ОЩУЩЕНИЕ
отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
Ощущение
простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
ОЩУЩЕНИЕ
форма чувственного познания (живого созерцания), представляющая собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Подразделяются на зрительные, слуховые и др.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Ощущение
форма чувственного отражения свойств явлений действительного мира, лежащих на его поверхности с помощью органов чувств. Аристотель выделял 5 видов ощущений соответственно органам чувств: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
ОЩУЩЕНИЕ
в обычном употреблении то же, что и чувство, в физиологии и психологии — результат возбуждения нервных центров коры головного мозга, которое обычно вызывается раздражением чувствительного нерва. Как только ощущение переступает порог сознания, оно становится частью образа и частью восприятия.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
Ощущение
/D/ Empfindung /Е/ Sensation /F/ Sensation/Esp/Sensacion
Первичная, исходная форма сознания, отражающая отдельные свойства, качества объекта, воздействующего на органы чувств: в форме чувственного впечатления. Это элементарное, далее неразделимое психологическое состояние, характеризующее отношения субъекта с объектом.
Источник: Философия, практическое руководство
Ощущение
Следует различать психологически и собственно философский смысл этого термина. В теории познания достаточно указать, что в О. отражаются свойства сущих в объективной реальности. В психологии показывается, как это происходит в отношении каждого из органов чувств. Данные психологии важны для ряда философских дисциплин: эстетики, культурологии. Но их изложение в качестве иллюстраций не должно подменять гносеологический анализ, также как изложение данных физики – анализ онтологический.
Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.
ОЩУЩЕНИЕ
простейший аналитикосинтетический акт сенсорного мышления; отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы человека. О., восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Классификация О. может осуществляться по разным основаниям: по модальности (зрительные, слуховые, осязательные и др.), по анатомическому положению рецепторов и выполняемой ими функции. Проблема О. всегда принадлежала к числу традиционных философских проблем.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Ощущение
форма чувственного познания, при которой человек отражает отдельные свойства познаваемого объекта. Имеется множество определений этого понятия, среди них: ощущение – это субъективный образ объективного мира; ощущение – это превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Человеческие ощущение имеют границы: мы видим только то, что находится в границах определенной длины волн, но не видим инфра- и ультрасветовые волны, также не слышим инфраи ультразвуковые волны и пр. Однако человек познает мир не только с помощью органов чувств, но и с помощью разума.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
Ощущение
(sensus, sensatio, αϊσθησις) — не то, что сознание. В сознании мы различаем себя от вещи и одну вещь от другой; а ощущение есть только непосредственное, чувственное дознание происшедшего в нашем душевно-телесном составе видоизменения под влиянием какого-нибудь действия на наш организм извне или изнутрь, хотя мы и не направляем нашего внимания на это видоизменение; так например, мы можем почувствовать укушение мухи и согнать ее, хотя в то же время все внимание наше по-прежнему обращено на содержание читаемой нами книги. От ощущения вообще отличают мускульные ощущения, в которых мы сознаем степень нужного в каком-либо случае напряжения или сокращения мускулов или мышц для сопротивления какому-нибудь давлению или для произведения какого-нибудь действия, например, для лучшего рассмотрения какой-нибудь вещи или для произведения различных тонов и звуков. Тонкое чувство мускульное принадлежит только тем мускулам, которыми можем мы двигать произвольно.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
ОЩУЩЕНИЕ
познавательный процесс, с к-рого начинается познание человеком окружающего мира. Это источник знаний человека о мире и о самом себе. Способность организма к О. есть чувствительность. О. появляются лишь тогда, когда интенсивность раздражителя находится в пределах диапазона, границы к-рого определяют абсолютную чувствительность организма к воздействиям данного рода. Нижняя граница диапазона составляет нижний абсолютный порог О. Величина, обратно пропорциональная нижнему порогу О., — абсолютная чувствительность. Чем выше порог О., тем ниже абсолютная чувствительность организма, и наоборот. Так же существует относительная, или разностная, чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя. Существует более сложный процесс — восприятие, отражающее предмет или явление в целом. О. и восприятие объединены в сенсорную (перцептивную) деятельность, к-рая направлена на построение человеком адекватного образа окружающей действительности. Н.Д.Наумов П
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Ощущение
Мы будем называть "ощущением" опыт непосредственного осознания вещей. Так, когда мы видим цвет, у нас возникает ощущение от этого цвета, однако сам по себе цвет - не ощущение, а факт ощущения.
И, наконец, отнюдь не очевидно, что особые каузальные законы, управляющие ментальными событиями, на самом деле не являются физиологическими. Закон привычки, один из наиболее характерных, может быть полностью объяснен в терминах особенностей нервной ткани, и эти особенности, в свою очередь, могут быть объяснены физическими законами. Таким образом, по-видимому, мы приходим к другому типу определения. Именно поэтому было необходимо усовершенствовать определение восприятия. Имея это определение, мы можем определить ощущение как вне-мнемическую основу восприятия.
Я думаю, что ощущения (включая образы) составляют все "сырье" разума, и что все остальное может быть разложено на группы ощущений, связанных различным образом, и на свойства ощущений или групп ощущений.
