ОРФИЗМ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Орфизм
греческая религия-мистерия, в центр которой помещен бог Орфей, и которую относят к Елевсинским мистериям, одним из центральных положений вероучения которых считалось перерождение.

Источник: Новые религиозные движения.

ОРФИЗМ
речь идет о догматах, мистериях, философских принципах, приписываемых Орфею (мистическому поэту Древней Греции). Орфизм утверждал божественность души и нечистоту тела; смерть считалась освобождением, Центральное место занимала проблема будущей жизни.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ОРФИЗМ
релит, течение, возникшее в 8-7 вв. до н. э. в Аттике, названо в честь легендарного Орфея. О. использовал культы Деметры и Диониса, тесно связанные с земледельч. магией, что дает основание считать его идеологией крестьянства. Руководители О. - пророки и исцелители - выступали с проповедью идей искупления, отстаивали аскетизм. Орфики (последователи О.) учили о душе как добром начале и о теле как «темнице» души, о загробном воздаянии. О. приписывается учение о метемпсихозе. Идеи О. были восприняты пифагореизмом, отчасти Платоном, а позднее - христианством. К 5 в. до н. э. О. выродился в мис-тич. культы.

Источник: Атеистический словарь

Орфизм
древнегреческое религиозное движение, возникшее в VI веке до н. э. в результате реформы культа Диониса. Центральный ритуал дионисийских оргий – поедание сырого мяса – был переосмыслен как первородный грех титанов, растерзавших Диониса-ребенка. Искупить наследственный, лежащий на всем человечестве грех мог только человек «чистый» – посвященный в мистерии и ведущий «орфический образ жизни», отличительной чертой которого было вегетарианство. Учредителем новых обрядов создатели новой религии провозгласили мифического певца Орфея. В современной литературе называют «орфиками» авторов «Поэм Орфея», а также всех, исповедовавших религию Орфея.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ОРФИЗМ
речь идет о догматах, мистериях, философских принципах, приписываемых Орфею (мистическому поэту Древней Греции). Орфизм утверждал божественность души и нечистоту тела; смерть считалась освобождением. Центральное место занимала проблема будущей жизни. Это мистическое учение оставило свой след во многих литературных произведениях, в частности — в орфической лирике; его следы мы находим в пифагореизме; вплоть до конца античности оно продолжало оказывать значительное моральное влияние: даже у Платона мы находим иногда это отчуждение от жизни и ностальгию по жизни будущей, столь характерные для орфизма. И Сократ размышлял о том, что, может быть, нынешняя жизнь — это смерть, а смерть — это начало жизни.

