Ороки живут на Сахалине (численность на 1989 391 чел.), занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. В кон. 19 нач. 20 в приняли христ-во, однако традиционные верования продолжали сохраняться в среде ороков старших возрастов и в 60 -80-х гг. Согласно этим верованиям, духи, населяющие небо, землю, горы, тайгу, реки и моря, огонь, влияют на жизнь, здоровье людей, их благосостояние. Природные богатства принадлежат духам-хозяевам, к-рым молились, просили у них милостей, кормили их, давали им подарки, боялись их оскорбить. Принадлежавших духам зверей (особенно медведей) боялись обидеть, «в честь» последних, убив их, устраивали праздники, особенно торжественные, если убивали медведя, выращенного в неволе в течение двух-трех лет. Содержание медведя в неволе, «взаимоотношения» с этим животным, отношение к частям его тела, костям и т. п. обусловливались обычаями, за нарушение которых следовали наказания со стороны духа-хозяина медведей, тайги. Считалось, что звери понимают людей, поэтому, говоря о них, применяли особую терминологию.
Множество представлений было связано с верой в разнообразных духов водяной сферы; ее хозяином считался дух Тэуму, к-рого представляли то в антропоморфном виде, то в образе касатки; молились также и морской владычице нерпе.
Считали, что души умершего человека перемещались в подземную сферу буни, где они жили, как и на земле: умершего снабжали множеством вещей, необходимых для этого, поминали ежемесячно более года (до 3 лет).
Верили в силу амулетов, оберегов, разнообразных форм магии, последние особенно часто применяли в связи с рождением ребенка. Шаманизм ороков в осн. чертах был близок к ульчскому, отчасти к нанайскому, особенно во внешних проявлениях; в атрибутике: узкоободный овальный бубен, металлические диски, пояс с коническими подвесками, юбка поверх халата; хранили множество фигурок вместилищ духов.
Из традиционных верований более всего сохраняются ныне погребальные и поминальные обряды. Новая жизнь, всеобщее школьное образование, медицина, детские сады, совр. быт, телевидение, кинематограф, расселение среди численно преобладающего многонационального населения все эти факторы способствовали утрате многих черт национальной культуры (см. также Народов Сибири верования).