ОПТИНА ПУСТЫНЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ОПТИНА ПУСТЫНЬ
(Козельская, Введенская, Макариева О. п.) - мужск. монастырь ок. г. Козельска Калужской обл. Основан в 14 в. разбойничьим атаманом Оптою, принявшим постриг с именем Макария. Неоднокр. разорялся и возобновлялся. С серед. 19 в. превращается в центр рус. старчества. Важнейшей задачей старцев становится религ. укрепление охранительных начал, противодействие развитию материализма, освободит, движению. О. п. стремилась сплотить ортодокс. интеллигенцию, художников, писателей и др. деятелей культуры. Старцы печатались в светских журналах, проповедуя идеи терпения и покорности. Посещения О.п. оказали влияние на творчество Гоголя Н. В., Достоевского Ф. М. («Братья Карамазовы»), Толстого Л. Н. («Отец Сергий») и др. После Октябрьской революции монастырь закрыт.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ОПТИНА ПУСТЫНЬ
Ставропигиальный Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь) - монастырь в 4 км от города Козельска Калужской обл. на берегу р. Жиздры, основан, по преданию, в XIV-XV вв. раскаявшимся разбойником Оптой. В XVII в. получил земли и владения от царя Михаила Федоровича. В XVIII в. Пришел в упадок. Инициатива восстановления обители принадлежит митрополиту Московскому Платону (Левшину), пославшему туда в нач. XIX в. монаха Пешножского монастыря о. Авраамия. В 1821 г. был основан скит во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, куда были приглашены о. Моисей и о. Антоний, подвизавшиеся в Рославльских скитах под руководством учеников старца Паисия Величковского, возродившего православное старчество. В 1829 г., когда о. Моисей был назначен настоятелем О. п., в монастырь прибыл о. Леонид (в схиме Лев) (Наголкин) (ум. в 1841), положивший начало оптинскому старчеству. Старчество считается в православной церкви особым родом святости, открывающим дар различения духов, прозорливости и дающим право на духовное руководство. Старцы-руководители выбирались из лиц высокой нравственной жизни и назывались иногда духовными старцами. Отношение духовных детей к своему старцу регламентировалось положениями, взятыми из "Добротолюбия", и основывалось на безграничной вере старцу, непрекословии и отсечении своей воли. При старце о. Макарии (ум. в 1860) и под его руководством издаются рукописи Паисия Величковского, хранившиеся в монастырской библиотеке, его житие и переводы святоотеческих текстов преп. Исаака Сирина, свв. Марка Подвижника, Симеона Нового Богослова, Максима, житие Григория Синаита и др. В это же время происходит сближение с О. п. деятелей рус. культуры. Ближайшее участие в издательских делах и редактировании переводов принимали духовные дети о. Макария Киреевский и его жена Н. П. Киреевская (Арбенева), поселившиеся в 40-е гг. в имении Долбино в 40 верстах от О. п., Шевырев, Голубинский, Т. И. Филиппов. В 1850 г. совершал паломничество в О. п. поэт А. К. Толстой, останавливался здесь Гоголь (впервые - в июне 1850 г., вторично - в июне 1851 г., в последний раз - в сентябре этого же года), к-рый писал иеромонаху О. п. Филарету: "Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу, и на всяком месте своего странствия быть как бы в Оптиной пустыни" (Письма, т. 4, с. 327). После смерти о. Макария старческий подвиг принимают о. Иларион (ум. в 1873) и о. Амвросий (Гренков) (ум. в 1891), к-рый продолжил издание духовной литературы. Под его руководством выходит "Лествица" Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария, жизнеописания о. Моисея и о. Антония. В кон. 70-х гг. им основывается женская Казанская Шамординская обитель. В июне 1878 г. в О. п. приезжал Достоевский вместе с В. С. Соловьевым. 2 раза беседовал с о. Амвросием. Беседы и посещение монастыря отразились в его работе над романом "Братья Карамазовы". В августе 1874 г. О. п. впервые посетил, возвратившись из Турции, К. Н. Леонтьев, его другом и духовником становится о. Климент (Зедергольм), перешедший из лютеранства в православие магистр греч. словесности, после его смерти в 1878 г. Леонтьев становится духовным сыном старца Амвросия, почти ежегодно навещает О. п. и поселяется с семьей в 1887 г. в "консульском" доме за монастырской оградой, здесь он пишет свои последние работы, а в августе 1891 г. принимает тайный постриг под именем Климента. После смерти св. Амвросия традиции старчества продолжают о. Анатолий (ум. в 1894), Иосиф (ум. в 1911), Варсонофий (ум. в 1913), Анатолий мл. (ум. в 1922), Нектарий (ум. в 1928), Никон (ум. в 1931). Последние старцы умирают в гонениях и ссылках. В О. п. неоднократно бывал Толстой. Его сестра М. Н. Толстая, познакомившись в 1889 г. с о. Амвросием, вступила в Шамординский монастырь. Уйдя из Ясной Поляны, Толстой пришел в Шамордино и О. п., но не решился на встречу со старцами. Умирающий Толстой просит приехать в Астапово старца Иосифа, но приехавшего вместо него старца Варсонофия не допускает к Толстому его окружение. С О. п. связано имя рус. религиозного писателя С. А. Нилуса (1862-1929), духовного сына старца Варсонофия. Поселившись в доме, где до них жил Леонтьев, Нилус с женой прожили там с октября 1907 по май 1912 г. Работая с архивом, он становится своеобразным летописцем О. п., пишет кн. "Сила Божия и немощь человеческая" (ч. 1-2, 1908), "Святыня под спудом" (1911), "На берегу Божьей реки" (ч. 1-2, 1916-1919), наполненные ожиданием близости исторической катастрофы, пришествия антихриста. В 1923 г. храмы монастыря были официально закрыты, в нем устроена лесопилка, а в скиту - дом отдыха. В 1988 г. О. п. возвращена православной церкви и возрождается.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
193.69 кб

