Организация социокультурная

Найдено 1 определение
Организация социокультурная
ценностно-нормативный аспект социальной организации сооб-тв и их сегментов, задающий мировоззренч., идейные и нравств. основания для социальной консолидации, регуляции, коммуникации и воспроизводства человеч. коллективов. При этом под социальной организацией понимается форма устойчивого объединения людей, преследующих некие групповые цели и удовлетворяющих связанные с их коллективным существованием интересы и потребности, что обеспечивается относительно стабильным уровнем упорядоченности в структурном построении, разделении функций и согласованности действий субъектов сооб-ва. Такого рода упорядоченность в формах сосуществования и коллективной жизнедеятельности людей детерминируется не только сходством их социально значимых целей, интересов и потребностей прагматич. характера (жизнеобеспечение, оборона, размножение и пр.), но и близостью (или единством) их наиболее важных ценностных установок, элементов социального опыта, миропредставлений, верований, образов самоидентификации, идеологии, нравств. принципов и иных экстраутилитарных скреп социальной консолидированности, представляющих собой идеациональную составляющую их социальной организации. Становление и изменчивость О.с. сооб-в базируется на исторически обретенном и селектированном социальном опыте (см. Социальный опыт) коллективного общежития и взаимодействия людей, к-рым и определяются преобладающие черты системно-структурной упорядоченности процессов и процедур осуществления социально значимой деятельности, преобладающие технологии регуляции социокультурной (см. Регуляция социокультурная), к-рый прямо или опосредствованно способствует поддержанию необходимого уровня консолидированности сооб-ва, наиболее эффективному разделению социально-деятельностных функций между людьми и их взаимодействию, а также социальному воспроизводству сооб-ва как устойчивой культурной общности. Эмпирически наблюдаемые формы О.с. выявляются прежде всего в преобладающих в сооб-ве методах социальной регуляции, реализуемых как в деятельности регулятивных институтов (полит., правовых, религиозных и др.), так и в системах обычаев, социальных стандартов, стратифицированных образах жизни, типологии мировоззрения, нормативных “культурных текстах” и др. Поскольку О.с. так или иначе связана с целями, преследуемыми людьми в их коллективной жизнедеятельности, и регулирующими их социальную практику ценностями, то разные типы О.с. могут классифицироваться по детерминирующим их целевым и ценностным основаниям. При этом могут быть выделены типы О.с., ориентированные на мемориальные, актуальные или прогностич. ценности и соответственно на цели прямого воспроизводства традиции, эффективной адаптации к условиям существования или интенсификации развития. К О.с. с мемориальной ценностной ориентацией могут быть отнесены устойчивые общности людей, коллективный характер социальной практики к-рых преследует цели и отстаивает ценности прямого и по возможности точного воспроизводства истор. традиции, обычая, канона и т.п. Это прежде всего общности этнич. и конфессиональные, консолидирующиеся гл. обр. вокруг идей общего генезиса (рода, этноса, вероучения) и общности истор. судьбы сородичей, единоверцев. Др. типом О.с., связанным в большей мере с целями поддержания практич. эффективности процедур актуальной жизнедеятельности и отличающимся большей адаптивной пластичностью к меняющимся условиям бытия, являются общности социально-сословные, классы, проф. констелляции и вся система функционально-деятельностной организации и специализации людей. Разумеется, и в их ценностных установках большую роль играют сословные, проф. и т.п. традиции, но все же это прежде всего актуально-ориентированные типы О.с., регулируемые потребностями сиюминутной адаптации к складывающимся обстоятельствам существования, производства и пр. К третьему типу — прогностически ориентированным образцам О.с., направленным на борьбу за обретение еще не достигнутых социальных благ, положения вещей, истор. условий и т.п., — относятся общности в основном полит. характера — нации, полит. партии, институты власти, силовые структуры и пр. Они решают и актуальные задачи, а также связаны множеством традиц. ценностей, но все это так или иначе подчинено движению к прогностич. цели, выраженной в полит. программе или идеологии, плане войны, нац. идее и т.п. Разумеется, всякое, самодостаточное сооб-во людей (по крайней мере постпервобытное) включает в себя элементы разл. типов О.с. Оно, как правило, одновременно и этническое, и социальное, и политическое, со всеми с этим связанными вариантами целевых и ценностных установок. Однако на разных стадиях истории сооб-ва доминирующий тип О.с. может быть разным. Если сооб-во проходит несколько этапов социокультурного развития (см. Прогресс в культуре), то одним из наиболее выраженных признаков такого рода эволюции становится усложнение структуры и функциональности прежде всего его О.с., изменение пропорций, общей композиции сочетания элементов мемориального, актуального и прогностич. характера в общем строе его экзистенциальных ориентаций. Напр., в архаич. (первобытных) сооб-вах в системе черт О.с. заметно явное преобладание мемориальных установок в организации и регуляции форм жизнедеятельности людей, ориентированных на непосредств. воспроизводство традиц. технологий в любых видах социальной практики. При этом наблюдается и нек-рое развитие актуальных (функционально-адаптивных) видов деятельности при практич. отсутствии прогностич. ориентаций в картинах мира и параметрах образов жизни. В О.с. доиндустриальных (раннеклассовых) сооб-в, судя по всему, имеет место относительно сбалансированное сочетание этно-конфессиональных, социально-сословных и полит. элементов О.с., хотя в каждом конкретном истор. случае композиция этих составляющих отличается существенной прихотливостью. Что же касается сооб-в на индустриальной и постиндустриальной стадии развития, то здесь наблюдается явное преобладание актуальных и прогностич. ориентаций жизнедеятельности при заметной локализации мемориальных регулятивных установок преимущественно в приватной сфере жизни людей или в особых церемониальных ситуациях (праздники, свадьбы, похороны и т.п.). Важным показателем типологии преобладающей в сооб-ве О.с. являются доминирующие методы социального воспроизводства личности и трансляции паттернов социально адекватного поведения и предпочтительного мировоззрения: обучение казуальным, теоретически почти не рефлектированным поведенч. актам и образам миропонимания “на все случаи жизни” в обрядах и ритуалах первобытного об-ва; демонстрация сакральных эталонных образцов поступков и суждений богов, героев, святых и пр. в религиозно-полит. системах доиндустриальных сооб-в; и наконец, трансляция абстрактных принципов социальной и интеллектуальной адекватности в правовых политико-идеол., филос., худож. и иных “культурных текстах” индустриальной и постиндустриальной эпох. Сравнительно небольшое число наблюдаемых в истории вариантов О.с. позволяет использовать эту систему параметров как основание для культурно-истор. типологизации сооб-в (наряду с формационным, цивилизационным и иными концептуальными подходами) по характеристикам доминирующих в них черт экзистенциальных ориентаций, типам институтов и методов социальной консолидации, регуляции и коммуникации, а также технологиям их социального воспроизводства. См. Социальная организация; Порядок культурный. Лит.: Морфология культуры: структура и динамика, М., 1994; Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995; Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996. А.Я. Флиер. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
151.93 кб

