ОСНОВАНИЕ и ОБОСНОВАННОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Основание и обоснованное
категории, отражающие соотношение основных структурных уровней бытия (как соотношения или взаимодействия) и этапов познания (наличного бытия и бытия как основания). Обоснованное – это бытие как оно есть в данном соотношении. Основание – это бытие, при наличии которого возможно данное бытие. Познание обоснованного отвечает на вопрос, что оно собой представляет; познание основания – на вопрос, почему и зачем возможно обоснованное, на каком основании оно имеет место. Основание, таким образом, выступает как необходимая предпосылка обоснованного. И онтологически и гносеологически движение от обоснованного к основанию является движением вглубь бытия.
Соотношение основания и обоснованного проявляется в соотношении следующих основных категорий: условие и обусловленное, причина и следствие, сущность и явление, цель и средство.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 88-89.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ОСНОВАНИЕ и ОБОСНОВАННОЕ
философские категории, которые обозначают, соответственно, определяющее условие и его воздействие на определяемую реальность. Если некоторое бытие А выступает предпосылкой или исходным условием для иного бытия Б, то А можно называть основанием, а Б - обоснованным.
Формы детерминации одного другим чрезвычайно многообразны. Чтобы описать конкретный аспект взаимосвязи основания и обоснованного, применяют подходящие к случаю парные категории детерминизма (причины и следствия, сущности и явления, общего и единичного, необходимого и случайного, внутреннего и внешнего и т. д. ). Каждая такая пара категорий характерным для нее образом преломляет в себе содержание связи основания и обоснованного.
Например, основание может обернуться изнутри самораскрывающимся бытием, а обоснованное тогда станет внешним, предметным бытием. Но основание бывает н внешним, поверхностным, неглубоким. В механическом смысле основанием именуют то, что непосредственно воспринимает нагрузку от опирающегося на него сооружения. Нередко термин "основание" заменяют его обыденным аналогом "почва": беспочвенно = неосновательно, есть почва для Б = Б основательно. "Почва" - это своего рода основание, которое питает нечто и из которого это нечто произрастает. В формальной логике обусловленность вывода основанием обозначают понятием импликации (логической причинности): основание есть антецедент условного суждения; под "основанием" в логике, кроме того, понимают "аргумент", а также одну из основных частей доказательства. В естествознании основу изучаемых эффектов и событий часто усматривают в каком-либо общем законе природы или принципе, т. е. предпочитают говорить о ней как о сущности явлений. Аналогично обстоит дело в юриспруденции - судьи обосновывают свои решения действующими юридическими законами и правовыми нормами.
Одна из важнейших задач всякой философии заключается в поиске абсолюта, первоосновы всего сущего, предельных оснований (принципов) бытия и мышления. Будучи основанием всех оснований, абсолют, в свою очередь, не требует для себя какого-либо обоснования, его бытие безусловно. Теисты усматривали такую первооснову в Едином Боге (Авиценна, Фома Аквинский и др.), объективные идеалисты-монисты - в верховной идее блага (Платон), абсолютной идее (Гегель), материалисты - в первовеществе (Фалес, Гераклит, Демокрит), материальной субстанции (Дидро, Гольбах, Энгельс и др.). Аристотель говорит о четырех первопричинах всех вещей. Философы дуалистического направления (например, Декарт) признают две безусловные субстанции - протяжение и мышление, а плюралисты (Лейбниц и др.) - бесконечное множество самодостаточных и замкнутых в себе миров.
Основание в логическом (и в некотором онтологическом смысле) первично по отношению к обоснованному, а обоснованное вторично в отношении к основанию. Если иметь в виду не саму первореальность как средоточие всего существующего и как всеединое, от которой производно все остальное в мире, а говорить об обычных, не-предельных, основаниях, то, вероятно, справедливо было бы утверждать, что всякое сущее имеет свое основание. То, что на одном структурном уровне бытия (сущности) служит основанием для обусловливаемой реальности, вместе с тем само оказывается обосновываемым каким-нибудь более глубинным и мощным основанием. Следовательно, понятия основания и обоснованного суть рефлексивные - предполагающие и переливающиеся друг в друга - категории.
