ОПТИМИЗМ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОПТИМИЗМ
восприятие жизни, которое характеризуется надеждой на лучшее, благоприятный исход, в противоположность пессимизму как неверию в будущее.

Источник: Тематический философский словарь

Оптимизм
(optimus превосходный, отличный) — такое философское учение, которое признает, что весь порядок мира направлен к разумной цели, т. е. к осуществлению блага; а потому оптимизм примиряет видимые в мире недостатки с идеей осуществляющегося блага. Оптимизм противоположен пессимизму (см.), которым известен в новейшие времена преимущественно Шопенгауэр. Оптимисты — люди, видящие во всем только хорошую сторону.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ОПТИМИЗМ
позиция или доктрина, согласно которой доля добра в мире превосходит долю зла (Лейбниц). В более узком смысле, оптимизм —это вера в природную доброту человека (Руссо), в прогресс человеческого рода и цивилизации (энциклопедисты). Оптимизм — форма храбрости и характера, проявляющаяся в мысли, что в любой момент еще не все потеряно, что наш повседневный труд приносит пользу, что мир постоянно совершенствуется и что мы можем способствовать его прогрессу. В таком виде оптимизм — это фермент, необходимый во всех формах человеческой деятельности и даже первооснова любой морали: человек не действовал бы, если бы считал, что его действие обязательно окажется бесполезным, что другой человек зол и т.д. В сущности, оптимизм — это сознательное подхватывание первичного движения жизни, движения творческого и прогрессивного.

Источник: Философский словарь

ОПТИМИЗМ

(от лат. optimus - eучший) - умонастроение, придающее основное значение лучшим перспективам в любой человеческой ситуации и вере в победу добра над злом. Основные его проблемы: как быть, если злу в мире конца не видно, как относиться к духовно-нравственной несостоятельности человеческого рода и почему природные и социальные катастрофы сводят на нет усилия человека сделать достойной свою жизнь. Был ответ: зла больше на начальных стадиях развития человечества, а по мере его взросления растет понимание, мудрость и ответственность. ХХ в. показал, что на т.н. высших стадиях развития зло становится особенно изощренным и вовсе не убывает. Оптимизм невозможно убедительно обосновать социальными и историческими фактами, следовательно, оптимизм - это выбор души вопреки фактам, нужный для преодоления жизни, ее изменения в лучшую сторону. Христианин, надеясь на финальную победу добра над злом, опирается на веру, что Бог осуществляет замысел спасения мира от зла, и на мистический факт победы Христа над грехом и смертью, и в этом смысле христианин оптимистичен. В оптимизме, по Д.Бонхефферу, несмотря на его ошибки, есть воля к будущему: "Оптимизм - жизненное здоровье, надо беречь его от заразных болезней".

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ОПТИМИЗМ
(Optimismus; от лат. optimum — «лучший») — в отличие от пессимизма, такое восприятие жизни или настроение, которое отмечает в вещах и явлениях их лучшие стороны и вообще надеется на благоприятный исход и верит в непрерывный прогресс. Оптимизм религиозно-метафизического порядка—это убеждение в том, что наш мир такой, каков он есть при существующих обстоятельствах, является лучшим из всех возможных миров; а также, что действительное разумно, подчинено разуму. Такого рода оптимизм мы находим у Платона, стоиков, рационалистов с их уверенностью в безграничные силы рассудка и познания, в философии просветителей, Лейбница (в его «Теодицее», 1710) и в философии Гегеля (с его панлогизмом) ит. д.; см. Перфекционизм. Для пессимиста Шопенгауэра оптимизм является «гнусным» способом мышления; пессимист Э. Гартман мыслит более умеренно: бездеятельный оптимизм ведет к квиетизму, а оптимизм, связанный с действием, — к активности. Ницше, несмотря на трагический характер его философии, требует такого утверждения жизни и бытия, которое оставалось бы посюсторонним по отношению и к оптимизму, и к пессимизму. См. также Теодицея.
R. Müller-Freienfels. Persönlichkeit und Weltanschauung, 1919; J. Cazeneuve. De l’optimisme. Paris, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Оптимизм
 (лат. optimus — наилучший) и пессимизм (лат. pessi-mus — наихудший) — два противоположных отношения к ходу событий. О. проявляется в вере в лучшее будущее. Крайний метафизический О. проповедовал, напр., Лейбниц, считавший, что существующий мир является лучшим из всех возможных миров. Такая т. зр. ведет к отрицанию, а в конечном счете и оправданию зла, несчастий, бед в жизни. Научный О., обоснованный марксизмом-ленинизмом, вытекает из познания объективных законов общественного развития. Видом О. надо считать мелиоризм (лат. mеlior — лучше) — воззрение, по к-рому мир может стать лучше при помощи человеческих усилий. Этот термин был введен в 19 в. фр. философом Дж. Салли и англ. писательницей Дж. Элиот. Однако сторонники мелиоризма считают, что улучшить мир можно лишь путем индивидуального совершенствования, путем просветительства. В противоположность мелиоризму, марксистская теория исходит из того, что определяющим в прогрессивном развитии об-ва является революционная деятельность масс в соответствии с познанными законами общественного развития. П. проявляется в воззрениях, по к-рым события идут к худшему, в упадочнических настроениях, в отсутствии веры в торжество добра и справедливости. Обосновали П. нем. реакционные философы Шопенгауэр и Э. Гартман, итал. поэт Джакомо Леопарди. П. присущ экзистенциализму. К П. обращаются, как правило, отживающие классы. Он характерен для совр. реакционной буржуазии.

