опыт, приобретенный в результате творческой деятельности. В известном смысле научная деятельность – в основе своей предполагает использование творческого опыта. Указанное понятие является производным от понятий «опыт» и «творчество», и подходы к определению последних могут быть использованы и при определении творческого опыта. Понятие творческого опыта может быть использовано для характеристики субъектов деятельности разного уровня общности: отдельной личности, социальной группы и общества. Разные науки ориентируются на различных субъектов: философия – на родового человека, психология – на индивида, социология – на личность, малую группу, большую группу, общество в целом. С точки зрения философии творческий опыт, как и всякий опыт, обладает объективным содержанием, зависящим от развития практической и познавательной деятельности людей в процессе преобразования ими внешнего мира и самих себя, представляет собой результат практической познавательной и преобразовательной деятельности людей и отражает уровень овладения ими объективными законами природы, общества и мышления. Проблема накопления и передачи творческого опыта является важной характеристикой общественного развития. Социально-психологические исследования позволяют вскрыть механизм формирования опыта, в котором выделяются три этапа: превращение внеш. воздействия в факт сознания, сохранение и аккумуляция превращенного внеш. воздействия в сознании и превращение опыта личности в действия, т.е. экстериоризация опыта. Каждый этап социально и психологически обусловлен и имеет ряд общих социально-психологических форм (восприятие, мышление, стереотипизация и аргументация). Творческий опыт в социальной психологии определяется как духовно-практическое образование, формирующееся в ходе практического, чувственно-эмпирического познания и преобразования действительности. О.т. представляет собой динамическую систему устойчивых знаний и умений, специфических форм восприятия и мышления, чувств и эмоций, привычек и стереотипов поведения, способов аргументации принимаемых творческих решений. В этом определении подчеркиваются оригинальность и неповторимость творческого опыта индивида. В социальных исследованиях основное внимание уделяется проблеме определения творческого опыта, поиску его индикаторов (информативных характеристик), изучению детерминации, проблеме использования
Разнообразие задач, которые ставят перед собой различные исследователи, различные подходы к проблеме порождают многообразие определений понятия творческого опыта, не отрицающих, а дополняющих друг друга. Можно выделить несколько смыслов употребления понятия творческого опыта: 1) совокупность знаний и практически освоенных умений, используемых в творческой деятельности; знаний и умений, приобретенных до вступления в творческую деятельность, и специфических знаний и умений, полученных непосредственно в процессе собственной творческой деятельности, 2) эксперимент – воспроизведение процесса творческих решения типовых задач с целью практического прохождения основных этапов творческого процесса на этапе «обучения творчеству», усвоения известных методов разрешения технических противоречий, 3) попытка впервые дать творческое решение задачи (первый опыт начинающего изобретателя), 4) освоение процесса получения (производства) творческого решения проблемы как специфического способа деятельности.