Л. Н. Толстой и оптина пустынь

Ореханов Юрий Леонидович
В статье рассматривается значение монастыря Оптина пустынь в жизни Л. Н. Толстого. Констатируется то обстоятельство, что «оптинское христианство» стало для Л. Н.
Читать PDF
132.25 кб

Оптина Пустынь в жизни и творчестве Гоголя

Трушина И. А.
В статье исследуются причины обращения Н. В. Гоголя к православию, описывается роль одной из святынь Русской Православной Церкви Оптиной Пустыни в жизни великого писателя.
Читать PDF
72.98 кб

Историко-культурное значение Оптиной Пустыни

Шафажинская Наталья Евгеньевна
Читать PDF
252.11 кб

\ живая Россия \ цветок в букете Оптиной пустыни

Орлова Ольга
Читать PDF
265.30 кб

Влияние Афона и Оптиной Пустыни на К. Н. Леонтьева

Куренков А.С.
В статье рассматривается значение святоотеческого наследия в контексте консервативного проекта возрождения культуры России К.Н. Леонтьева, противоречивого религиозно-философского мыслителя. Византизм К.Н.
Читать PDF
940.74 кб

Оптина пустынь в истории русского монашества XIX века

Андрей Голиков
Читать PDF
353.59 кб

Своеобразие агиографических произведений Оптиной Пустыни

Каширина Варвара Викторовна
Читать PDF
55.69 кб

Вклад Оптиной пустыни в религиозный Ренессанс Серебряного века

Першикова Анна Николаевна
Читать PDF
130.98 кб

Духовное влияние Оптиной пустыни на русских писателей xix века

Бокова Я.М.
В статье показан процесс превращения Козельской Оптиной пустыни в духовный центр России XIX века.
Читать PDF
209.27 кб

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Л. Н. Толстой и Н. Н. Страховъ въ Оптиной пустыни

Е. Н. Вяль, Т. В. Панюкова
Читать PDF
438.73 кб

«Благодать видимо там присутствует»: Оптина Пустынь в судьбе Н. В. Гоголя

Воропаев В.А.
Поездки в Оптину Пустынь и знакомства с насельниками монастыря оставили глубокий след в душе Н. В. Гоголя: «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное» (из письма к графу А. П.
Читать PDF
1.18 мб

ВОЗДЕЙСТВИЕ СВЯТО-ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ НА РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ХIХ ВЕКА

Алексеев Анатолий Анатольевич
Статья рассказывает о месте Свято-Введенской Оптиной пустыни в развитии русской литературы ХIХ века. Особенно велико было ее воздействие на русское славянофильство, а также на Гоголя и Достоевского.

Похожие термины:

  • Оптина Введенская Козельская пустынь

    один из известнейших правосл. мужских монастырей близ г. Козельска (Калужская обл.). В наст. вр. монастырь получил статус ставропигиального, имеет свои подворья в Москве и Петербурге. О. п. была основ
  • ОПТИНА ПУСТЫНЬ, Введенская-Макариева

    мужской монастырь в 2 км от г. Козельска. Основан в 14 в. бывшим предводителем шайки разбойников Оптою (Макарием). Со вт. пол. 19 в. начинается возрождение О. п., к-рая превращается в центр старчества. Ста