Источник: Философский словарь

ОРФИЗМ,
др.-греч, религ. движение, возникшее в 6 в. до н. а. в результате реформы культа Диониса: центр. ритуал дионисийских оргий - омофагия («поедание сырого мяса» растерзанной в вакхич. исступлении животной жертвы) - был переосмыслен как первородный грех титанов, растерзавших ребенкаДиониса и вкусивших его мяса. Искупить наследств. грех (лежащий на всем человечестве) мог только «чистый» - посвященный в мистерии и ведущий «орфич. образ жизни», отличит. чертой к-рого для грека 5 в. до н. э. было вегетарианство. «Священное сказание» о грехе титанов требовало создания своей теокосмогонии, вера в бессмертие души и загробное воздаяние - разработанной эсхатологии, к-рые и были зафиксированы в гексаметрич. поэмах. Учредителем очистит. обрядов и автором этих поэм создатели новой религии провозгласили мифич. певца Орфея - героя сказания об аргонавтах (живших до Троянской войны): его учение было древнее и «ближе к богам», а следовательно, авторитетнее теологии Гомера и Гесиода. В совр. лит-ре называют «орфиками» авторов «поэм Орфея» (Ономакрит - Афины, 2-я пол. 6 в. до н. в., и др.), а также всех, исповедовавших религию Орфея. Поэмы под именем Орфея создавались в течении 1000 лет, отражая различные стадии греч. религии и влияние различных филос. школ. От огромной орфич. лит-ры до нас дошли только два поздних памятника: сб. 87 «Гимнов Орфея» (ок. 200 в М. Азии), составитель к-рого находился под влиянием стоицизма, Филона Александрийского и Платона, и «Орфич. аргонавтики» (5 в.). От остальных соч. сохранились только фрагменты, из к-рых наибольшее филос. значение имеют фрагменты теогонии. Из фрагментов т. н. «Рапсодич. теогонии» реконструируется грандиозная картина эволюции мироздания из «Нестареющего Времени», представленная как смена 6 поколений богов. «Нестареющее Время» рождает эфир (воздух) и бездонную «зияющую бездну» (хаос), окутанные первобытным мраком (Kern fr. 66). В эфире или из него хроносвремя «сотворил серебристое яйцо», из к-рого выходит специфически орфич. бог-демиург Фанес («Сияющий») - 1-й царь богов; он творит небо и землю, а также «др. землю» - луну. Изложение истории Урана (3-й царь), Кроноса (4-й царь), Зевса (5-й царь) примыкает к «Теогонии» Гесиода. Зевс проглатывает Фанеса и тем самым вбирает в себя все мироздание и всех богов. При этом ставится проблема единого и многого: «Как мне сделать, чтобы все вещи были и едины и раздельны?» (вопрос Зевса к Ночи, Kern fr. 165). Следовавший затем величеств. гимн к ЗевсуВселенной как к началу, середине и концу всех вещей (Kern fr. 168) был известен уже Платону. Титанов, растерзавших сына Зевса Диониса, Зевс испепелил молнией, а из праха создал 3-й, нынешний, род людей (1-й, золотой, - при Фанесе, 2-й, серебряный, - при Кроносе), в к-рых «злая титанич. природа» (Платон, Законы 701 в) соединена с божеств. дионисийским началом. Очень рано этот орфич. дуализм «титанического» и «дионисийского» начал в человеке слился с пифагорейским дуализмом тела и души. Важным источником орфич. эсхатологии считают поэму «Нисхождение Орфея в Аид» .

