ОПЫТ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

Найдено 1 определение
ОПЫТ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
в зависимости от трактовки опыта эстетический опыт интерпретируется как опыт сознания (И. Кант), как мистический, религиозный опыт, или как опыт переживания. Кантианская трактовка нашла своеобразное преломление в концепции Дж. Дьюи и эстетике американской аналитической философии искусства 20 в., где была поставлена задача выделения опыта как специфического рода опыта и описания его имманентных признаков и свойств. М. Бердсли (М. С. Beardsley) выделяет пять признаков эстетического опыта: (1) «сосредоточение на предмете» (object directedness), т. е. концентрация на «отношениях воспринимаемого или воображаемого поля»; (2) «ощущение свободы» (felt freedom), т. е. расслабление и освобоздение от экзистенциальной заботы в акте восприятия; (3) «изоляция аффектов» (detached affect), т. е. редукция выражения чувства для выработки эмоциональной дистанции к объекту восприятия; (4) «активное открытие» (active discovery), т. е. возбуждение от видения точки сопряжения ощущения и понимания; (5) «чувство целостности» (sense of wholeness), т. е. интеграция личности в акте восприятия. Поэтому эстетический опыт в психологическом отношении ценностно нейтрален. В целом такое понимание эстетического опыта свидетельствовало о спекулятивном теоретизировании на темы опыта.
Понятие эстетического опыта занимает центральное место в категориальной структуре рецептивной эстетики. Введенное Р. Ингарденом на основе идей Эд. Гуссерля и наиболее полно разработанное X. Р. Яуссом, оно прежде всего связано с редуцированием точки встречи с опознаваемым эстетическим объектом к ситуации неопознанности. Разрушая при помощи фантазии горизонт ожидания, воспринимающий субъект может видеть вещи в «новом свете». В другом случае эстетический опыт переживается в редуцировании неопознаваемого эстетического объекта к видению его эстетических свойств, что переформирует горизонт ожидания реципиента.
Обращаясь к эстетическому опыту, философы отмечали одну его формообразующую черту — переживание событий встречи с необходимостью адекватного выражения акта этой встречи. Но если эстетический опыт представить как опыт сознания и опыт чувственности, то поскольку в жизни и в реальном строе души его не существует, то как таковой он невозможен. И в целом понятие эстетического опыта нерелевантно, т. к. не отражает и не вмещает в себя содержание того, что мы переживаем в ситуации опыта. Потому что всякий опыт есть опыт переживания, а у переживания всегда есть результат или продукт. Этот продукт всегда обладает формой, о которой мы знаем, что она всегда есть и эта форма — выражение. Как переживаемое опыт всегда стремится к разрешению, в его начальной точке заложена страсть к завершению. В завершенности переживаемого производится рождение выражения. Поэтому всякий опыт — есть sui generis опыт эстетический.
Выражаемое же всегда существует в качестве материала, которым является знак, т. е. в процедуре или процессе сигнификации. Опыт имеет эстетические следствия. Выразительность как исход и являют в мир эти следы, которые, пройдя апробацию культурной общезначимости, обретают форму и вид ценности. Степень и качество выразительности и есть измерения опыта. Точка зрения, что эстетический опыт — это то, что случается, что это случай как таковой, получила свое развитие в работах А. М. Пятигорского и К. М. Мамардашвили. О следах опыта, которые и являют собой его эстетику, может прояснить ситуация отсутствия опыта. Т. е. той, когда опыт не случился. О многих проявлениях любого опыта (мистического, духовного, опыта творчества) можно видеть на признаках псевдоопыта, когда опыта не было, но случалась его имитация. Однако обнаружить отсутствие внутреннего эстетического опыта возможно лишь по знакам складок в текстах выражаемого. Мамардашвили показал, что, когда мы переживаем попытку найти связку сознания с жизнью, то обнаруживаем, что мы живем так, как мы живем, и оказывается, что в такого рода тавтологиях кроется «живая мысль», появляющаяся на мгновение. Именно через этот миг мы можем обрести identity, как самотождеетвенность самому себе.
Такой опыт есть эстетический опыт, если мы способны пойти на риск умирания ни ради чего-либо и пережить в таких тавтологиях состояния, подобные опыту Рильке, галлюциногенным видениям мистическому опыту Блэйка. Близко к этому пониманию эстетического опыта идущая от Ф. Ницше позиция Ф. Кафки и рефлексивная выраженность внутреннего (мистического) опыта Ж. Батая.
Лит.: Кант И. Критика способности суждения.— Соч., т. 4, ч. 2. M., 1969; Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М1994; ХаардА. Образное сознание и эстетический опыт у Гуссерля.— «Логос», № 8, 1996; Молчанов В. Парадигмы сознания и структуры опыта.— «Логос», № 3, 1992; Американская философия искусства. Екатеринбург, 1997; Пятигорский А. М. Избранные труды. М., 1996; Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте. М., 1995; Батай Ж. Внутренний опыт. М., 1997; JiaussH.R. Asthetische Erfahrung und literarische Hermeneutik. Munch., 1977; Bd I; JaussH. R. Literaturgeschichte als Provokation. Fr.M., 1970; Beardsley M. C. Aesthetics: Problems in Philosophical of Criticism. N. Y,1958.
В. А. Кругликов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
377.28 кб