Ощущения являются тем, что объединяет ментальный и физический миры; они могут быть определены как пересечение разума и материи.
Источник: Философский словарь разума, материи, морали
ОЩУЩЕНИЕ
простейший аналитико-синтетический акт сенсорного познания. О. возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений. Анатомо-физиологической основой О. выступают анализаторы - нервные структуры, состоящие из рецепторов, проводящих афферентных нервных путей и нервного центра. Классификация О. может осуществляться по разным основаниям: по модальности (зрительные, слуховые, осязательные и др.), по анатомическому положению рецепторов и выполняемой ими функции (экстерорецептивные, проприорецептивные, интерорецептивные). Проблема О. всегда принадлежала к числу традиционных философских проблем. Демокрит, например, считал О. единственным источником истины. Школа стоиков толковала О. как непосредственное "принятие" предмета с помощью органа чувств. Эпикурейцы утверждали, что фундаментальной способностью души, от которой происходят все остальные, является О. Остро артикулированная в новоевропейской философии дилемма эмпиризма и рационализма выдвинула проблему интерпретации О. на передний план философской проблематики, инспирировав обогащение содержания сенсуализма (Гоббс, Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеции и др.).
Т.В. Самущик
Источник: Новейший философский словарь
ОЩУЩЕНИЕ
элементарное психическое явление, отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате непосредственного их воздействия на органы чувств (анализаторы). Самые разнообразные факторы внешней среды (световые и звуковые волны, молекулы химических веществ и т. п.) воздействуют на периферическую часть анализатора — рецептор (датчик), кодируются им и в виде дискретных электрохимических импульсов передаются по нервным путям в центральную часть анализатора — кору головного мозга, где и возникает О. Наиболее развитым у человека является зрительный анализатор и соответствующая ему система О. Далее идут осязательные, слуховые, вкусовые и прочие О. Каждая группа О. обладает специфической модальностью — совокупностью непрерывно переходящих друг в друга качеств, несравнимых с качествами других групп О.: цвета не похожи на звуки, вкусы или запахи. О. обладает также интенсивностью. В процессе познания О. выполняют следующие функции: 1) в качестве субстрата восприятия дают последнему возможность отобразить структуру внешних предметов, 2) выступают в роли признаков объективных свойств внешних предметов при условии, что взаимосвязь между качеством О. и свойством предмета заранее известна: по цвету раскаленного металла можно судить о его температуре, по цвету индикатора можно определить характер химического раствора и т. п., 3) являются основой для формирования элементарных представлений.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ОЩУЩЕНИЕ
Слово, этимологически родственное словам очутиться", "очнуться".) Вбирание, связывание, скрепление конкретного среза бытия или отдельной грани этого среза, оживление, пробуждение их к мимолетному существованию. Срез бытия чисто субъективен и относится не только к внешним проекциям (среды зрения, звуковые среды), не только к внутреннему (соматические ощущения), не только к индивидуальным тоническим ощущениям (эмотивное и др.), но и к фактуальному прохождению мыслей, представлений, прочих феноменов.
Реально человек имеет дело с комбинацией (пучком) множества срезов бытия. Только несуществующее не имеет никакого отношения к сенсибилитету. На уровне самых тонких духовных вибрисс, прозрачнейших смысловых означений и порождений ни в коей степени не является ощущением только небытие.
Содержанием ощущения могут быть только феномены, но не какие-либо абстрактно вычлененные свойства последних. Подразумевается, что прагматический предмет давно отметен и снят, но в таком случае ощущение само есть предмет либо микропредмет, но не та или иная его предполагаемая ипостась. Например, в зрительном поле ощущением будет все то, что может быть получено путем закрытия остальной части данности этого поля. Иерархия ощущений здесь лежит в области сужение-расширение. Накладываемые ощущения смысла придают этому оттенок новых диапазонов: далеко, близко, познаваемо и т. д. Так называемое "ощущение громкости" в действительности не есть громкость: всякий раз оно предстает через определенную бессловесную определенность, а бытование такого высказывания как "ощущение громкости" связано с чисто вербальной практикой. Подобные вербальные вложения-вычленения даются и для других ощущений. Апперцептивность, давая воспоминания, не нарушает естественной топологии и в большинстве случаев сливается с перцептивностью.
Источник: Философский словарь
Ощущение
элементарный результат воздействия объективного мира на органы чувств (анализаторы) человека. Самые разнообразные факторы внешней среды (электромагнитные колебания, молекулы химических веществ и т. п.) возбуждают периферическую часть анализатора — рецептор; возбуждение в виде дискретных импульсов передается по нервным путям в центральную часть анализатора — кору головного мозга, где и возникает О. Т. обр., О. вторично по отношению к материальной действительности. В зависимости от специфики внешних раздражителей все О. разделяются на несколько обособленных групп: зрительные, осязательные, слуховые, вкусовые, обонятельные и т. д. Каждая группа О. обладает специфической модальностью-совокупностью качеств, несравнимых с качествами ощущений др. группы. Так, цвета непохожи на звуки, вкусы или запахи. Наиболее развитыми О. являются зрительные; далее идут осязательные, слуховые, вкусовые, обонятельные. Между О. и вызывающими их свойствами предметов объективного мира существует отношение, к-рое характеризуется тем, что одному и тому же качеству О. могут соответствовать различные свойства внешних объектов. Процесс познания объективного мира начинается с О. В этом процессе они выполняют две функции. Во-первых, отдельно взятые О. выступают в качестве сигнала. Напр., цвет сигнализирует нам о температуре раскаленного металла. Источником нашего знания о температуре данного тела является не сам цвет, а заранее известное соотношение цвета и температуры. Вторая и важнейшая функция О. состоит в том, что они в составе образа, данного в восприятии, передают связи и отношения, присущие объективному миру. О. (как и др. формы чувственного созерцания) — единственный канал, через к-рый человек непосредственно связан с объективным миром. Критику идеалистической интерпретации О. дал Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме».