Источник: Советский философский словарь

ОРФИЗМ
течение античной мифологии в позднеэпическом ее варианте, связанное с именами Мусея, Эпименида и генетически возводящееся к личности легендарного Орфея (реальность которого как исторической фигуры была подвергнута рациональной критике уже в рамках античности - начиная с Аристотеля). Наряду с мифологическими версиями космогенеза Гомера и Гесиода, О. выступил важнейшим источником формирования античной философии. Философской основой учения являются сборники стихотворений, собранных поэтом-орфиком Ономакритом (Афины, 6 в. до н.э.), другими орфиками. Часть стихотворений приписывается самому Орфею Пифагор и Платон изучали и принимали учение орфиков. Особое распространение О. получил в 3-4 вв., в период борьбы язычества, христианства, неоплатонизма, гностицизма, манихейства. Из огромной орфической литературы до нас дошли только два памятника: Сб. 87 "Гимнов Орфею" и "Орфическая аргонавтика"; важнейшими источниками сведений об орфической теологии выступает трактат "О принципах" неоплатоника Дамаския (6 в.) и "Посольство по делам христиан" - раннехристианская апология Афеногора Афинского (2 в.), обращенная к Марку Аврелию. Сведения об О. содержатся также у Еврипида, Аристофана, Алкея, Пинда-ра, Исократа, Платона, Аристотеля, Прокла, Павсания, Климента Александрийского и др.). Теогония и этика в учении орфиков связаны неразрывно. Их теогония подобна теогонии Гесиода. Она основана на монотеизме. На вершине иерархии бытия стоит единый творец Зевс. Он, его супруга - мать Персефона и сын Дионис Загрей составляют единую троицу. Космогенезис начинается с Праначала мира (Хро-нос), рождающего хаос и эфир. В эфире Хронос "сотворил серебряное яйцо". Оно разделилось пополам и родился Бог Фанет ("Сияющий"). Из половинок яйца образовались небо и земля. Фанет заключает в себе всех других Богов и един с Ними. От Фанета родилась Ночь (Ехидна), от нее - Уран и Гея. Дальнейшая теогония развивается по Гесиоду: рождение нового Зевса, битва Богов и Титанов, растерзание Диониса Загрея, сына Зевса, спасение его сердца Афиной, новое рождение Загрея для мира, уничтожение Титанов молниями Зевса, создание и рождение из их праха человеческого рода - третьего от начала мира (1-й - золотой при Фанесе, 2-й - серебряный при Кроносе), в котором "злая титаническая природа" (Платон, Законы 701в) соединена с божественной дионисической. Этическое учение основано на идее освобождения души из материи. Каждый человек, сотворенный из злого начала (материя) и имеющий душу - божественную искру жизни, - для того, чтобы вернуться к Божественному состоянию, должен очиститься, пройдя путь нравственного совершенствования. Аскетизм, воздержание, испытания в мистериях, подвиги в жизни - неотъемлемые элементы пути. О. опирается на учение о переселении душ, понимая тело как место временного заточения души. Перевоплощение - переход души из одного тела в другое - необходим для совершенствования, достижения бессмертия и переселения в царство Богов, мыслимое в О. как другие планеты и звезды. Учение Орфея прямо и косвенно заложило фундаментальные основы будущей античной философии в Греции, особенно сильно повлияв на содержание пифагореизма, а также на космогонию Анаксимандра, Гераклита, Парменида, Эмпедокла и, отчасти, Платона, и очищало религию от жреческой догматики и культовой обрядности.
В.В. Лобач