Эстетический опыт как проблема

Радеев Артем Евгеньевич
В статье анализируются два типа редукции в аналитике эстетического опыта: к эстетической оценке и к эстетическому объекту. Автор отмечает историко-эстетический контекст этих редукций и выдвигает контраргументы против них.
Читать PDF
10.07 мб

Метафизические аспекты эстетического опыта

Бычков Виктор Васильевич, Маньковская Надежда Борисовна
Понятием «эстетический опыт» обозначается специфический опыт проникновения человека в те сферы духовного бытия, которые не поддаются методам формально-логического или естественнонаучного постижения.
Читать PDF
580.67 кб

От вещи к бытию: опыт эстетической онтологии

Дурнев А.Д.
Современный человек окружен огромным количеством вещей, как естественных, так и созданных для его собственного удобства и комфорта.
Читать PDF
203.11 кб

Эстетическая зависимость в опыте киноискусства

Чикирис Андрей Геннадьевич
Читать PDF
1.62 мб

Вкус как главная предпосылка эстетического опыта

Бычков Виктор Васильевич, Маньковская Надежда Борисовна
Статья посвящена анализу категории вкуса как одного из метафизических оснований эстетического опыта и его необходимой предпосылки.
Читать PDF
395.54 кб

«Человек поступающий»: опыт эстетической аналитики

Летягин Лев Николаевич
Поступок телесный способ воплощения идеи, почти всегда «говорящий поступок».
Читать PDF
9.47 мб

Феноменолого-рецептивные аспекты эстетического опыта

Бычков Виктор Васильевич, Маньковская Надежда Борисовна
Эстетический опыт как опыт освоения эстетической реальности полностью реализуется во внутреннем мире эстетически подготовленного реципиента, где все операции совершаются с интенциональным эстетическим предметом, отличным от эстети
Читать PDF
10.85 мб

Эстетический опыт как прорыв от фактичности к реальности

Гордеев П.А.
Статья посвящена философским взглядам русского мыслителя Семена Людвиговича Франка на природу красоты и эстетического опыта.
Читать PDF
178.41 кб

Эстетический опыт и виртуальность: проблемы взаимодействия

Шустов Николай Алексеевич
Статья посвящена эстетико-философской рефлексии особенностей, возникающих в процессе взаимодействия между эстетическим субъектом и артефактами виртуальной реальности.
Читать PDF
388.22 кб

Проблема строения эстетического опыта: исторический аспект

Радеев Артем Евгеньевич
Статья посвящена анализу основных философских концепций строения эстетического опыта. С этой целью анализируются две главные модели строения феноменологическая на примере работ Р. Ингардена и аналитическая на примере работ М.
Читать PDF
495.18 кб

Проблема строения эстетического опыта: теоретический аспект

Радеев Артем Евгеньевич
Основной вопрос статьи возможно ли рассмотреть эстетический опыт как процесс, состоящий из последовательных моментов?
Читать PDF
514.56 кб

Отзвуки русского эстетического опыта в латышской литературе

Гринфельд-Зингурс Таисия Яковлевна
В статье анализируются литературные контакты латышских авторов концаXIX – первой половины XX века с русской классикой; делается вывод о высокойоценке художественного наследия русских классиков в латышской националь-ной литературе.
Читать PDF
251.70 кб

Жак Маритен: неотомистский опыт этико-эстетического синтеза

Симонова Светлана Анатольевна
В статье поднимается проблема нарушения этико-эстетического синтеза. В данном случае речь идет об абсолютизации красоты.
Читать PDF
396.01 кб

«Фаланга героев» о нравственно-эстетическом опыте декабризма

Скатов Николай Николаевич
Читать PDF
62.79 кб

«Специальное событие»: опыт философско-эстетического прочтения

Каверина Елена Анатольевна
Статья посвящена философско-эстетическому анализу феномена «специального события». Автор дает определение понятия «специальное событие», размышляет над философскими аспектами событийной коммуникации.