ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
в менеджменте науки и образования: 1) то, что в равной степени относится к большинству либо ко всем членам организации, однозначно разделяемая ими всеми; 2) набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения; 3) набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность (Е.Штейн); 4) набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющей тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации (Э.Браун).
Организационная культура является частью понятия «корпоративная культура».
В настоящее время стало уже традиционным выделять три уровня организационной культуры:
-поверхностный «символический» уровень –это все, что человек может увидеть и пощупать: корпоративная символика, логотип, фирменные календари, флаг фирмы, гимн фирмы, особая архитектура здания и т.п. Также к «символическому» уровню относят мифы, легенды и истории, связанные с основанием фирмы, деятельностью ее руководителей и выдающихся сотрудников. Такие легенды и истории обычно передаются устно;
-подповерхностный уровень – объединяет ценности и нормы, сознательно зафиксированные в документах организации и призванные быть руководящими в повседневной деятельности членов организации. Типичным примером такой ценности может служить установка «клиент всегда прав» в отличие от установки о первенстве производителя в советский период. (В частности, продолжающееся существование старой ценности о первенстве производителя до сих пор противодействует эффективной работе многих организаций и секторов экономики);
-базовый или глубинный уровень – базовые предположения, принимаемые членами организации бездоказательно и в большинстве случаев неосознаваемые, некоторый «воздух» организационной культуры, который без запаха и вкуса, которым все дышат, но в обычном состоянии не замечают.
Организационная культура достаточно однозначно характеризует поведение ее членов, способ решения ими возникающих перед организацией проблем и конфликтных ситуаций, отношение к внешним воздействиям, скорость и способ реагирования на изменяющиеся обстоятельства. Осознание руководителем представлений о культуре своей организации позволяет ему определить стратегию поведения в тех или иных обстоятельствах. Следует отметить, что если в признании наличия феномена организационной культуры академические и деловые круги практически единодушны, то в содержательной трактовке ее определений такого единодушия не было и нет. Научное осмысление этого явления находится еще на стадии первичного обобщения, которой также присущ широкий плюрализм подходов.
Организационная культура представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
система форм и принципов регуляции деятельности и управления в социальной сфере культуры. Под О. к. понимается как культура отдельного предприятия, так и какой-либо целостной экономической системы. О. к. как совокупность принципов, действий и отношений является отдельным звеном институциональной культуры того или иного общества. В сфере О. к. формируются и актуализируются социальные и моральные ценности, цели и конкретные профессиональные навыки работников, стимулируется их общественная активность и стремление к самообразованию. Общими принципами О. к. являются иерархия и коллективизм, функциональность и профессионализм, системность и контроль, подчинение и личная инициатива и, наконец, наличие идеологии, выраженной в знаковой системе предприятия. Одним из важнейших в О. к. становится вопрос о соотношении между вертикальными и горизонтальными структурами управления и деятельности, и поэтому в современной О. к. существует тенденция перехода от бюрократического, административно-командного стиля управления к административно-правовому и демократическому стилю при сохранении существующей разницы в статусе работников. Современным тенденциям развития О. к. отвечает сочетание формальных, безличных способов организационного строения жизни предприятия с неформальными, предусматривающими существование личностных творческих отношений. Особенностью функционирования О. к. является то, что она не только способствует постановке и ведению основной деятельности предприятия, консолидирует коллектив вокруг избранной цели, но одновременно регулирует его отношения с внешним миром. Поэтому предприятие не может эффективно развиваться, если оно не имеет О. к. как системы ценностей, представлений, символов и образцов поведения, которые были бы приняты всеми его членами и характеризовали бы это предприятие в целом. Поэтому в О. к. выделяются определенные внутриорганизационные ценности, важнейшими из которых становятся производство высококачественной продукции и наличие деловых и плодотворных связей с другими предприятиями или заказчиками. К ценностям, формирующимся внутри предприятия, можно отнести экономическую эффективность и прибыль, дисциплину, личную инициативу, преданность делу, стремление работников повышать свою квалификацию. Одновременно О. к. предполагает наличие идеологии предприятия или учреждения, и эта идеология может быть ориентирована или на максимальный финансовый и экономический эффект, или на личность и удовлетворение ее потребностей, реализацию и развитие ее способностей. В этом случае большое значение для формирования и функционирования О. к. играют специфические этнические, религиозные или национально-государственные факторы. Классическим примером является исследованная М. Вебером (1864—1920) связь между становлением О. к. западноевропейского капитализма и протестантской этикой. С другой стороны, установление в СССР дней безвозмездного труда (субботников) находило определенную опору в традициях российской общинной культуры. В современной О. к. идеология и этика предприятия закрепляются в определенной «мифологии», знаковой системе, которые могут выражаться в создании истории предприятия и его организаторов, кодекса поведения работников, в рекламе, эмблеме, в наличии униформы, в установлении различного типа обрядов и ритуалов, которые формируют некую традицию, ценимую всеми работниками. В целом О. к. как составная часть институциональной культуры несомненно находится в зависимости от общего развития того или иного типа цивилизации и общества.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
основной тип форм организации деятельности в том или ином обществе. В различные исторические периоды развития цивилизации имели место разные типы форм организации деятельности.
Традиционная организационная культура. На ранних этапах развития человечества общество состояло из коммунальных групп, принципом выделения которых было различение «свой – чужой». Коммунальные группы удерживаются мифом и ритуалом. Миф объясняет происхождение предков (от животного, от какого-либо бога и т.п.), избранность данной группы, порядок общежития, в частности, принцип главенства в группе и его обоснование. Реальным механизмом, который организует деятельность людей, является ритуал.
Корпоративно-ремесленная культура. В середине I тысячелетия н. э. поверх родовых обществ раннего средневековья под влиянием активной деятельности Рима начало складываться новое общественное устройство с жесткой иерархией церкви. Церковь имела более совершенную – корпоративную организацию – единый центр управления и единая идеология, четкая иерархия подчинения, собственная система подготовки кадров, единый язык – латынь.
В дальнейшем, в позднем средневековье стали формироваться новые центры организации общества – города и университеты. Новая социальная иерархия внутри городов формировалась уже на других принципах – корпоративно-ремесленных. Корпорации формировались вокруг той или иной деятельности: выделялись некоторые образцы (изделий и т.п.) и рецепты их воссоздания, тщательно охраняемые корпорацией. В эпоху Ренессанса университетские корпорации постепенно перешли от передачи рецептурного знания на разработку и передачу знания теоретического. Сместился интерес от тех людей, кто умеет и может передавать рецепт этого умения к тем, кто знает, кто может создавать теоретическое знание и передавать его. Передача теоретического знания стала основной линией в университетском, а потом и во всех других формах образования. Так стал формироваться профессиональный тип организационной культуры.
Профессиональная (научная) организационная культура. В ней базовой деятельностью, цементирующей различные профессиональные области, является наука. Именно наука в профессионально организованном обществе является важнейшим институтом, так как в ней формируются и единая картина мира, и общие теории, и по отношению к этой картине выделяются частные теории и соответствующие предметные области профессиональных деятельностей.
«Центром» профессиональной культуры являются научные знания, а производство этих знаний – основным видом производства, определяющим возможности остальных видов и материального, и духовного производства.
Проектно-технологическая организационная культура. Еще в прошлом веке, наряду с теориями, проявились такие интеллектуальные организованности как проекты и программы, а к концу ХХ века деятельность по их созданию и реализации стала массовой. Обеспечиваются они не только и не столько теоретическими знаниями, сколько аналитической работой. Профессиональная культура за счет своей теоретической мощи породила способы массового изготовления новых знаковых форм (моделей,
алгоритмов, баз данных и т.п.), и это стало теперь материалом для новых технологий. Эти технологии уже не только вещного, но и знакового производства, а, в общем, технологии, наряду с проектами, программами, стали ведущей формой организации деятельности. Типы организационных культур в историческом развитии не просто сменяются одни другими – они существуют параллельно. Так, например, многие обряды, ритуалы живут неизменно в каждом народе с древнейших времен до наших дней (вспомним хотя бы масленицу – языческий праздник). Еще один пример – деятельность научных школ, в том числе современных, строится по корпоративно-ремесленному типу культуры. В учебной деятельности наличествуют все без исключения типы организационной культуры. Игровая деятельность строится, в основном, на традиционном типе организационной культуры. Более того, те или иные виды деятельности одного и того же человека могут базироваться на различных типах организационной культуры.
Понимание типов организационной культуры важно для анализа тенденций развития многих политических, экономических, культурных, образовательных процессов.
Литература: [69].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Структура организационной культуры