Источник: Философский словарь. 1963
ОЩУЩЕНИЕ
(Empfindung) — в обычном употреблении то же, что и чувство, в физиологии и психологии — результат возбуждения нервных центров коры головного мозга (см. Психофизический уровень), которое обычно вызывается раздражением чувствительного нерва (см. Органы чувств). Чаще всего ощущение выступает как часть сложного комплекса ощущений; так, например, вместе с ощущением звука возникают ощущения, которые указывают на то, громкий это звук или тихий, высокий или низкий, гармоничный или дисгармоничный, в каком направлении он слышится и т. д. Как только сложное ощущение переступает порог сознания, оно становится (в соответствии с индивидуальной структурой сознания) частью образа и частью восприятия. Интенсивность (сила) сложного ощущения зависит от интенсивности раздражения и от чувствительности нервного аппарата; качество его — различаются осязательные, температурные, вкусовые, обонятельные, звуковые, зрительные, органические, а также ощущения движения и позы — обусловливается раздражителем, воспринимаемым соответствующим органом чувств и главным образом состоянием сознания в данный момент; см. также Марбургская школа. В процессе развития организмов органы чувств должны были возникнуть в результате специализированного приспособления к определенным раздражителям, причем воспринимающие аппараты, как и центральный трансформирующий аппарат (мозг), в процессе развития все больше дифференцировались (как и сами ощущения) в соответствии с многообразием возбуждений; в то же время ощущения становились более адекватными характеру возбуждения. Со временем значение «ощущений» в качестве элементов формирования восприятия, представления как в психологии (гештальтпсихология), так и в теории познания (Дильтей, Ремке, Гофман, Т. Геринг и др.) подверглось существенному сомнению. Большей частью это связано с попыткой «реабилитировать» восприятие как естественную форму постижения мира.
Klages. Vom Wesen des Bewußtseins, 1921 ; W. Metzger. Psychologie, 1952,1963; H. Lehwalder. Herders Lehre vom Empfinden (Diss.). Kiel, 1955; M. Minssen. Der sinnliche Stoff. Vom Umgang mit Materie, 1986.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ОЩУЩЕНИЕ
элементарный чувственный образ, отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира. Способность к О. возникла в процессе длительного развития материи из присущего ей свойства отражать внешние воздействия. Основой ощущений у человека является его трудовая деятельность, непосредственное взаимодействие с предметами внешнего мира. Предметы и их свойства воздействуют на наружный воспринимающий аппарат органов чувств (анализаторов), энергия внешнего раздражения передается по проводящим нервным путям в головной мозг, где и возникает психический процесс, простейшей формой к-рого является О. В зависимости от характера внешних воздействий различают отдельные виды ощущений. Осязательные ощущения отражают механические, температурные свойства предметов, слуховые — звуковые колебания и вибрации, зрительные — электромагнитные (световые) колебания, вкусовые и обонятельные — химические свойства вещей. Особый вид представляют ощущения, к-рые отражают процессы, происходящие внутри организма. Они связаны с деятельностью анализаторов, находящихся внутри тканей и органов. Органы чувств являются каналами, по к-рым сознание связывается с внешним миром, а ощущения служат источником всех знаний о мире. «Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем» (Ленин). На основе ощущений возникают другие формы чувственного познания (восприятия и представления), на к-рые опирается мышление. Органы чувств воспринимают воздействия в определенном диапазоне (существует, напр., предел видимости, слышимости), однако это не опровергает положения о том, что источником всех знаний являются ощущения. Человек создает технические средства, способные в принципе безгранично раздвинуть пределы чувственного познания. О.— это субъективный образ объективного мира. Оно субъективно по форме существования, как особое, возбужденное состояние мозга, объективно по содержанию, т. к. отражает, копирует, фотографирует свойства вещей, существующих вне и независимо от сознания. Если бы О. не заключало в себе никакого объективного содержания, человек не смог бы существовать, действовать.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
Ощущение
Элементарное восприятие или элемент возможного восприятия. Ощущение имеет место, когда какое‑либо физиологическое изменение, чаще всего внешнего порядка, возбуждает один из наших органов чувств. Например, воздействие света на сетчатку глаза или вибрации воздуха на барабанную перепонку уха вызывают в организме некоторые изменения, через нервную систему передающиеся в мозг, и тогда мы сознаем, что видим или слышим что‑то.
