ОСНОВАНИЯ ЭТИКИ

Найдено 1 определение
ОСНОВАНИЯ ЭТИКИ
(«The Principles of Ethics», 2 vol., 1892-1893) - сочинение Г.Спенсера. Состоит из двух томов, включающих в себя шесть частей. Части I—IV вначале выходили отдельными выпусками: I в 1879, IV-в 1891, II и III-в 1892. Перерывы в работе и публикации были вызваны болезнью Спенсера. Общий замысел Спенсера определялся необходимостью завершения ряда работ под общим названием «Синтетическая философия», а также осознанием им современности как эпохи, когда нравственные заповеди теряют свой авторитет, обусловленный ранее их предполагаемым священным происхождением, и должны получить светское научное обоснование. Конкретная задача Спенсера — установление правил хорошего и дурного поведения на научном основании, исходя из идеи развития с учетом законов жизни и условий существования, определение полезных для жизни и вредных родов поведения. Структура «О.э.» соответствует разделению этики, предлагаемому Спенсером. Область этики подразделяется на два отдела: личный и общественный.
В первом рассматриваются действия, направленные на личные цели и оцениваемые на основании личного благополучия, взятого независимо от благополучия других людей. Во втором — действия, так или иначе влияющие на других людей и оцениваемые исходя из их последствий для других: действия справедливые и несправедливые (не мешающие и мешающие другим людям в осуществлении их целей) и действия благотворные и злотворные. Благотворные действия Спенсер разделяет на отрицательные (самоудержание от причинения страданий другим) и положительные (предполагающие затрату усилий для доставления удовольствия другим). Первый том «О.э.» состоит из трех частей. Часть I («Данные этики») содержит основанное на наблюдении за развитием природы и человека изложение основных принципов этической теории.
В ней рассматриваются: поведение; различные стороны морали — физическая, биологическая, психологическая и социологическая; относительность страданий и удовольствий; эгоизм и альтруизм в их взаимодополнительности, их этическая обоснованность; абсолютная и относительная этика, т.е. идеальная этика совершенного человека, живущего в совершенном обществе, и ее видоизменение для современного состояния человечества; задачи и отделы этики.
В части II («Индукции этики») Спенсер останавливается на следующих темах: смешение этических понятий; идеи и чувства, к-рые можно назвать этическими; нападение, грабеж, месть, справедливость, великодушие, гуманность, правдивость, послушание, трудолюбие, воздержание, целомудрие.
В части III («Этика индивидуальной жизни») рассматриваются деятельность, отдых, питание, употребление возбуждающих веществ, культура, развлечения, брак, отношение родителей к детям. Второй том «О.э.» составляют части IV—VI.
В части IV («Этика общественной жизни. Справедливость») исследуются темы: нравственность у животных, дочеловеческая справедливость, человеческая справедливость, чувство справедливости, идея справедливости, формула справедливости, права, «политические права», природа государства, устройство государства, обязанности государства.
В части V («Отрицательная благотворительность») Спенсер продолжает рассматривать этику общественной жизни, в частности: различные виды альтруизма; ограничения, налагаемые на человеческие действия, с тем чтобы люди не мешали деятельности друг друга, в том числе ограничения свободы конкуренции, свободы договора, незаслуженных вознаграждений; ограничения в проявлении своего превосходства, в выражении порицания, в выражении одобрения; конечные санкции.