Источник: Новейший философский словарь

ОРФИЗМ
ОРФИЗМ, др.-греч. религиозное движение, возникшее в 6 в. до н. э. в результате реформы культа Диониса: центральный ритуал дионисийских оргий - омофагия («поедание сырого мяса» растерзанной в вакхическом исступлении животной жертвы) - был переосмыслен как первородный грех титанов, растерзавших ребенка-Диониса и вкусивших его мяса. Искупить наследственный грех (лежащий на всем человечестве) мог только «чистый» - посвященный в мистерии и ведущий «орфический образ жизни», отличительной чертой которого для грека 5 в. до н. э. было вегетарианство. «Священное сказание» о грехе титанов требовало создания своей теокос-могонии, вера в бессмертие души и загробное воздаяние - разработанной эсхатологии, которые и были зафиксированы в гексаметрических поэмах. Учредителем очистительных обрядов и авторов этих поэм создатели новой религии провозгласили мифического певца Орфея - героя сказания об аргонавтах (живших до Троянской войны): его учение было древнее и «ближе к богам», а следовательно, авторитетнее теологии Гомера и Гесиода. В современной литературе называют «орфиками» авторов «поэм Орфея» (Ономакрит - Афины, 2-я пол. 6 в. до н. э., и др.), а также всех, исповедовавших религию Орфея. Поэмы под именем Орфея создавались в течение 1000 лет, отражая различные стадии греческой религии и влияние различных философских школ.     От огромной орфической литературы до нас дошли только два поздних памятника: сб. 87 «Гимнов Орфея» (ок. 200 в Мал. Азии), составитель которого находился под влиянием стоицизма, Филона Александрийского и Платона, и «Орфические аргонавтики» (5 в.). От остальных сочинений сохранились только фрагменты, из которых наибольшее философское значение имеют фрагменты теогонии. Из фрагментов т. н. «Рапсодической теогонии» реконструируется грандиозная картина эволюции мироздания из «Нестареющего Времени», представленная как смена 6 поколений богов. «Нестареющее Время» рождает эфир (воздух) и бездонную «зияющую бездну» (хаос), окутанные первобытным мраком (Kern, fr. 66). В эфире или из него хронос-время «сотворил серебристое яйцо», из которого выходит специфически орфический бог-демиург Фанес («Сияющий») - 1-й царь богов; он творит небо и землю, а также «другую землю» — луну. Изложение истории Урана (3-й царь), Кроноса (4-й царь), Зевса (5-й царь) примыкает к «Теогонии» Гесиода. Зевс проглатывает Фанеса и тем самым вбирает в себя все мироздание и всех богов. При этом ставится проблема единого и многого: «Как мне сделать, чтобы все вещи были и едины и раздельны?» (вопрос Зевса к Ночи, Kern, fr. 165). Следовавший затем величественный гимн к Зевсу-Вселенной как к началу, середине и концу всех вещей (Kern, fr. 168) был известен уже Платону. Титанов, растерзавших сына Зевса Диониса, Зевс испепелил молнией, а из праха создал 3-й, нынешний, род людей (1-й, золотой, - при Фанесе, 2-й, серебряный, - при Кроносе), в которых «злая титаническая природа» (Платон. «Законы» 701Ь) соединена с божественным дионисийским началом. Очень рано этот орфический дуализм «титанического» и «дионисийского» начал в человеке слился с пифагорейским дуализме тела и души. Важным источником орфической эсхатологии считают поэму «Нисхождение Орфея в Аид» (Kern, fr. 293-296).     Тексты: Orpheus Hymni. Ed. G. Quandt. В., 1955; Les Argonautiques d´Orph?e. Texte et. et trad, par G. Dottin. P., 1930; Kern O. Orphicorum fragmenta. В., 1963; Bernab? A. (ed.). Orphicorum et Orphicis similium testimonia et fragmenta. Poetae Epici Graeci. Pt. I—II. M?nch.; Lpz., 2004.     Лит.: Ziegler K. Orpheus, - RE, Bd. 18, 1, 1939, col. 1200 sq.; Keydell R., Ziegler K. Orphische Dichtung, - Ibid., Bd. 18, 2, 1942, col. 1321 sq.; Guthrie W. К. С Orpheus and Greek religion. ?. ?., 1966 (лит.); Boehme R. Orpheus. Der Saenger und seine Zeit. Bern, 1970; Graf F. Eleusis und die orfische Dichtung Athens in vorhellenischer Zeit. В.; ?. ?., 1974; West M. L. The orphie poems. Oxf., 1983; Русяева А. С. Орфизм и культ Диониса в Ольвии, - ВДИ, 1978, 1.     А. В. ЛЕБЕДЕВ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