Восприятие связано с сознанием, ощущение – скорее с телом. Оно поставляет тот материал, которому восприятие придает определенную форму. Вот почему ощущение – это абстракция, не существующая как таковая. Мы имеем дело исключительно с множеством ощущений, организованных определенным образом и связанных между собой, иначе говоря, с восприятиями. Восприятия в каком‑то смысле находятся по ту сторону тела, ощущения – по эту сторону сознания. Именно это имеет в виду Ланьо (190), утверждая, что «ощущение не есть данность сознания». Но и сознание невозможно без ощущений, или это будет пустое сознание.
Восприятие подразумевает ощущение, но не сводится к нему. Нельзя воспринимать, не ощущая, но можно ощущать, не воспринимая. Например, я стою ногами на земле. Я постоянно ощущаю землю под своими ногами, но воспринимаю это только в редкие моменты. Или другой пример – уличный шум. Я слышу его постоянно, но воспринимаю (то есть отдаю себе отчет в том, что слышу именно уличный шум) только в том случае, когда он становится особенно сильным или если я специально прислушаюсь. Восприятие предполагает активность мысли, хотя бы минимальное внимание к происходящему, тогда как ощущению достаточно пассивного состояния ума или вообще только телесной деятельности. Именно это происходит с нами во сне. Мы продолжаем слышать звуки (они могут нас разбудить), но не воспринимаем их – пока спим. Рассуждая от обратного, можно дать и определение восприятия – это не обязательно активное ощущение (чтобы воспринимать звуки, не обязательно к ним прислушиваться), но такое ощущение, а чаще – комплекс ощущений, которые мы осознаем или которым внимаем. Ощущение – это то же самое, минус внимание и осознание, от которых мы абстрагируемся. Правда, следует признать, что эта абстракция существует, причем во вполне конкретной форме, это – открытость нашего тела миру, так же как восприятие есть открытость нашего духа и телу, и всему сущему.
Источник: Философский словарь.
ОЩУЩЕНИЕ
отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О.- исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Выделяя отражение качества как главный момент в О., В. И. Ленин писал, что «самым первым и самым первоначальным является ощущение, а внем не избежно и качество...». Существуют многообразные виды О.: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые, О. равновесия, ускорения, мышечносуставные и др. Особенность тех или иных О. наз. их модальностью; О. различных модальностей не сравнимы между собой.
В процессе эволюции жизни О. возникает на базе раздражимости в связи с образованием нервной системы. При этом лишь для небольшого числа видов энергии выработались специфич. органы чувств. О. многих др. свойств объективного мира (напр., формы, величины, отдаленности предметов друг от друга и от наблюдателя) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.
У человека ведущую роль в чувств. познании действительности играют зрительные О., тесно связанные с осязательными О., к-рые расчленяются на кожноосязательные (тактильные), температурные, болевые, мышечносуставные. Периодич. изменение давления отражается в форме вибрационных О. Слух представляет собой комплекс разнородных О.: высоты звука, громкости и тембра. Важную роль играют хеморецепторы: обоняние и вкус. Характерная особенность О.- пространств. локализация объекта О.
В отличие от О. животных, О. человека опосредованы его предметно-практич. деятельностью, всем процессом общественно-историч. развития культуры. По словам Маркса, «...человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, человеческое ухо - иначе, чем грубое неразвитое ухо, и т. д.». О. человека имеют в принципе осмысленный, осознанный характер, хотя существуют и неосознанные О.
Многообразие О. отображает качеств. многообразие мира. Ленинская теория отражения рассматривает О. как копию, снимок с действительности, как субъективный образ свойств объективного мира. Она противостоит как взглядам сторонников «физиология.» идеализма, утверждающих, что О. суть условные знаки, иероглифы свойств вещей, так и механич. разграничению первичных и вторичных качеств. ведущему к агностицизму и субъективному идеализму, к взгляду на вещи как комплексы ощущений. Подвергая критике представителей махизма, Ленин подчеркивал, что О. дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные О. обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.Будучи источником знаний человека об окружающем мире, О. входят в качестве элемента в целостный процесс человеч. познания, включающий восприятия, представления, ионятия.
