ОСЕВОЕ ВРЕМЯ В КУЛЬТУРЕ

Найдено 1 определение
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ В КУЛЬТУРЕ
хронологический период всемирной истории, отмечающий коренные сдвиги по отношению к традиционным формам цивилизации. Создателем современной теории О. в. явился немецкий философ К. Ясперс (1883—1969), который предложил отметить определенным рубежом период перехода от архаики, т.е. того, что «находится за пределами переданной нам истории», к тому состоянию, которое стало фундаментом современной цивилизации. Ясперс определял это как «скачок из этого простого существования в историю», к торжеству принципа исторического процесса, что означает «беспрерывное преобразование условий, знания, содержания в их непосредственном явлении, но такое преобразование, при котором возможно и необходимо отношение всего ко всему, связь традиций, всеобщая коммуникация». В этом смысле доосевой период отличается существованием локальных цивилизаций, переходом от присвоения продуктов природы к их производству (земледелие и скотоводство), когда возникали центры постоянного человеческого существования с определенными принципами его организации. Таковы очаги культуры на Ближнем Востоке (Шумер), в Северной Африке (Египет), в Азии (Индия и Китай). Но, согласно теории Ясперса, в сер. I тыс. до н.э. происходит скачок, который не мог бы произойти без развития сознания, способного передавать духовный опыт, без освобождения от давления настоящего момента жизни, без рационализации ближайшего окружения при помощи орудий и технических приспособлений и, наконец, без появления правителей и мудрецов, чьи дела и судьбы стали оцениваться в качестве примера и образца. Переход, «прорыв» от «доистории» к истории происходил не повсеместно, а только у «осевых народов». Это те народы, которые, «последовательно продолжая свою историю, совершили скачок, как бы вторично родились в нем, тем самым заложив основу духовной сущности человека и его подлинной истории. К этим народам мы относим китайцев, индийцев, иранцев, иудеев и греков». Таким образом, возникла «ось» из трех центров великих культур и цивилизаций — это Китай, Индия и Запад, включающий в себя Иран, Палестину и Грецию. По мнению Ясперса, то новое, что объединило эти центры, заключается прежде всего в пробуждении сознания, с чего и начинается духовная история современного человечества: возникает представление об универсальности мира и человека, что ведет к зарождению мировых религий и философии. В результате «именно в лоне древних цивилизаций в ходе того уникального по своему размаху духовного брожения, которое отмечает I тыс. до н.э., — рождение конфуцианства и даосизма в Китае, буддизма и джайнизма в Индии, зороастризма в Иране, этического монотеизма пророков в Палестине, философских школ в Греции — впервые и с первозданной простотой и силой были провозглашены два принципа: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности» (С.С. Аверинцев). Теория О. в. оказалась применима и для объяснения процессов перехода от античности к средневековью, когда создается «ось истории — Христос». В результате «христианство, христианская церковь является, быть может, самой великой и возвышенной формой организации человеческого духа, которая когда-либо существовала» (К. Ясперс). Предложенная Ясперсом концепция всемирной истории и культуры привлекает именно тем, что он под осевой эпохой понимал прежде всего возникновение духовного, а не родового или территориального единства человечества. В то же время теория Ясперса об О. в. по-своему подтверждает концепцию о том, что в процессе распада крито-микенской цивилизации возникла античная культура, которая, благодаря своим особенностям, стала исходным пунктом развития динамичной европейской культуры и положила начало для относительно самостоятельного развития западного и восточного типа цивилизаций.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
218.68 кб

«Осевое время» культурных исследований: дискуссия о культурном популизме

Степанов Борис
Обзор посвящен реконструкции дискуссии о культурном популизме в англоязычных исследованиях культуры во второй половине 1980-х начале 1990-х годов.