ОРФИЗМ
древнегреческое религиозное движение, возникшее в 6 в. до н. э. в результате реформы культа Диониса; центральный ритуал дионисийских оргий — омофагия («поедание сырого мяса» растерзанной в вакхическом исступлении животной жертвы) — был переосмыслен как первородный грех титанов, растерзавших ребенка-Диониса и вкусивших его мяса. Искупить наследственный грех (лежащий на всем человечестве) мог только «чистый» — посвященный в мистерии и ведущий «орфический образ жизни», отличительной чертой которого для грека 5 в. до н. э. было вегетарианство. «Священное сказание» о грехе титанов требовало создания своей теокосмогонии, вера в бессмертие души и загробное воздаяние — разработанной эсхатологии, которые и были зафиксированы в гексаметрических поэмах. Учредителем очистительных обрядов и автором этих поэм создатели новой религии провозгласили мифического певца Орфея — героя сказания об аргонавтах (живших до Троянской войны): его учение было древнее и «ближе к богам», а следовательно, авторитетнее теологии Гомера и Гесиода. В современной литературе называют «орфиками» авторов «поэм Орфея» (Ономакрит — Афины, 2-я пол. 6 в. до н. э., и др.), а также всех, исповедовавших религию Орфея. Поэмы под именем Орфея создавались в течение 1000 лет, отражая различные стадии греческой религии и влияние различных философских школ. От огромной орфической литературы до нас дошли только два поздних памятника: сборник 87 «Гимнов Орфея» (ок. 200 в Малой Азии), составитель которого находился под влиянием стоицизма, Филона Александрийского и Платона, и «Орфические аргонавтики» (5 в.). От остальных сочинений сохранились только фрагменты, из которых наибольшее философское значение имеют фрагменты теогонии. Из фрагментов т. н. «Рапсодической теогонии» реконструируется грандиозная картина эволюции мироздания из «Нестареющего Времени», представленная как смена шести поколений богов. «Нестареющее Время» рождает эфир (воздух) и бездонную «зияющую бездну» (хаос), окутанные первобытным мраком (Kern, fr. 66). В эфире или из него Хронос-Время «сотворил серебристое яйцо», из которого выходит специфически орфический бог-демиург Фанес («Сияющий») — 1-й царь богов; он творит небо и землю, а также «другую землю» — луну. Изложение истории Урана (3-й царь), Кроноса (4-й царь), Зевса (5-й царь) примыкает к «Теогонии» Гесиода. Зевс проглатывает Фанеса и тем самым вбирает в себя все мироздание и всех богов. При этом ставится проблема единого и многого: «Как мне сделать, чтобы все вещи были и едины, и раздельны?» (вопрос Зевса к Ночи, Kern, fr. 165), Следовавший затем величественный гимн к Зевсу-Вселенной как к началу, середине и концу всех вещей (Kern, fr. 168) был известен уже Платону. Титанов, растерзавших сьша Зевса Диониса, Зевс испепелил молнией, а из праха создал 3-й, нынешний, род людей (1-й, золотой, — при Фанесе, 2-й, серебряный, — при Кроносе), в которых «злая титаническая природа» (Платон. Законы 70 lb) соединена с божественным диотисийским началом. Очень рано этот орфический дуализм «титанического» и «дионисийского» начал в человеке слился с пифагорейским дуализмом тела и души. Важным источником орфической эсхатологии считают поэму «Нисхождение Орфея в Аид» (Kern, fr. 293-296).
Тексты: Orpheus Hymni, ed. Guil. Quandt. Berolini, 1955; Les Argonautiques dOrphee, texte etabli et trad. par G. Dottin. R, 1930; Кет О. rphicorum fragmenta. Berolini, 1963, 2nd ed. 1982; Der Orphische Papyrus von Derveni (Derveni Papyrus).— «Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik» 47, 1982, appendix 1—12.
Лит.: Русяева А. С. Орфизм и культ Диониса в Ольвии,— «Вестник древней истории», 1978, № l; Guthrie W. K. С. Orpheus and Greek religion. N. Y., 1966; Boehme R. Orpheus. Der Sanger und seine Zeit. Bern, 1970; Graf F. Eleusis und die orfische Dichtung Athens in vorhellenischer Zeit. B.-N.Y, 1974; West M. L. The orphie poems. Oxf., 1983; BorgeaiidPh. (ed.). Orphisme et Orphee. Gen., 1991; Pugliese CarratelliG. (ed.). Le lamine doro Orfiehe. Mil,, 1993; Riedweg C. (ed.). Judischhellenistische Imitation eines orphischen Hieros Logos. Tub., 1993; Brisson L. Orphee et lOrphisme dans lAntiquite Greco-Romaine. Aldershot, 1995; Most G. W., LaksA. (eds.). Studies on the Derveni Papyrus. xf., 1997.
А. В. Лебедев

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
291.64 кб

Концепция метемпсихоза в античности: орфизм, пифагореизм, герметизм

Двинянинов Борис
Thе article discusses ideas of the concept of “transmigration of souls” in antiquity on the example of three mystical-esoteric teachings: Orphism, Hermeticism and Pythagoreanism.