Лейбниц различил основание (ratio) и причину (causa), установил принцип достаточного основания для понимания истин факта. Основание - "определяющая причина, которая производит то, что вещи существуют и существовали именно в таком, а не ином виде" (Лейбниц. Соч. В 3 т. Т 3. M., 1984, с. 379). По его мнению, основание существования вещей заключается в стремлении всякой сущности выйти наружу и обрести предметное существование (там же. С. 124). Вместе с тем у основания всегда больше реальности, нежели у обоснованного им. "Нельзя найти достаточного основания существования ни в какой-либо отдельной вещи, ни в собрании их или совокупности", - пишет Лейбниц (там же. Т 1. M., 1982. С. 282). Основания мира в целом надо искать вне самого мира, "все возможное стремится к существованию поскольку оно имеет основание в необходимом Существе... Боге" ( там же. Т. 1, с. 234). Возможности чего-либо возникают в сущностях вещей, основание возможности - это степень сущности (там же. Т. 3., с. 123).
X. Вольф определил основание как то, благодаря чему можно понять, почему мир нечто скорее есть, чем не есть, и через что можно понять, почему нечто существует (см. Кант. Соч. В 6 т. Т. 1. M., 1964, с. 275). Кант сообщает, что Крузиус первый различил основания бытия и основание познания. Логическое основание Кант понимает как то, что осуществляет связь между субъектом и предикатом, делает неопределенное определенным (там же, с. 273). Без основания не было бы полагания того, что им определяется. Определять, по Канту, - значит полагать т. о., чтобы при этом исключалось все противоположное и чтобы было обозначено то, что действительно достаточно для понимания вещи именно так, а не иначе. Поэтому Кант считает, что вместо термина "достаточное основание" лучше употреблять термин "определяющее основание" - "ничто не истинно без определяющего основания" (там же, с. 275). Познание истины всегда опирается на усмотрение основания. "Все то, что содержит в себе основание существования какой-либо вещи, есть ее причина... Если для сущего нет основания, то основание его - ничто, т. е. не-сушее" (там же, с. 283).
Кант подразделяет основания на логические и реальные следующим образом. "Первый вид основания я называю логическим основанием, потому что его отношение к следствию может быть усмотрено логически, т. е. с (полной) ясностью по закону тождества; второй же вид основания я называю реальным основанием, потому что это отношение хотя и принадлежит к моим истинным понятиям, однако самый характер его никак не может быть предметом обсуждения" (там же, с. 121). Логическое следствие имеет силу благодаря закону тождества - потому что обоснованное логически тождественно с основанием. Но дождь, например, определяется ветром не по закону тождества, не логически, а по внелогическому - реальному - основанию. Из закона определяющего основания, по Канту, следует: (1) в следствии нет ничего такого, чего не было бы в основании, ибо ничего нет без определяющего основания; (2) из вещей, которые не имеют между собой ничего общего, одна не может быть основанием другой; (3) следствие не может превосходить свое основание (там же, с. 285, 298, 421).
Много внимания данным категориям уделял Гегель. "Основание, - пишет он, - это сущность, тождественная с собой в своей отрицательности" (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 2. M., 1971., с. 74). Основание, по его словам, есть внутри себя сущая сущность. Нет ничего в основании, чего нет в основанном, так же, как нет ничего в основанном, чего нет в основании (там же, с. 86). Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что опосредованно. "То непосредственное, с чем основание соотносится как со своей существенной предпосылкой, есть условие; поэтому реальное основание по существу своему обусловлено" (там же, с. 100). Гегель доказывал, что в философии движение вперед есть скорее возвращение назад в основание - к первоначалу, исходным принципам. После Гегеля категории основания и обоснованного исследовались преимущественно в логическом аспекте, проводились более детальные разграничения разновидностей оснований, в т. ч. субъективных и объективных оснований (Шопенгауэр, Вундт, Витгенштейн и др.).
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь