ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
Осевое время
термин, введенный К.Ясперсом для обозначения эпохи 5 в. до н.э., когда осуществлен прорыв от мифологических культур к философии, науке, религии.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
термин, введённый в научный обиход К.Ясперсом. По его мнению, осевое время (с 800 до 200 гг. до н.э.) – поворотный момент в истории, с которого начинается единство человеческой истории, когда в разных регионах мира (Др.Греция, Др.Индия, Др.Китай) появляются «реформаторы», заложившие новые формы духовной жизни, разрушившие господство мифологического сознания и способствовавшие созданию современной цивилизации.
«Осевое время»
период VIII-II в.в. до н.э, время возникновения ценностей современной цивилизации, эпоха зарождения греческой философии и философско – религиозных систем Азии. В этот промежуток времени в различных регионах возникают мощные духовные движения , связанные в Китае с деятельностью Конфуция и Лао – цзы, в Индии с идеями Будды, в Иране – Заратустры, в Палестине – пророков, в Греции – философов (начиная с элейцев и милетцев, заканчивая Сократом, Платоном, Аристотелем) и трагиков (Эсхил…). Этап на котором возникает современный нам человек со всеми представлениями о своих возможностях и возложенной на него ответственности. В это время происходит становление мировой истории человечества, тогда как до этого существовали лишь локальные истории, т.е идет процесс объединения людей.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
- у К.Ясперса: время между 800 и 200 гг. до Р.Х., когда закончилась победой духовная борьба за свободу мысли и совести против древней мифологии и родового сознания. Победители - философы, поэты и трагики в Древней Греции, пророки в Древнем Израиле, в Китае - даосы и Конфуций, в Индии - авторы Упанишад и Бхагавадгиты, а также и Будда, в Иране - Заратуштра. В эту эпоху были заложены основы мировых религий, созданы предпосылки современного мышления и культуры, сохраняющие значение до сих пор, и во многом преодолен изоляционизм во имя универсальности. "В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью" (Ясперс). В частности, философия позволила человеку углубить, расширить и осмыслить опыт своего возвышения над окружающим миром и над самим собой и осознать свою причастность Высшему бытию, опыт своей внутренней свободы по отношению к миру.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
(Achsenzeit) — понятие, введенное К. Ясперсом для обозначения поворотного пункта в истории человечества (примерно между 800 и 300 до н. э.), когда во всех культурах (Китай, Индия, Иран, Иудея, Греция) появилось философское мышление и критическое осмысление, способствующие самоосознанной культурной активности, направленной против мифов и закоренелых традиций. Введение этого понятия содействовало отказу от традиционного христианского понимания всеобщей истории, пригодного лишь для региона христианской культуры, вследствие чего история человечества и ее начала стали рассматриваться единообразно.
К. Jaspers. Vom Ursprung und Ziel der Gesch., 1949,1983; Simon. Die Achse der Weltgesch. nach K. Jaspers. Roma, 1965; L. Franke. Die A. als Wendepunkt zur Idee. K. Jaspers und G. Simmel, in: ZphF, 26 (1972); R. Moritz, Rüstau, G.-R. Hoffmann (Hgg.). Wie und warum entstand Philos, in verschiedenen Regionen der Erde?, 1988.
К. Jaspers. Vom Ursprung und Ziel der Gesch., 1949,1983; Simon. Die Achse der Weltgesch. nach K. Jaspers. Roma, 1965; L. Franke. Die A. als Wendepunkt zur Idee. K. Jaspers und G. Simmel, in: ZphF, 26 (1972); R. Moritz, Rüstau, G.-R. Hoffmann (Hgg.). Wie und warum entstand Philos, in verschiedenen Regionen der Erde?, 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
концепт, введенный К. Ясперсом для обозначения исторического периода с 8 по 2 вв. до н. э. Как наиболее важного для развития мировой цивилизации. На протяжении этих шести веков человечество совершило великий прорыв к новым культурным рубежам, создало идеи и образы, религиозные и философские системы, которые стали задавать тон духовному развитию последующих двух тысячелетий. «О.в.» становится эпохой исторического возникновения личности, выделения индивидуального «я» из коллективно-родового «мы». Открывается широкое социокультурное пространство для разнообразных форм социального самоутверждения. В нем, как в исторической лаборатории, складываются и апробируются новые государственно-политические и морально-правовые средства освоения мира. Зарождается философско-правовая мысль. Интенсивно развивающееся морально-правовое сознание обретает поддержку и опору в самом себе, в своих внутренних стремлениях к самопознанию и саморегуляции. Цивилизации «О.в.» достигли очень многого в духовном и практическом отношении, чтобы свобода одного субъекта, помноженная на свободу другого субъекта, давала в результате не аннигиляцию взаимопогашения, а цивилизованное общество, регулируемое разветвленной системой нравственных и правовых норм и законов, традиций, обычаев. Можно предположить, что на рубеже третьего тысячелетия наступает новое «осевое время», следствием которого может стать зарождение нового типа цивилизации на основе парадигмы мудрости.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной философии и призваны содействовать "углублению нашего осознания современности". Человек есть историческое существо, а сама история предполагает пронизывающий время смысл, обеспечивающий осмысленность человеческих поступков. Однако современность, характеризующаяся радикальным разбожествлением мира, ставит под вопрос наличие какого-либо высшего смысла в истории. Тем более, что прежние святыни, имевшие локальное значение, не в состоянии обеспечить духовное единство всего человечества, насущно необходимое в условиях глобализации общественной жизни. Вопрос о смысловом единстве всей истории, без которого она рассыпается на бессвязный набор событий, ставится Ясперсом прежде всего как вопрос о возможности осмысленного действия человека в современном мире. Однако истоки и цель истории, объединяющие человечество в единое целое, достоверно неизвестны и непосредственно ощутимы "лишь в мерцании многозначных символов". Единство человеческой истории выступает у Ясперса предметом "философской веры", отличной от религиозной своей конфессиональной нейтральностью и наличием рационального обоснования. В качестве эмпирически наблюдаемого воплощения той идеальной оси, вокруг которой разворачивается история всего человечества, Ясперсом указывается "О.