воли вообще; добрая воля определяется как предмет конечного предназначения человеческого разума. Формулируется понятие долга и в свете его обсуждается нравственное значение ряда ценностей (самосохранение, благотворение, счастье и культура дарований), к-рые значимы для человека не только как нравственные. Моральный момент ценности вообще следует искать не в субъективном намерении действия, но в самом принципе волевого избрания этой ценности. Поэтому долг есть моральная необходимость действия, т.е. его необходимость из уважения к закону, к чистой ценности; уважение же возможно лишь к разумно-деятельной воле. Моральная ценность действия заключена не в ожидаемом результате, но в чистом сознании ценности, «представлении закона самого по себе» как определяющем основании воли. Представление закона должно быть свойственно субъективному мотиву; мотив и законная ценность должны совпасть в поступке воли. Отсюда формулировка морального закона: поступать так, «чтобы я мог также желать, чтобы моя максима стала всеобщим законом». Приведя пример применения такого принципа, Кант затем оценивает его значение в свете общечеловеческой природы моральности. Во втором разделе Кант приступает к выяснению принципа моральной ценности строго критическим «априорным» методом. Определяя волю как способность действовать по представлению закона, Кант выявляет собственно практически-ценностный момент воли в ее более или менее полной зависимости от сознания закона, а практическое принуждение - в принуждении к полноте морально-законного (объективно-доброго). Кант называет это требование объективно-доброго велением разума, формулу же веления императивом. Безусловный, эмпирически независимый императив именуется Кантом категорическим и определяется как формальное качество нравственной воли. Дается подробный анализ трех коренных аспектов этой формы нравственного принуждения: объективно-формального («формула закона»), содержательного, или субъективно-ценностного («формула человечности») и «полного определения» — синтетического понятия нравственности воли («формула автономии и царства целей»).
В первых двух случаях приводятся примеры, послужившие предметом полемики кантоведов в силу следствий их нормативного содержания для стереотипного образа кантианской этики. Подводя итог аналитической части работы, Кант формулирует нравственный идеал человечности как царство целей, возможное по нравственно-безупречным максимам всех личных воль его членов. Действительность этого царства, хотя и зависит от добровольной моральности каждого его члена, в то же время является для каждого безусловным предельным нравственным императивом, удостоверение к-poro и одновременно основа достоинства всякого разумного существа есть автономия (см. Автономия и гетерономия) его воли: «Принцип автономии есть единственный принцип морали». Дается типология «неподлинных» ее принципов, к-рые ставят волю в зависимость от ее случайного объекта. Автономия воли отождествляется с основанием ее моральности. Однако чистая метафизика нравов бессильна постичь основу такого положения дел без моральной критики разума. Начатки для нее должен дать третий раздел работы. Основа объяснения автономии — положительное понятие свободы; закон воли, свободной от чувственных влияний, есть она сама, как автономная. Такое свойство положительной свободы должно быть признано за волей всякого существа, способного действовать не иначе как в самосознании такой свободы, хотя бы философия и не могла подтвердить это сознание в его праве. Метафизика нравственной свободы рассматривается в общем контексте Кантова учения о вещах в себе и явлениях, как специфической онтологии критического наукоучения. Чистая спонтанность разума в его законном целеполагании, превосходящая и синтетическую способность рассудка, оказывается метафизической основой нравственного бытия личности. Категорическое веление нравственности оказывается возможным именно вследствие расхождения законов чистой идеальности умопостигаемого и законов эмпирической необходимости, и вследствие необходимости придания миру последней формы морального мира, и вследствие необходимого синтеза чувственного влечения с идеей чистой воли. Моральное долженствование есть поэтому собственное необходимое воление личности как члена умопостигаемого мира, предназначения же нашего к гражданству в этом мире критическая этика своими средствами обосновать не может, однако необходимо же его предполагает. Последний метафизический синтез морально-практического разума ставит перед философией вопрос о пределе ее правомерной компетенции. Объяснение возможности чистой практической свободы оказывается по ту сторону пределов научной философии; однако тем самым под подозрение в постижимо-нспостижимости попадает и основание чистого практического принуждения. Моральное воление вовеки должно остаться идеалом, его действительность необъяснима для чистой философии, ибо здесь в дело морального разума вторгается метафизическая сила высшей свободы. На этой мысли о постижимо-непостижимости морали для философа и заканчивается «О. к м.н.».
В истории моральной философии «О. к м.н.» выпала судьба основного текста по этике Канта как в научных, так и в университетских кругах. Однако воспринята была скорее буква формулировок работы, чем систематический строй ее; обилие комментаторской литры только способствовало этому. Между тем философы отзывались более на «Критику практического разума», что спровоцировал сам Кант своим ограничительным суждением о значении «О. к м.н.» в предисловии к «Критике». Система этики чистой воли отступила на второй план перед чистой формой нравственного закона, так что в нач. 20 в. историкам философии приходилось как открытие преподносить идею о самой возможности конкретной этики на кантианской основе; рационалистический формализм кантианства оказался доступнее для культуры Европы, чем универсальная безусловность Кантовой морали «О. к м.н.». Лит.: Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 3. М.: Московский филос. фонд, 1997; Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. в 6т. Т. 4 (1). М.: Мысль, 1965; Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М.: МГУ, 1974; Wolff R. P. The Autonomy of Reason: A Commentary on Kant's Groundwork of the Metaphysics of Morals. New York: Harper & Row, 1973; Ross WD. Kant's Ethical Theory: A Commentary on the Groundwork of the Metaphysics of Morals. Wsstport, Conn: Greenwood Press, 1978. A.K. Судаков

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001