Источник: Советский философский словарь
ОЩУЩЕНИЕ
исходный, простейший элемент процесса отражения, элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств. Проблема О. рассматривалась уже в антич. философии. Эмпедокл, а за ним Демокрит и Эпикур говорили об "истечениях" (у Демокрита – "эйдосы"), отделяющихся от вещей и действующих на органы чувств. У Платона О. понималось как нечто связывающее душу с миром идей. Стоики полагали, что О. представляют собой впечатления, получаемые от вещей внешнего мира. В новое время проблему О. рассматривали Ф. Бэкон, высказавший, в частности, верное положение о зависимости цвета от света (позднее это экспериментально доказал Ньютон), и Локк, к-рый ввел различение всех воспринимаемых св-в вещей на первичные качества и вторичные качества и заложил основу для различения О. и восприятия (Т. Рид). Беркли указал на связь зрит. и осязат. О., связь между видимой величиной предметов и расстоянием до них, а его идея о minimum visibile предвосхитила понятие порога О. Однако данное им филос. истолкование О. носило субъективно-идеалистич. характер. В нем. классич. философии проблема О. рассматривалась мало в связи с общей направленностью в сторону рационализма и недооценкой чувств. ступени познания. Субъективно-идеалистич. концепцию О. как "элементов" мира возродил в новейшее время эмпириокритицизм, подвергнутый материалистич. критике Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм". Диалектич. материализм рассматривает О. как единств. источник знаний человека о мире, как "субъективный образ объективного мира" (см. В. И. Ленин, Соч., т. 14, с. 106). Всякое познание, в т.ч. научное, в конечном счете основывается на О. На базе О. строятся восприятия и представления, к-рые, в свою очередь, служат материалом для образования понятий. Диалектико-материалистич. концепция О. опирается на данные совр. естеств.-науч. анализа О. С середины 19 в. О. становятся предметом изучения ряда естеств. наук (психологии, физиологии, психофизики и др.), к-рые стремятся раскрыть механизмы О. и роль О. в ориентировочной деятельности животных и человека. В естеств.-науч. анализе О. рассматриваются как формы непосредств. информации организма о состоянии внешней и внутр. среды. В зависимости от источника информации строится и: классификация О. (экстерорецепция, интерорецепция, проприорецепция). Совокупность всех возможных О. к.-л. вида называется м о д а л ь н о с т ь ю; О. различных модальностей не сравнимы между собой. Механизмы О. рассматриваются психофизикой, создателями к-рой явились Э. Вебер (1795–1878) и Г. Фехнер (1801–87). Психофизика изучает зависимость О. и-др. сенсорных реакций от действия внешних раздражителей. Минимальная интенсивность действия раздражителя, необходимая для создания О., называется нижним абсолютным порогом. Существует и верхний порог чувствительности – такая величина интенсивности раздражения, при к-рой вместо О. той или иной модальности возникают болевые О. Психофизика фиксирует также пороги различения – такие соотношения величин интенсивности двух раздражителей, при к-рых возникают различия в О. Связь чувствительности с интенсивностью действия раздражителя подчиняется осн. психофизич. закону Вебера–Фехнера, согласно к-рому чувствительность органов чувств растет в арифметич. прогрессии, при росте интенсивности действия раздражителей – в геометрической. Этот закон верен лишь для средних значений интенсивности раздражителей, т.к. пороги могут изменяться в зависимости от условий. Закон показывает, что для воспринимающего субъекта наибольшее значение имеет отношение между раздражителями, а не их абсолютная величина. Данные психофизики нередко служили для идеалистич. филос. выводов (напр., в "физиологическом идеализме"). Поскольку среда обитания организма гетерогенна и потому питат. вещества распределены в ней неравномерно, у организмов в процессе эволюции выработалась способность реагировать на такие свойства факторов среды, к-рые сами по себе не имеют биологич. значения, но находятся в определ. связи с веществами, непосредственно участвующими в обмене. Результатом такой реакции является не непосредственное ответное действие, направленное на внешний объект, а нек-рое внутр. состояние организма – О., выступающее в роли "представителя" этого объекта, сигнала о нем. Напр., внешняя форма молекулы химич. вещества, сама по себе безразличная организму, вызывает О. определ. запаха, сигнализирующего о необходимом питат. веществе. Физиологич. механизмом возникновения О. является анализатор. Специфика и степень развития анализаторов у различных биологич. видов детерминирована условиями среды и потребностями организма. То же относится и к диапазону воспринимаемых свойств раздражителя. Напр., теплокровные животные не воспринимают инфракрасных лучей потому, что их глаза были бы ослеплены собств. тепловым излучением глаза. С т.зр. информационной пропускной способности у человека на первом месте стоят зрение и осязание, затем идут слух, вкус, обоняние и органич. О. Для понимания специфически человеч. О. и их роли в процессе познания необходимо учитывать не только высокое развитие и сложное строение анализаторов у человека, но прежде всего тот факт, что "...ч у в с т в а общественного человека суть иные, чем чувства у необщественного человека" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произв., 1956, с. 593). Это значит, что формирование свойств, человеку аппарата О. происходит в решающей степени под воздействием социальных факторов и условий и, в свою очередь, О. человека служат не только и не столько биологическим потребностям, сколько специфически социальным. Что касается отношения О. к предметам внешнего мира (в смысле сходства и различия), то здесь возможны две постановки вопроса. Одна из них совпадает с поставленной Демокритом и Локком проблемой первичных и вторичных качеств. Другая постановка вопроса, свойственная совр. теории познания, состоит в установлении функциональной связи между О. и их физико-химич. внешними причинами. Согласно эксперимент. данным, эта связь является гомоморфной, в частности одномногозначной: одному и тому же О. могут соответствовать разные св-ва предметов объективного мира (напр., О. белого цвета вызывается действием на глаз смеси электромагнитных волн всех длин видимого спектра, а также любой пары дополнит. цветов – красного и сине-зеленого, желтого и фиолетового). Из этих же данных можно получить косвенный ответ на вопрос о характере "вторичных качеств". По-видимому, нельзя рассматривать белый цвет как объективно присущий электромагнитной волне, ибо нет такой волны, к-рой он мог бы быть присущ. Если же считать цвет присущим не волне, а самому предмету, то неясно, как быть с черным цветом: причина его – отсутствие к.