ОРУЭЛЛ ДЖОРДЖ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОРУЭЛЛ ДЖОРДЖ

род. 25 июня 1903, Мотихари, Индия - ум. 21 янв. 1950, Лондон) англ, писатель, один из классиков современной антиутопии. После второй мировой войны оказал значительное влияние на всю западную общественную мысль своими произв., резко обличительно направленными против тоталитаризма в любой его форме. Его сатира "Ферма животных" ("Animal farm", 1945) проповедует абсолютную бессмысленность разрушительной революционной борьбы, а роман-антиутопия "1984 год" (1949) изображает общество полностью тоталитарного иерархического строя, покоящегося на изощренном физическом и духовном порабощении людей, абсолютном попрании свободы и достоинства личности, общество материальных лишений, всеобщего страха, шпионажа, доносов и ненависти. Его работы явились своеобразным предостережением западным демократиям об опасностях тоталитарного перерождения. Многие образы, метафоры и афоризмы Оруэлла широко применяются современными социологами, политологами, журналистами, справедливо полагающими, что в произв. писателя предвосхищены многие тенденции развития и феномены 20 в.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОРУЭЛЛ Джордж
; наст. имя — Блэйр(Blair) Эрик Артур (1903—1950) — англ. писатель, публицист, полит. мыслитель. После окончания Итонского колледжа (1917) долгое время жил в разл. колониях Британской империи, не имея постоянной работы. Со второй половины 1920-х гг. активно участвовал в деятельности разл. социалистических, социал-демокр. и анархистских партий и группировок; участвовал в гражд. войне в Испании в составе Интернац. бригады добровольцев (1936— 39). После поражения республиканского правительства разочаровался в леворадикальных идеях и, осмыслив опыт своей полит. деятельности, отразил его в многочисл. худ. и публ. произв. В своих наиболее изв. худ. произв. — романах «1984» (1948) и «Скотный двор» («Animal Farm», 1951) О. предстает как классик лит. жанров антиутопии и соц.полит. сатиры XX в. Осн. заслуга О. состоит не столько в ярком сатирическом изображении проективного об-ва, основанного на тотальной власти идеологии и технократии, сколько в создании ряда понятий, используемых в социологии, политологии и в полит. публицистике. К числу таковых относятся «двоемыслие» (two-mindness), «новояз» (newlang), «мыслепреступление» (mind-crime), «секс-преступление» (sex-crime), Большой Брат (Big Brother) и др. Благодаря этому О. можно считать одним из творцов и выразителей антитоталитарной соц.-полит. концепции, существенно повлиявшей на становление совр. социол. и полит. теорий. В отличие от большинства современников, разрабатывавших данную проблематику (У.Черчилль, К.Поппер и др.), он указал на то, что тоталитарные режимы опираются не только на массовую идеологию и аппарат насилия, но их важнейшим ресурсом явл. психология «маленьких людей», создающая соц.-психол. основу тоталитаризма. В этом плане О. можно считать, наряду с теоретиками Франкфуртской шк. (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе), предшественником т.н. альтернативной социологии. Соч.: 1984. Роман и эссе. М., 1990. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ОРУЭЛЛ ДЖОРДЖ

[псевд.; наст. имя и фам. Эрик Артур Б л э p (Blair)] (25.6.1903, Мотихари, Индия, - 21.1.1950, Лондон), англ. писатель и публицист. Представитель совр. антиутопии, оказавший после 2-й мировой войны значит. влияние на зап.обществ. мысль и бурж. социологию. В кон. 20-х гг. сблизился с мелкобурж. радикалами; в рядах анархистской орг-ции ПОУМ участвовал в гражд. войне 1936-39 в Испании, был ранен и, разочаровавшись в революц. идеалах, перешел на позиции либерального реформизма и антикоммунизма. Большое влияние на творчество О, оказали Дж. Свифт, С. Батлер, Дж. Лондон, Д. Лоренс, Е. И. Замятин. Известность О. принесли очерки о бедственной жизни англ. шахтеров, воспоминания о войне в Испании, лит.-критич. и публицистич. работы. Однако лит. и политич. репутация О. связана почти исключительно с его сатирой «Ферма животных» («Aniinal farm», 1945), проповедующей бессмысленность революц. борьбы, и с романомантиутопией «1984 год» (194?), в к-ром изображается общество, идущее на смену капитализму и бурж. демократии. Непосредств. целью этого романа было развитие до логич. абсурда концепции Дж. Бернхема о т. н. революции управляющих и ее социологич. и лит.-художеств, критика. Будущее общество, по О. - тоталитарный иерархич. строй, покоящийся на изощренном физич. и духовном порабощении масс, полном попрании свободы и достоинства личности; это общество материальных лишений, всеобщего страха и ненависти.
С субъективно-идеалистич. позиций О. рассматривает проблемы отчуждения, свободы и необходимости, истинности знания, манипуляции, сознанием и поведением личности, пытается обосновать волюнтаризм в политике. Предостережение о нек-рых опасных тенденциях и протест против подавления свободы личности сочетаются с проповедью бесперспективности освободит. борьбы трудящихся за лучшее будущее, что позволило идеологам реакции воспользоваться творчеством О. для широкой антикоммунистич. пропаганды. Мн. образы, метафоры и афоризмы О. широко употребляются в совр. бурж. социологии, политологии, журналистике и пр. В 60-70-х гг. на Западе возрос интерес к идейному наследию О., за к-рое ведут острую борьбу как реакционные, ультраправые силы, так и мелкобурж. радикалы, усматривающие в О. предшественника «новых левых» и считающие, что мн. тенденции совр. зап. общества предвосхищены в оруэлловских описаниях 1984 года,