Полянская Ольга Владимировна
Рассматриваются подходы к выделению компонентов, составляющих структуру организационной культуры, анализируются такие компоненты, как «миссия», «ценности», «символика».
Читать PDF

Сущность «Организационной культуры»

Гарус Т. П., Голубева Л. Ф.
Читать PDF

Мифопоэтика организационной культуры

Окладникова Елена Алексеевна
Читать PDF

Развитие организационной культуры ОВД

А.В.Чечкова
Читать PDF

Время как элемент организационной культуры

Дружинина Юлия Викторовна
Культура организации, характеризуя ее внутреннею среду, является сегодня наиболее эффективным инструментом управления.
Читать PDF

Организационная культура спортивного клуба

Фролко Марина Сергеевна, Ловягин Андрей Андреевич
В статье исследуется организационная культура спортивного клуба. Представлены предложения по повышению эффективности управления культурой спортивного клуба «Крылья Советов».
Читать PDF

Эксплицитный уровень организационной культуры

Иванцова Марина Владимировна
В статье был проведен анализ элементов эксплицитного уровня организационной культуры, на основе деятельностного и интегративного подходов.
Читать PDF

Организационная культура спецподразделений ОВД

Смирнов В. Н.
Читать PDF

Аксиологический аспект организационной культуры

Ермолаев Виктор Владимирович, Кравцова Юлия Анатольевна
Читать PDF

Организационная культура государственной службы

Романов В. Л.
Статья посвящена проблеме организационной культуры государственной службы Российской Федерации.
Читать PDF

Лидер и этические нормы организационной культуры

Михайлина Светлана Анатольевна
Вопросы управления социокультурными процессами в организации весьма актуальны для деловой жизни России, ведь в них кроется особый, внеэкономический потенциал повышения эффективности.
Читать PDF

Об объектной детерминации организационной культуры

Васильева Ирина Ивановна
В статье предпринята попытка реализации деятельностного подхода к феноменам коллективной психики, образующих организационную культуру.
Читать PDF

Организационные конфликты: кросс-культурные аспекты

Пирогова Анастасия Евгеньевна, Боташева Асият Казиевна
В статье анализируются организационная и национальные культуры, рассматриваются отличия организационной культуры от национальной, влияние национальной культуры на организационные процессы.
Читать PDF

Нормативно-ролевные аспекты организационной культуры

Шаланкова Елена Георгиевна
В статье представлены соответствия между нормативно-ролевой составляющей культуры компании и некоторыми практиками.
Читать PDF

Методика ордерной диагностики организационной культуры

Аксеновская Людмила Николаевна
Представлена авторская методика социально-психологической диагностики организационной культуры, разработанная на базе ордерной концепции организационной культуры. Даны общие описания методики, бланки опросных листов.