-л. электромагнитных волн, поэтому волна не может передать нам информацию о черном цвете, "присущем" самому предмету. Если даже все предметы, имеющие одинаковую окраску, объективно содержат в себе нек-рое общее свойство, то отсюда еще не следует, что оно красное, зеленое и т.п. Тем не менее ряд исследователей считает цвет (как и др. вторичные качества) физич. св-вом тела, заключающимся в поглощении одной части спектра и отражении другой. Отношение О. к св-вам предметов объективного мира определяет его роль в процессе познания. Отд. О. выполняет функцию сигнала (цвет сигнализирует о температуре раскаленного тела). С др. стороны, О. выступают как элементы восприятия, причем связь между О. в составе восприятия в принципе изоморфна связи отдельных макроэлементов материального предмета. Такая природа связи О. в составе восприятия и позволяет им быть исходными данными для познания. Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Гельмгольц Г., Филос. и науч. исследование зрения, СПБ, 1896; Кравков С. В., Цветовое зрение, М., 1951; Сеченов И. М., Избр. произв., М., 1953; Гуртовой Г. К. и Спиркин А. Г., Вопросы психофизиологии и ленинская теория отражения, в сб.: Филос. записки, т. 5, М.–Л., 1955; Ананьев Б. Г., Теория О., Л., 1961; Вавилов С. И., Глаз и солнце, М., 1961; Ведин Ю. П., Роль О. и восприятий в процессе познания, Рига, 1964; Георгиев Ф. И. [и др.], Чувств, познание, [М.], 1965; Fechner G. Т., Elemente der Psychophysik, 3 Aufl., TI 1–2, Lpz., 1907; Boring E.G., Sensation and perception In the history of experimental psychology, N. Y.–L., [1942]; Pi?ron H., La sensation, P., 1953; его же, Aux sources de la connaissance. La sensation guide de vie, 3 ?d., [P., 1955]; Cackowski Z., Tre?? poznawcza wra?e? zmys?owych, [Warsz.], 1962. В. Дубовской. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ОЩУЩЕНИЕ
элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира, «кирпичик» для построения восприятия и иных форм чувственности. В качестве примеров данного явления обычно приводят ощущения цвета, звука, твердого, кислого и т. д. Ощущения истолковывались как относящиеся не к предмету в целом, а лишь к его отдельным свойствам, «качествам». В истории философии и психологии ощущения были разделены на относящиеся к свойствам предметов внешнего человеку мира и относящиеся к конкретным состояниям самого тела человека (последние сигнализируют о движениях и относительном положении разных частей тела и о работе внутренних органов). Вместе с тем ощущения, относящиеся к внешнему миру, делятся по их модальности на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.
Ощущения были четко выделены в качестве исходной единицы анализа познавательных процессов в философии эмпиризма и сенсуализма 17—18 вв. (до этого, напр. в античной философии, не существовало резкого разделения ощущения и восприятия). Термин «ощущения» возник позднее их четкого выделения: первоначально философы-эмпирики именовали их то «чувственными идеями», то «простыми идеями», то «впечатлениями» и т. д. Основания, которые были использованы для выделения ощущений, могут быть классифицированы следующим образом.
1 ) Восприятие как знание целостных предметов и ситуаций предполагает участие ума. Но любые операции ума, в т. ч. и относящиеся к созданию восприятия, предполагают материал, над которым ум оперирует. Таким исходным материалом являются ощущения (Кант, который противостоял эмпиризму вообще и сенсуализму в частности, тем не менее допускал наличие ощущений как исходного материала для деятельности априорных форм чувственности и рассудка, организующих опыт). Поэтому данность, непосредственность являются специфическими характеристиками ощущений. При этом имеется в виду осознаваемая данность. Эта данность может пониматься либо как результат прямого причинного воздействия объективных свойств предметов внешнего мира (Д. Локк, Э. Кондильяк, Б. Рассел), либо просто как факт сознания безотносительно к его причине (Д. Беркли, Д. Юм, Э. Мах).
2) Именно потому что восприятие предполагает определенную активность ума, оно может вводить в заблуждение, быть иллюзорным. Однако исходный материл для построения восприятия не может сам по себе вести к заблуждению. Я могу ошибочно воспринять прямой карандаш, опущенный в стакан с водой, как сломанный, однако сами элементарные ощущения, из которых складывается мое восприятие, не могут быть ошибочными. Я могу ошибиться, восприняв холодную воду горячей рукой как теплую, однако тепловые ощущения не могут меня обманывать относительно самих себя. «На самом деле не бывает иллюзий чувств, бывают только ошибки в истолковании данных как знаков вещей, иных, чем они сами» (Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957, с. 200). Поэтому абсолютная несомненность, неоспоримость является также отличительной характеристикой ощущений. 3) Научное познание (в частности, классическая механика 17-18 вв.) рассматривает сложные образования как результат взаимодействия элементарных составляющих. Таким неразложимым далее элементом всех психических процессов вообще и познавательных процессов в частности в ряде направлений философии и психологии считались ощущения. Поэтому ощущения понимались как атомарные единицы опыта. Сформировавшаяся в кон. 19 в. экспериментальная психология (и прежде всего такой ее раздел, как психофизика) сделала ощущения предметом научного исследования. Изучалась зависимость ощущений от действия внешних раздражителей (стимулов). В этой связи были выявлены т. н. пороги чувствительности, характер зависимости ощущений от интенсивности раздражителя (закон Вебера — Фехнера) и целый ряд других фактов. Однако философский и научный анализ ощущений столкнулся с целым рядом принципиальных трудностей. Оказалось трудным точно очертить тот круг элементарных единиц опыта, которые следует считать ощущениями. Следует ли относить к ощущениям переживания боли, исходные чувства удовольствия и неудовольствия? Существуют ли ощущения пространства и времени? (Если допустить существование ощущения пространства и времени, то оказывается, что их очень трудно выделить, но для последовательного сенсуалиста приходится допускать их существование, как это вынужден признать Э. Мах.)