В части VI Спенсер обращается к «положительной благотворительности», к-рая включает в себя благотворительность супружескую, родительскую и сыновнюю; помощь (больным и пострадавшим от несчастного случая, обиженным и находящимся в опасности, денежную помощь родственникам и знакомым, бедным), а также общественную и политическую благотворительность. Спенсер рассматривает нравственные представления и нравственное состояние человечества как результат прогрессивной физической, биологической, психологической и общественной эволюции. Универсальным принципом объяснения Спенсер считает объяснение более развитых явлений при помощи менее развитых. Центральное понятие этики Спенсера - «п о в е д е н и е». Этика изучает одну из сторон человеческого поведения. Поведение определяется как все приспособления поступков к целям, т.е. как вся совокупность целесообразных действий, и является результатом развития, начинающегося в низших живых формах. Человеческое поведение как целое рассматривается как часть «всемирного поведения» поведения всех живых тварей, у к-рых приспособления поступков к целям относительно просты и несовершенны. Поведение, подлежащее нравственной оценке, развивается постепенно из остального, нравственно безразличного поведения человеческого организма. Критерием прогресса в поведении служит более совершенное умение человека достигать своих целей. Лучшее приспособление поступков к целям характерно и для высших людских рас по сравнению с низшими. Более цивилизованные расы более успешно достигают и своей высшей цели — увеличения продолжительности жизни, нежели «дикари». По мере развития поведения наблюдается также более совершенное приспособление средств к целям, к-рое выражается в увеличении полноты жизни («общей суммы жизни» — всей совокупности мыслей, чувств и действий) и также является критерием прогресса в поведении. Говоря о прогрессе по отношению к жизни вида, Спенсер утверждает, что критерием лучшего приспособления здесь является все более совершенное поведение, ведущее к самосохранению, — успешное воспитание необходимого числа детей. К высочайшей форме стремится также третий род поведения. Поскольку человек живет в обществе и мире, населенном другими живыми существами, Спенсер замечает, что приспособления действий к целям происходят в процессе борьбы за существование, ведущейся между разными видами и в пределах одного вида. Поэтому совершенствование поведения предполагает также постепенное достижение такого состояния, когда каждое живое существо могло бы совершенствовать свое поведение, не мешая совершенствованию поведения другого живого существа. Предел развития поведения может быть достигнут только в обществах, живущих в условиях полного и постоянного мира. Кроме того, человеческая деятельность должна допускать (даже предполагать) сотрудничество с другими людьми и взаимную помощь. Т.о., этика исходит из осмысленности нравственной оценки поведения индивида по отношению к себе самому, к своим детям и к другим людям. Спенсер полагает, что действия хороши или дурны в зависимости от того, насколько они соответствуют своим целям, и что конечной нравственной целью является состояние чувства, к-рое можно назвать удовольствием, наслаждением или счастьем. Наслаждение - такая же форма нравственной интуиции, как пространство — форма интеллектуальной интуиции. Хорошее поведение человека должно способствовать такой жизни его самого и других людей, к-рая приносила бы больше счастья, чем бедствий.
В ходе исторической эволюции в результате естественного отбора наряду с физическим совершенствованием человека совершенствуется его способность к достижению счастья, поскольку человек стремится к удовольствию, удовольствие соответствует деятельности, полезной для организма, такого рода деятельности постепенно накапливаются и превосходят противоположные деятельности, и их накопление способствует поддержанию жизни. Прогрессивное развитие человека как физического, биологического и общественного существа ведет к осуществлению величайшего счастья и совершенства, к установлению состояния полного равновесия человека с жизненной средой. Результатом эволюции и передачи наследственного опыта от поколения к поколению будет нравственно совершенное человеческое существо, чье моральное поведение характеризуется большей концентрацией и последовательностью, большей дифференциацией (т.е. широтой и отчетливостью духовного кругозора) и большей определенностью (самосознание, сдержанность, справедливость). Для нравственно совершенного человека долг (в частности, действие во имя счастья других) и собственное наслаждение будут составлять одно целое. Лит.: [Спенсер Г.] Соч. Герберта Спенсера. Основания этики. Т. 1-2. СПб.: Акцион. общ-во печатного дела «Издатель», 1899. И.В.Борисова