Источник: Советский философский словарь

ОРУЭЛЛ (Orwell) Джордж (1903-1950)
британский писатель, классик современной антиутопии. Основные сочинения: "Скотный двор" ("Звероферма") (1945), "1984" (1949) и др. Главный пафос творчества О. - предельно жесткая критика тоталитаризма в любых его формах и проявлениях. В сатирическом произведении "Звероферма", навеянным О. мотивами событий в СССР 1917-1945 и практиками революционистских режимов в Европе между первой и второй мировыми войнами, демонстрируется неизбежное перерождение касты профессиональных революционеров, ставшей правящим классом. Стремление последнего с целью удержания власти формулировать перед народными классами абсолютно неразрешимые для данного поколения задачи, порождает особый цинизм властвующей элиты, приходящей к господству насильственным путем. О. одним из первых почувствовал, что представители социальных групп-аутсайдеров, стремящихся к силовому овладению механизмами государственного управления и перераспределения материальных благ, изначально в массе своей ориентированы на легитимизацию абсолютной бесконтрольности своего пребывания у власти. Памфлет "Звероферма" трансформировался впоследствии у О. в грандиозную антиутопию "1984". Ведущий акцент этого произведения - обличение завершенного тоталитарного строя, фундирующегося на многомерном духовном и физическом порабощении человека, абсолютном и открытом попрании свободы, достоинства и индивидуальности личности, на всеобщем и универсальном шпионаже и взаимном доносительстве, на узаконенной борьбе государства и его карательных органов против любой инакости. Несмотря на то, что метафоры и образы О. использовались в 20 в. преимущественно для характеристики и отображения функционирования сталинского СССР и гитлеровской Германии, социальные и политические технологии, описанные им, в модернизированном виде потенциально применимы к любой общественной системе постиндустриального типа, в границах которой монополизируется право на распределение информации. Весомое значение, уделенное О. социальной роли адаптированных и лишенных смысловых нюансов и содержательных разночтений словоформ межчеловеческого общения ("новояз"), оказалось созвучным распространенной в философии 20 в. идее о высокой степени зависимости бытия человека в обществе от вербальных средств его описания и концептов его понимания, осуществляемых им самим.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