Мы переживаем каждое ощущение, поскольку мы можем его выделить в составе нашего опыта, как нечто не только уникальное и неповторимое, но одновременно и как нечто обобщенное. Так, мы ощущаем данное цветовое пятно не только как абсолютно единичное, но и как индивидуальное выражение цветовой универсалии, напр. как данный конкретный оттенок красного цвета («красного вообще»). Если вьшеление общего является результатом деятельности ума, в частности результатом сопоставления разных индивидуальных случаев, то непонятно, каким образом ощущения, для которых характерна абсолютная непосредственность, могут иметь не только уникальный, но и обобщенный характер. Если одной из важнейших характеристик ощущений является их данность в индивидуальном сознании, то непонятно, как из этих субъективных и индивидуальных элементов может быть построено восприятие, относящееся к предметам внешнего мира, которые существуют независимо от моего сознания и могут быть восприняты не только мной, но и всяким другим человеком.
Вообще вопрос об отношении ощущений к соответствующим качествам внешнего мира оказался трудным и приводящим к парадоксальным решениям. Ряд философов (в частности, Д. Локк) разделили ощущения на относящиеся к т. н. «первичным качествам», которые реально существуют в самих предметах (ощущения, относящиеся к пространственным свойствам предметов, к их форме, расположению и др.), и к «вторичным качествам», существующим лишь в сознании. Критерии разделения этих качеств были не совсем ясны (и были оспорены Д. Беркли).
В 19 в. в связи с открытием того факта, что те или иные ощущения могут вызываться не только адекватными стимулами (напр., зрительное ощущение светом), но и стимулами неадекватными (напр., то же зрительное ощущение механическим или электрическим раздражителем), И. Мюллер сформулировал т. н. «закон специфической энергии органов чувств»: качество ощущений зависит не от свойств внешних предметов, а от особенностей ощущающей (рецепторной) системы человека. Г. Гельмгольц сформулировал тезис о том, что ощущения относятся к качествам внешнего мира, как иероглиф к обозначенному им предмету. Для сенсуалистов-феноменалистов (Д. Беркли, Д. Юм. Э. Мах и др.) проблемы отношения ощущений к объективному свойству предмета не существует, но и для них остается камнем преткновения возможность построения из субъективных, индивидуальных ощущений восприятия объективно существующего предмета. Сам способ соединения ощущений в восприятие тоже был предметом дискуссий. Большинство философов и психологов, разделявших позиции сенсуализма, считали таким способом (вслед за Д. Юмом) ассоциации разного рода. Однако характер этих ассоциаций во многом так и не был прояснен. Не было ясно и то, слевдгетли считать ощущения элементарным знанием. Для большинства философов, анализировавших ощущения, именно несомненность и безошибочность ощущений выводит их за пределы знания. С точки зрения этих философов, в ощущениях нет деления на субъект и объект. Поэтому, даже если предположить, что ощущения относятся к каким-то качествам объективных предметов, можно сделать этот вывод, только выходя за пределы самих ощущений.
Вместе с тем в нач. 20 в. возникла концепция (ранние Э. Мур, Б. Рассел и др.), согласно которой ощущения — это акт осознания некоторого элементарного чувственного содержания (чувственного данного), существующего вне сознания субъекта и вместе с тем не принадлежащего миру объективных физических вещей; в этом случае ощущение рассматривается как элементарное знание.