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Основания комплементарной этики

Разин Александр Владимирович
Читать PDF

Метафизические основания этики Спинозы

Гаджикурбанов Аслан Гусаевич
Статья посвящена проблеме соотношения метафизики и этики в трактате Спинозы «Этика». Автор доказывает, что моральная философия Спинозы опирается на метафизические приоритеты его доктрины.
Читать PDF

Проблема оснований экологической этики

Манаков Дмитрий А., Невзоров Тимур Б.
Статья посвящена обоснованию экологической этики как особой сферы прикладной этики, имеющей дело с особыми, экологическими, объектами. Экологические объекты трактуются как обладающие самостоятельной «внутренней» ценностью.
Читать PDF

Аргументы Дж. Э. Мура в защиту основания автономии этики

Ежов Илья Александрович, Тетюев Леонид Иванович
В статье производится анализ аргументов неореализма в пользу основания автономной этики, развитых в философской системе Дж. Мура.
Читать PDF

Физические и метафизические основания этики у Аристотеля

Джон Дадли
Эта статья призвана показать, что есть физическое основание этической теории Аристотеля, а именно две части души, свойственные человеку, и что существует метафизическое основание, потому что Аристотель считает, что его Бог являетс
Читать PDF

Антропологический проект как основание картезианской этики

Маливский А.Н.
Цель статьи очертить условия становления антропологического проекта Декарта, что предполагает осмысление форм его укорененности в научной революции, результатом чего является а) образ человека как воплощение абстрактного разума, б
Читать PDF

О феноменологических основаниях экологической этики и эстетики

Фролов А. В.
В статье анализируются феноменологические основания нигилистического отношения к природе, характерного для современной техногенной цивилизации и проявляющиеся также на бытовом уровне.
Читать PDF

Квазирелигиозные и эсхатологические основания этики сталинизма

Чеснова Е.Н., Якимова Е.Г., Мартьянов Е.Ю.
Статья посвящена рассмотрению этики сталинизма, взятой в контексте анализа ее оснований. Авторы статьи обращаются к истории становления этики в Советском Союзе как научной дисциплины.
Читать PDF

Не метафизические основания этики, но этика как первая философия

Зубец Ольга Прокофьевна
Статья основана на критике анализа связи аристотелевской этики с метафизикой через выявление метафизических оснований этики, которое неизбежно низводит этику до некоего следствия, вывода из метафизики.
Читать PDF

Натуралистические основания этики П. А. Кропоткина и современность

Разин А.В.
Читать PDF

Метафизические и антропологические основания этики Ф. М. Достоевского

Соина Ольга Сергеевна, Сабиров Владимир Шакирович
Рассматриваются метафизические и антропологические основания этики Ф.М. Достоевского, придающие ей черты оригинальной и глубоко продуманной концепции нравственной жизни человека.
Читать PDF

Православная культура сегодня: христианские основания экологической этики

Мумриков Олег Александрович
В настоящей статье предлагается обзор библейских и вероучительных оснований православной христианской экологической этики, знание которых необходимо каждому преподавателю, миссионеру и катехизатору, обращающемуся к природоохранной
Читать PDF

Метафизические основания современной науки с позиций учения «Живой Этики»

Иванов Андрей Владимирович, Фотиева Ирина Валерьевна, Шишин Михаил Юрьевич
В статье отражены связь научного и трансцендентного способов познания, сопоставление научных результатов и положений «Живой Этики».
Читать PDF

Социальные, культурно-исторические и ценностные основания информационной этики

Филина О. А.
Информационная цивилизация радикально преобразует социо-культурное пространство, формируя так называемую информационную культуру. Само это понятие достаточно многогранно и используется в самых различных значениях.
Читать PDF

Концепция новой науки в Учении Живой Этики и основания новоевропейской философии и науки

Александров Илья Юрьевич
В статье идет речь о формировании концепции Новой Науки, характеристики которой указаны в Учении Живой Этики. Показано, что идеи наследия семьи Рерихов обладают эвристическим потенциалом для ученых.