ОПЫТ ТВОРЧЕСКИЙ

Найдено 1 определение
ОПЫТ ТВОРЧЕСКИЙ
опыт, приобретенный в результате творческой деятельности. В известном смысле научная деятельность – в основе своей предполагает использование творческого опыта. Указанное понятие является производным от понятий «опыт» и «творчество», и подходы к определению последних могут быть использованы и при определении творческого опыта. Понятие творческого опыта может быть использовано для характеристики субъектов деятельности разного уровня общности: отдельной личности, социальной группы и общества. Разные науки ориентируются на различных субъектов: философия – на родового человека, психология – на индивида, социология – на личность, малую группу, большую группу, общество в целом. С точки зрения философии творческий опыт, как и всякий опыт, обладает объективным содержанием, зависящим от развития практической и познавательной деятельности людей в процессе преобразования ими внешнего мира и самих себя, представляет собой результат практической познавательной и преобразовательной деятельности людей и отражает уровень овладения ими объективными законами природы, общества и мышления. Проблема накопления и передачи творческого опыта является важной характеристикой общественного развития. Социально-психологические исследования позволяют вскрыть механизм формирования опыта, в котором выделяются три этапа: превращение внеш. воздействия в факт сознания, сохранение и аккумуляция превращенного внеш. воздействия в сознании и превращение опыта личности в действия, т.е. экстериоризация опыта. Каждый этап социально и психологически обусловлен и имеет ряд общих социально-психологических форм (восприятие, мышление, стереотипизация и аргументация). Творческий опыт в социальной психологии определяется как духовно-практическое образование, формирующееся в ходе практического, чувственно-эмпирического познания и преобразования действительности. О.т. представляет собой динамическую систему устойчивых знаний и умений, специфических форм восприятия и мышления, чувств и эмоций, привычек и стереотипов поведения, способов аргументации принимаемых творческих решений. В этом определении подчеркиваются оригинальность и неповторимость творческого опыта индивида. В социальных исследованиях основное внимание уделяется проблеме определения творческого опыта, поиску его индикаторов (информативных характеристик), изучению детерминации, проблеме использования
Разнообразие задач, которые ставят перед собой различные исследователи, различные подходы к проблеме порождают многообразие определений понятия творческого опыта, не отрицающих, а дополняющих друг друга. Можно выделить несколько смыслов употребления понятия творческого опыта: 1) совокупность знаний и практически освоенных умений, используемых в творческой деятельности; знаний и умений, приобретенных до вступления в творческую деятельность, и специфических знаний и умений, полученных непосредственно в процессе собственной творческой деятельности, 2) эксперимент – воспроизведение процесса творческих решения типовых задач с целью практического прохождения основных этапов творческого процесса на этапе «обучения творчеству», усвоения известных методов разрешения технических противоречий, 3) попытка впервые дать творческое решение задачи (первый опыт начинающего изобретателя), 4) освоение процесса получения (производства) творческого решения проблемы как специфического способа деятельности.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Опыт становления творческой личности

Гумерова Римма Васивовна, Петрова Валерия Николаевна
Рассматриваются основные подходы к пониманию творчества и творческой личности.
Читать PDF
0.00 байт

Эпистемологический аспект телесности в творческом опыте

Харунжева Мария Александровна
Статья посвящена современным исследованиям проблематики телесности в философии, ее роли в познании и творческом опыте человека.
Читать PDF
0.00 байт

Опыт первой творческой командировки советских художников

Варламова Александра Андреевна
В 1925 г. члены Ассоциации художников революционной России были направлены в различные части страны для работы с натуры в рамках подготовки VIII выставки «Жизнь и быт народов СССР». Анализ поездки ленинградских мастеров Н. И.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция творческой коммуникации (из опыта психологических практик)

Кабрин Валерий Иванович
Обобщен опыт тренинговых психологических практик в виде концепции творческой коммуникации. Ее основу составляет концепция транскоммуникации, разработанная автором в его ключевых работах.
Читать PDF
0.00 байт

Историк искусства Сергей Эрнст (1894-1980). Опыт творческой биографии

Золотинкина И. А.
Первая работа монографического характера, посвященная С. Р. Эрнсту (1894-1980) одному из деятелей культуры круга «Мира искусства», ученику виднейших отечественных искусствоведов А. Н. Бенуа и Н. Н. Врангеля.
Читать PDF
0.00 байт

Л. Стерн в творческих опытах молодого Л. Н. Толстого («La belle Flamande»)

Жилякова Эмма Михайловна, Васильева Елена Юрьевна
Статья посвящена изучению вопроса влияния Л. Стерна на формирование художественного мышления Л.Н. Толстого.
Читать PDF
0.00 байт

Творческий путь Ирины Кнорринг (опыт становления русского поэта в изгнании

Невзорова И. М.
Впервые предпринята попытка целостного освящения творческого пути поэтессы Ирины Кнорринг. Представлены материалы к ее библиографии. Отражено творчество поэтессы в критике ее современников.
Читать PDF
0.00 байт

Опыт исследования творческой одаренности детей среднего школьного возраста

Жакупова Я. Т.
В статье анализируются результаты опытно-экспериментального исследования по изучению творческой одаренности детей среднего школьного возраста.
Читать PDF
0.00 байт

Смысловое поле русской культуры: проблема преемственности творческого опыта

Жукова Ольга Анатольевна
В статье ставится проблема преемственности опыта древнерусской культуры в современном художественном творчестве.
Читать PDF
0.00 байт

Творческий опыт работы художника по сценическим костюмам с семёном виноградовым

Сазыкина Ирина Анатольевна
Статья посвящена творческому опыту работы с профессором С. Н. Виноградовым по народному женскому костюму, символам и знакам удмуртов на примере костюма для солистки ансамбля «Италмас».
Читать PDF
0.00 байт

Творческий опыт советских историков в контексте отечественной исторической науки

Балко А. А.
В статье изучаются пути прихода ученых в историческую науку, особенности профессионального становления. Раскрывается процесс исследовательской работы советских историков, а также принципы их работы над исследованиями.
Читать PDF
0.00 байт

Константы кризиса в духовном опыте «Творческой элиты» России рубежа XIX-XX веков

Летина Н.Н.
Статья посвящена рассмотрению онтологических черт кризиса, обусловленных конкретикой социально-культурной, экономической, политической ситуации, указывается на то, что существуют и постоянные, конституирующие кризис моменты, в час
Читать PDF
0.00 байт

Проза духовного опыта как актуальный творческий эксперимент: трилогия Юрия Малецкого

Ермолин Е.А.
Бесконечно рефлексивный, интеллигентски раздвоенный, по видимости, метущийся и колеблющийся современный русский прозаик Юрий Малецкий на редкость последовательно и целеустремленно выращивает вечное из бытового и повседневного.
Читать PDF
0.00 байт

ФИЛОСОФСКО-ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В. Ф. ОДОЕВСКОГО КАК ОПЫТ ПОСТИЖЕНИЯ "РУССКИХ ВОПРОСОВ"

Шибаева Михалина Михайловна
Содержательную основу статьи составляет раскрытие особенностей вклада В. Ф. Одоевского в опыт осмысления «русских вопросов».
Читать PDF
0.00 байт

Всеволод иванов и Борис Пильняк: опыт творческого сосуществования (аспект «Соборности»)

Яранцев Владимир Николаевич
Предметом исследования является феномен творческого сосуществования писателей, обусловленный задачами выработки новой поэтики, во многом опиравшийся на «групповой» характер ее происхождения и продуцирования.