В." - период примерно с 800 по 200 до н.э. В этот промежуток времени в различных регионах параллельно возникают мощные духовные движения, связанные в Китае, прежде всего, с деятельностью Конфуция и Лао-цзы, в Индии - мыслителей Унанишад и Будды, в Иране - Заратустры, в Палестине - пророков, в Греции - философов и трагиков. Несмотря на локальное своеобразие этих процессов, по Я., это было по существу единое духовное движение, имеющее значение для всего человечества и сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Важнейшей характеристикой "О.В." Ясперс считает прорыв мифологического миросозерцания - основы "доосевых" культур. Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью и само-собой-понятностью приходит конец. Твердые изначальные устои жизни начинают колебаться» человек осознает хрупкость своего бытия; возникают религии спасения, связанные с идеей трансцендентного единого Бога. Борьба против мифа ведется и со стороны рационально проясненного опыта: бессознательно принятые ранее воззрения становятся предметом критического внимания, начинается духовная борьба, в ходе которой каждый пытается убедить другого, обосновывая свои идеи. "О.В." является концом непосредственного отношения человека к миру и к самому себе. Человек уже не замкнут в себе и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он ставит вопросы о смертности, о трагической вине, вырастающие в один общий вопрос - о смысле человеческого существования, который перестает быть самоочевидной данностью. Обобщенно все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением. С этого периода, по Ясперсу, берет свое начало общая история человечества. Вначале О.В. ограничено в географическом отношении, но постепенно становится всеохватывающим. Тем, что тогда свершилось, человечество живет по сей день - каждый его новый подъем сопровождается актуализацией опыта "осевой эпохи".
В.Н. Фурс
В.Н. Фурс
Источник: Новейший философский словарь
Осевое время
термин введен в научный оборот К. Ясперсом, по мнению которого с осевого воемени начинается единство человеческой истории. Ясперс относит ось мировой истории ко временит около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Именно тогда по мнению К. Ясперса произошел основной исторический поворот, появился человек современного типа. ............ ? одно из ключевых понятии в культуролог. мировоззрении К. Ясперса. О.в. он называет период с 800 по 200 до н.э., когда определились масштабы и проблемы всего последующего развития мировой цивилизации. В этот период, в выделяемых Ясперсом трех очагах мировой культуры, возникают религиозно-этич. учения, проповедующие принципиально новые ценности, к-рые настолько глубоки и универсальны, что являются актуальными и сегодня. В восточносредиземноморском (протозап.) регионе — это учения палестинских пророков, иранца Заратустры и греч. поэтов, философов и историков; в инд. регионе — проповедь Будды; в Китае — даосизм и конфуцианство. В отличие от А. Вебера (см. Вебер, Альфред), противопоставлявшего зап. культуру, с ее греко-иудейской основой, др. др.-вост. культурам, Ясперс отстаивал единство значения О.в. для всех трех очагов цивилизации др. мира. О.в. — время рефлексии. Человек начинает осознавать самого себя, объектом мышления становится мышление. Причина самопознания заключалась в том, что прежние культурные возможности оказались исчерпанными и человечество начало входить в пограничную ситуацию. Пытаясь разрешить возникающие перед ним проблемы (осознание бытия в целом, определение, что есть зло, что такое смерть), человек поставил перед собой высшие цели, стремясь “познать абсолютность в ясности трансцендентного мира”. Успешное разрешение этих вопросов в эпоху О.в. дало отсчет новой культурной эре, эре подлинной культуры. В развитии мировой культуры Ясперс насчитывает “два дыхания”. Первое ведет от “прометеевской эпохи” (времени использования огня, возникновения речи и орудий труда) через “великие культуры” древности к О.в. Второе дыхание ведет от новой “прометеевской эпохи” (эпохи науки и техники, к-рая длится до сих пор) через будущие “великие культуры” к далекому второму О.в., с к-рым связано “подлинное становление человека”. По мнению Ясперса, универсальные культурные ценности, порожденные в О.в. и усвоенные народами “великих культур” древности, привели к утрате этими народами своей культурной специфики. Их культурная “самость” была во многом поглощена универсальными (трансцендентными) культурными ценностями. Это обозначило вектор развития наиболее значимых мировых культур в направлении к единой общечеловеч. культуре. О.в. обозначило проблему выбора, возникающую перед всеми культурами планеты: либо ассимиляция в нарождающейся мировой культуре, либо вымирание. К наиболее значимым культурам, по мнению Ясперса, сегодня относятся культуры Зап. Европы и Сев. Америки, России, мира ислама, Индии, Китая. Из них наиболее динамичной он считает культуру Запада, “втянувшую” в последние пять столетий весь мир в орбиту своей цивилизации. Европейцы первыми сделали единство мира осознанным, коммуникации планомерными и надежными. Это означает, что “в процессе единения планеты создается единство в сознании, а потом и деятельности людей”. Т.о., совр. культуры развиваются навстречу второму О.в., времени подлинного “космически-религ.” культурного единства. Однако ни один прогноз, как считает Ясперс, не может быть безусловным. Речь идет об “открытой возможности”, к-рая может быть реализована в результате свободного выбора. Лит.: Мень А. К проблематике “осевого времени” // Народы Азии и Африки. 1990. N 1; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991; Jaspers К. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen. Munch., 1962. А. В. Шабага. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996