ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
система воззрений на природу, общество, историю, культуру как взаимосвязанные части единого мира, развивающегося по законам существования живых организмов, понимание мира как целостного живого организма, отдельные части которого могут вести вполне самостоятельное существование. Одним из истоков культурологической О. т. считаются выводы итальянского мыслителя Дж. Вико (1668—1744), автора кн. «Основания Новой науки» (1725), в которой, установив параллели в развитии языка, искусства, поэзии, государства, права и крупнейших исторических событий из жизни древних и новых западных и восточных наций, он обосновал теорию всеобщего круговорота цивилизаций. С этой точки зрения открытие сущности и разнообразия способов развития народов приводит к тому, что «мы получили Идеальную Историю вечных Законов, соответственно которым движутся Деяния всех Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце…» (Дж. Вико). Позднее теоретическое обоснование О. т. к. было дано в натурфилософии Ф.В.Й. Шеллинга (1775—1854), выступившего с утверждением о том, что природа содержит источник движения в самой себе, а мир представляет собой целостный живой ораганизм, где индивидуальные явления становятся особой формой развития всеобщей жизни природы. Всякое единичное существование организма есть индивидуальное бытие, аналогичное всеобщему «мировому» организму. Большое распространение О. т. в ХIХ в. объяснялось настойчивыми попытками воссоединить разрозненные знания, добытые отдельными отраслями естественных наук и преодолеть множественность и разноплановость многочисленных фактов, ставших достоянием истории, археологии и этнографии при изучении отдельных цивилизаций Запада и Востока. Поэтому общефилософской базой О. т. к. в ХIХ в. стал позитивизм. В России О. т. получила свое самостоятельное развитие на протяжении всего ХIХ в. и проявила себя в философии, естествознании, социологии, истории и теории культуры. В 40-е гг. О. т. к. объединила представителей русского западничества и славянофильства. Развитие О. т. в гуманитарных отраслях знания оказалось связано с обоснованием понятия «народ» как единого организма, каждая единица которого выражает всеобщие духовные начала. Представители славянофильства использовали О. т. для утверждения самобытности и неповторимости исторического пути русского народа-организма, который творит культуру не по западным образцам, а исключительно для себя, что делает ее абсолютно не похожей на культуры других народов. С точки зрения О. т. к., русская история представляет собой развивающийся организм со своими внутренними особенностями, имеющими обоснование в народных началах. В 60-е гг. О. т. к. в России приобрела формы «почвенничества» как целостной системы воззрений в философии, социологии, политике, эстетике и этике. В отдельных своих аспектах идеология «почвенничества» получила развитие у Н.Н. Страхова (1828—1896), К.Н. Леонтьева (1831—1891), А.А. Григорьева (1822—1864), Ф.М. Достоевского (1821—1881). Наиболее полно О. т. к. была выражена у Н.Я. Данилевского (1822—1885) в его кн. «Россия и Европа» (1868—1871). По утверждению Данилевского, «ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения — относительно короток и истощает раз (и) навсегда их жизненную силу». Позднее О. т. к. нашла свое выражение в культурологической концепции немецкого мыслителя О. Шпенглера (1880— 1936). В своей кн. «Закат Европы» (1918—1922) Шпенглер предложил за понятиями «юность», «развитие», «увядание» признать «значение объективного наименования для органических состояний», когда «надо сопоставить античную культуру, как законченный в себе феномен, как тело и выражение античной души, наряду с египетской, индийской, вавилонской, китайской и западноевропейскими культурами, и искать типическое в переменчивых судьбах этих больших индивидуумов». О. т. к. в настоящее время является одной из наиболее распространенных и общепризнанных теоретических концепций, о чем, в частности, свидетельствуют труды британского историка А. Тойнби (1889—1975) и русского этнолога Л.Н. Гумилева (1912—1992).