ОРУЭЛЛ ДЖОРДЖ

(псевдоним Эрика Артура Б л э р а; Blair; 1903 – 21 янв. 1950) – англ. писатель и публицист. Представитель антиутопич. лит-ры, О. приобрел известность антикоммунистич. сочинениями и оказал серьезное влияние на формирование обществ. мнения в капиталистич. странах Запада, а также на совр. бурж. социологию. О. родился в Индии, в семье англ. колониального чиновника, окончил Итонский колледж в 1922; служил в брит. полиции в Бирме. Затем уехал в Европу, где бедствовал много лет. Подпал под влияние троцкистов; в рядах их военной организации ПОУМ участвовал в гражд. войне в Испании; вскоре разочаровался в своих революц. и демократич. идеалах. В годы 2-й мировой войны О. служил в англ. ополчении, был рабочим на заводе; с 1943 – комментатор, а затем директор еженедельника "Tribune". Первые произведения О. во многом автобиографичны и описывают жизнь и борьбу обездоленных и деклассированных слоев общества. Известность О. принесли кн. "Ферма животных" "Animal farm" (1945), проповедующая бессмысленность борьбы угнетенных за свое освобождение, и позже "1984 год" (1949) – роман-антиутопия, описывающий ужасы тоталитарного гос-ва, к-рое идет на смену капиталистич. обществу и бурж. демократии. Этот роман представляет собой своеобразную интерпретацию и литературно-художеств. критику концепции Дж. Бернхема о т.н. революции управляющих. Действие романа происходит в утопич. Океании, одной из трех супердержав, поделивших между собой земной шар и ведущих непрерывную войну друг с другом с целью эксплуатации дешевой рабочей силы в тропич. странах и увековечивания власти новой олигархии над собств. народом. Будущее общество, по О., выглядит как кастовый, иерархич. строй, покоящийся на суровом полицейском режиме, изощренном духовном порабощении масс и полном попрании свободы и достоинства личности вплоть до пресечения любви и семейных привязанностей; это – общество материальных лишений, всеобщего страха и взаимной ненависти. В текст романа вплетены две главы – "Война – это мир" и "Невежество – это сила", в к-рых приводятся псевдотеоретич. обоснования подобного строя, а в приложении дан трактат "Принципы новоречи", своего рода руководство о том, как исключить всякую возможность появления еретич. мыслей в сознании людей посредством соответствующей трансформации языка. На протяжении всего романа рассматривается целый ряд филос. и социологич. проблем: происхождение и социальные корни отчуждения, свобода и необходимость, смысл политич. власти, социальные последствия научных и технич. открытий, роль идеологии и возможность манипуляции обществ. и личным сознанием, излагаются доводы в пользу субъективного идеализма, волюнтаризма в политике и необъективности нашего знания. Предостережение о нек-рых опасных тенденциях в обществ. развитии и протест против подавления свободы личности сочетаются с проповедью безысходности борьбы за лучшее будущее. Обе книги О. были изданы миллионными тиражами, переведены на многие языки мира. Стараниями бурж. пропаганды они оставили серьезный след в мировоззрении мн. людей капиталистич. Запада. Мн. образы О. стали нарицательными, а его афоризмы превратились в "крылатые выражения" в бурж. журналистике и лит-ре. В наст. время к книгам О. постоянно обращаются во взаимной полемике как антикоммунистич., ультраправые элементы, так и либеральные деятели, напр. Фромм, к-рый видит "много... черт нашего теперешнего западного общества в оруэлловских описаниях 1984 года" (см. "1984", 26 th. ed., Afterworkd, p. 266, (?. ?., 1962). Соч.: Down and out in Paris and London, L., 1933; Burmese days, N. Y., 1934; The road to Wigan Pier, L., 1937; Homage to Catalonia, L., 1938; Coming up for air, L., 1939; Inside the whall, L., 1940; The Lion and the Unicorn. Socialism and the English genius, L., 1941; Critical essays, L., 1946; James Burnham and the managerial revolution, L., 1946; Shooting an elephant, L., 1950; Selected writings, L., 1958 Лит.: Мортон А. Л., Англ. утопия, пер. с англ., М., 1956, гл. 7; Семенов Ю. Н., Обществ. прогресс и социальная филос. совр. буржуазии, М., 1965, гл. 2, § 2. Э. Араб-Оглы. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
161.58 кб

Джордж Оруэлл и америка

Науменко В. Г.
Читать PDF
118.21 кб

Мосина В. Г. Три главные книги Джорджа Оруэлла

Мосина В.Г. Три главные книги Джорджа Оруэлла. М., 1999. 215 с. Автор реферата И.Л.Галинская
Читать PDF
175.05 кб

Джордж Оруэлл: ". . . то, что хуже всего на свете"

Ходасевич Г. В.
Наш герой будто желал принять на себя кару за все грехи мира, делая то, к чему менее всего приспособлен. Он был колониальным полицейским, чернорабочим, бродягой, солдатом на войне.
Читать PDF
1.29 мб

98. 03. 017. "классическая история тоталитаризма" Джорджа Оруэлла

Мосина В. Г.
Читать PDF
653.27 кб

Визуализация антиутопии Джорджа Оруэлла «1984»: поиски скрытых смыслов

Ланин Борис Александрович
Роман Джорджа Оруэлла «1984» экранизировался несколько раз. Литературный текст и его экранизации проложили дорогу многим антиутопическим произведениям.
Читать PDF
1,017.40 кб

ОБРАЗ РЕВОЛЮЦИОННОЙ КАТАЛОНИИ В ПУБЛИЦИСТИКЕ ДЖОРДЖА ОРУЭЛЛА (СТАТЬЯ ПЕРВАЯ)

Короченский А.П.
В данной работе предпринята попытка изучения вклада Джорджа Оруэлла в создание публицистической картины событий в Каталонии в один из переломных моментов истории Республики, во многом предопределивших её дальнейшую судьбу.
Читать PDF
107.17 кб

Документальное и вымышленное в автобиографии: Джордж Оруэлл и Сирил Коннолли

Кабанова Ирина Валерьевна
На материале двух автобиографий «Жизни на дне в Париже и Лондоне» Оруэлла и «Врагов надежд» Коннолли рассматривается соотношение документальной основы и элементов художественного вымысла в автобиографическом письме, определяется с
Читать PDF
126.14 кб

2009. 02. 033. Кембриджский путеводитель по творчеству Джорджа Оруэлла. The Cambridge Companion to G

Красавченко Т. Н.