В философии и психологии 20 в. возникли направления, по- ставившие под сомнение сам факт существования ощущений как некоторых самостоятельных сущностей. Было обращено прежде всего внимание на то, что в большинстве случаев в обыденной жизни мы никогда не ощущаем наших ощущений, а имеем дело только с восприятием целостных предметов и ситуаций. Даже в тех редких случаях, когда мы (как нам кажется) имеем дело только с ощущениями (ощущение теплоты на некотором участке тела, ощущение давления и т. д.), мы в действительности имеем дело не с фактами нашего сознания, а с получением информации о некоторой объективной ситуации (пусть воспринимаемой очень неопределенно). Конечно, можно попытаться выделить отдельные ощущения в составе восприятия, напр. внимательно всмотреться в оттенки красного цвета помидора (решением задач такого рода нередко занимаются художники). Однако, во-первых, эта ситуация является достаточно редкой и не характерной для обычного опыта, во-вторых, она не объясняет формирования восприятия, ибо осуществляется уже на основе существующего восприятия, в-третьих, даже в этом случае не удается выделить ощущение как таковое, ибо красное в данном случае воспринимается как свойство некоторого предмета — помидора, т. е. как бы на фоне целостного восприятия. В этой связи было отмечено, что экспериментальное изучение ощущений, которым занималась психофизика на протяжении ста лет, было возможным только потому, что происходило в искусственных, лабораторных условиях, не учитывавших ряда важных особенностей нормального, естественного восприятия мира (поэтому результаты психофизики применимы лишь постольку, поскольку возникает ситуация, близкая к искусственной). Как отметил английский философ Дж. Райл, исходивший из идей позднего Л. Витгенштейна, в случае с ощущениями была совершена категориальная ошибка: на мнимые объекты, которыми являются ощущения, были перенесены особенности восприятия: в действительности можно видеть предметы, напр. цветы, а не ощущения красного, зеленого; можно слышать шум прибоя, грохот грома, звуки речи и т. д., а не ощущения громких, тихих и пр. звуков. Поэтому никаких неоспоримых и несомненных единиц опыта (а именно эти качества приписывались ощущениям) не существует. Восприятие не может быть абсолютно несомненным, что не мешает ему быть в большинстве случаев достаточно достоверным.
В 20 в. возникли психологические направления, которые по-разному пересматривали те философские основания, из которых до этого исходили исследователи ощущения и восприятия. Результаты этого пересмотра приводили к разным теориям восприятия. Однако в итоге все эти теории по разным соображениям отказывались от понятия ощущения (как оно было истолковано в предшествующей философии и психологии). Гешгальтпсихология формулировала тезис о структурном, целостном характере восприятия и о невозможности понимания этой целостности как суммы отдельных атомов, «кирпичиков» — ощущений. В экспериментах представителей этого направления было показано, что восприятие может не измениться и в том случае, если меняются некоторые из компонентов целостной системы (если истолковать эти компоненты как ощущения, то получается, что восприятие не определяется входящими в его состав ощущениями). С точки зрения гештальтпсихологов, непосредственно дано не ощущение, а целостное восприятие (последнее, т. о., не предполагает конструктивных операций ума над отдельными ощущениями). Согласно концепции, развитой Дж. Тибсоном, восприятие является активным процессом собирания организмом информации об окружающей среде. В этом процессе отдельные ощущения (так же, как и отдельные образы восприятия) не существуют. Представители когнитивной психологии считают возможным выделять отдельные единицы информации, из которой строится восприятие. Однако эти единицы в большинстве случаев не осознаются и, значит, вряд ли могут быть истолкованы в качестве ощущений, как они понимались раньше в философии и психологии.
Т. о., в силу разных причин понятие ощущения не является употребительным в большинстве направлений современной философии и психологии, ибо поставлены под сомнение те философские посылки, в рамках которых это понятие имело смысл.
Между тем в отечественной философии советского периода в течение длительного времени понятие ощущения играло важную роль. Это было связано с некритически принятыми положениями В. И. Ленина из его работы «Материализм и эмпириокритицизм»: ощущение является единственным источником всех наших знаний; ощущение — это «субъективный образ объективного мира»; материя как объективная реальность «дана человеку в ощущениях его», она «фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Критикуя субъективистский феноменализм Э. Маха, Ленин противопоставляет ему материалистическое (реалистическое) истолкование ощущений, однако делает это некорректно. Все те, кто признавал и исследовал ощущения, отмечали такие его качества, которые делают невозможным мнение о том, что в ощущениях дана материя. С этой точки зрения в ощущениях «даны» не материальные предметы (не говоря уже о материи в целом), а лишь отдельные свойства. К тому же, как считает большинство сторонников существования ощущений, в нем нет вообще знания, ибо нет разделения на субъект и объект. Поэтому оно не может быть и «образом» чего бы то ни было. Самое же главное состоит в том, что, критикуя Маха, Ленин в то же время оказался в зависимости от главной философской посылки объекта своей критики — его философского сенсуализма (т. е. мнения о том, что все содержание нашего знания может быть выведено из ощущений). Ряд отечественных психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко и др.), исследуя проблему восприятия, фактически опровергли теорию ощущений как элементарных атомов опыта, в частности, в связи с развивавшейся ими критикой рецепторной теории чувственности.
Лит.: ЛоккД. Опыт о человеческом разумении. М-, 1898; Беркли Д. Три разговора Гиласа с Филонусом.— Соч. М., 1978; Юм Д. Исследования о человеческом познании.— Соч. в 2 т., т. 2. M., 1965; Кондилъяк Э. Трактат об ощущениях.— Соч. в 3 т., т. 2. М., 1982; Max Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908; Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм.— Полн. собр. соч., т. 18; Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957; Леонтьев Ощущения и восприятие как образы предметного мира.— В кн.: Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1982; ГибсонДж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988; Сатар R. Der logische Aufbau der Welt. В., 1928; Boring Е. G. Sensation and Perception in the History of Experimental Psychology. N. Y.—L., 1942.
Источник: Новая философская энциклопедия