Социокультурная среда современной организации

Урмина Ирина Александровна
В статье рассматриваются социокультурные аспекты функционирования организации как институциональной единицы, раскрыты особенности и современные характеристики социокультурной среды организации (как внутренней, так и внешней), а та
Читать PDF
219.52 кб

Социокультурные аспекты анализа современной организации

Урмина Ирина Александровна
Существующие организационные теории не дают ясного представления о содержании структурных связей между членами организации в различных социокультурных ситуациях ее деятельности, например, при изменениях трансформационного характер
Читать PDF
385.80 кб

Феномен архаического в организации социокультурного процесса

Ламажаа Чимиза Кудер-Ооловна
Обзор работы круглого стола «Феномен архаического в организации социокультурного процесса», который прошел 22 июня 2014 г.
Читать PDF
89.40 кб

Социокультурная специфика разрешения конфликтов в организации

Радченко Виктория Александровна
В статье предложены теоретические исследования таких социологических понятий, как конфликт и консенсус, проанализирована социокультурная составляющая в общей системе предупреждения конфликтов в условиях функционирования современно
Читать PDF
155.53 кб

О социокультурной организации ландшафта Баргузинской котловины

Цыдыпова Л. С.
В статье рассмотрены особенности формирования культурного ландшафта Баргузинской котловины. Особенности культурных взаимоотношений между этническими группами и окружающей средой. The Barguzin area is polyethnical district.
Читать PDF
375.77 кб

Русский город как особый тип социокультурной организации бытия

Скопинцева Татьяна Юрьевна
Целью статьи является обоснование специфики социокультурной системы русского типа.
Читать PDF
89.08 кб

Основы социокультурной организации градостроительного пространства

Рыжова Татьяна Сергеевна
Статья актуализирует в контексте исторического развития новые подходы к организации градостроительного пространства, когда в условиях многонационального населения регионов необходимо современное осмысление хода культурных процессо
Читать PDF
220.19 кб

Пространство досуга как территориальная социокультурная организация

Недосека Елена Владимировна
Статья посвящена рассмотрению категории «досуговое пространство города» как социокультурной организации.
Читать PDF
39.94 мб

Порядок как устойчивый социокультурный код публично-властной организации

Мамычев Алексей Юрьевич, Филиппова Мария Константиновна
В статье порядок анализируется как комплексный и сложной феномен, выступающий социокультурным кодом развития публично-властной организации, присущий любой общественной системе.
Читать PDF
133.32 кб

Организация социокультурной деятельности по месту жительства в современном городе

Скрипачева И. А.
В статье представлена необходимость исследовать ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности для широкого спектра деятелей социокультурной сферы современного города.
Читать PDF
288.26 кб

Элитогенез в публично-властной организации переходного периода: социокультурный анализ

Мордовцев Андрей Юрьевич, Мамычев Алексей Юрьевич
В статье анализируются процессы элитогенеза, их специфика в переходных государственно-правовых организациях.
Читать PDF
269.34 кб

Ментальные особенности организационного поведения казахстанцев: социокультурный анализ

Тесленко Александр Николаевич
Цель данной статьи ответить на вопрос: Как цивилизационная идентификация, ментальные архетипы влияют на организационное поведение казахстанцев?
Читать PDF
180.96 кб

Нетрадиционные религиозные организации в социокультурном пространстве Республики Мордовия

Моисеев Александр Константинович
Рассмотрено соотношение традиционных и нетрадиционных религиозных организаций. Дан историко-культурный анализ нетрадиционных религиозных организаций Республики Мордовия.
Читать PDF
205.86 кб

Социокультурные традиции, правила и нормы управления хозяйственными организациями в России

Варчук Вячеслав Владимирович
Читать PDF
134.54 кб

Социокультурное пространство взаимодействия в контексте изучения организации культурных различий

Васильева Дарья Алексеевна
В работе указаны некоторые аспекты изучения социокультурного пространства, которое определяется как система координат, определяющая взаимодействие индивидов в конкретной ситуации, а также возможности и алгоритмы перехода от одного