Источник: Философский словарь. 1963

Оптимизм

(от латинского ??????? - наилучший) - воззрение, по которому существующий мир есть лучший из возможных и все в нем совершающееся ведет к добру. Принципиально оптимизм требуется учением о Боге, как Всеблагом, Премудром и Всемогущем Творце и Промыслителе мира. Доказать оптимизм с этой точки зрения составляет особую задачу оправдания Божества или Теодицеи: самый значительный образчик такого исследования дан в известном сочинении Лейбница. Главная трудность задачи состоит в фактическом существовании зла и страдания в мире, что даст видимую основу для противоположного оптимизму воззрения (см. Пессимизм). Сама возможность оценки мира в смысле добра и зла предполагает утверждение за человеческой личностью и ее сознанием принципиального значения в жизни вселенной, - признание, что мир имеет цель, и что эта цель есть человек. Поэтому в воззрениях натуралистических, не придающих такого значения человеку, и тем более в воззрениях, отрицавших в мире всякую целесообразность (механический материализм), спор между оптимизмом и пессимизмом не имеет никакого смысла. Вне теологической и метафизической области оптимизм может опираться на признание постоянного прогрессивного характера мировой жизни; но самое понятие прогресса нуждается в дальнейшем философском оправдании, которое из известных точек зрения, например, механической, не может быть проведено до конца. От оптимизма как общей теории следует различать оптимизм как господствующее личное настроение (в зависимости от свойств темперамента), побуждающее человека видеть во всем хорошую сторону и не унывать в несчастии. Теоретический и житейский оптимизм далеко не всегда совпадают между собой.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Оптимизм
Встречаются оптимист и пессимист. «Все так плохо, так плохо, – сетует пессимист. – Хуже и быть не может!» – «Может, может!» – откликается оптимист. Так бывает ли оптимизм, который в конечном счете опровергает пессимизм? Optimus на латыни означает превосходную степень от прилагательного «хороший». Следовательно, слово означает «лучший», и в данном случае этимологии почти достаточно для определения. В философском смысле быть оптимистом значит вслед за Лейбницем думать, что все идет к лучшему в этом лучшем из миров («Опыты теодицеи», часть I; см. также часть III). Неопровержимое учение (ведь наш мир единственный из известных нам миров) и в то же время не слишком правдоподобное (слишком очевидно в мире присутствие зла). Вольтер в «Кандиде» примерно это и говорит. Вместе с тем не может не удивлять, как Лейбниц, гений, равного которому, возможно, не знала вся наша история, оказался способен впасть в подобную глупость. Очевидно, дело в том, что он принимал религию всерьез, а всякая религия неизбежно оптимистична. Если существует Бог, существует и наилучшее; так что всякая религия – это метафизический оптимизм.
В более распространенном значении слово «оптимизм» означает не философское учение, а скорее отношение к жизни, определенную наклонность видеть вещи с их лучшей стороны, а при столкновении с болезненными проявлениями действительности думать, что все наладится. В конце концов, почему бы и нет? Хотя старость и смерть – слишком веские контраргументы, чтобы хранить подобное убеждение.
«Пессимизм определяется настроением, оптимизм – волей, – писал Ален. – Человек, махнувший на все рукой, всегда печален». Не знаю, не знаю. Я, конечно, согласен, что всегда лучше карабкаться вверх, чем катиться вниз, стремиться к радости, а не к грусти, наконец, пытаться направить свою жизнь, а не пускать ее на самотек. Но все это – при условии, что не пожертвуешь ни граном ясности мысли. Для философа истина важнее счастья.
Мне больше по душе формула Грамши (188): «Пессимизм ума, оптимизм воли». Это значит видеть вещи такими, какие они есть, а затем искать способ их переделать. Предвидеть худшее, чтобы иметь возможность его избежать. Вы скажете, что в конце концов все равно мы все умрем? И от старости никуда не денешься? Не спорю. Но это позволит нам прожить лучшую жизнь.

Источник: Философский словарь.

ОПТИМИЗМ
лат. optimus - наилучший) - воззрение на общий ход исторических изменений, согласно к-рому всегда существует возможность приблизить действительность к идеалу добра; убеждение в достижении в конце концов его торжества над злом, а справедливости - над несправедливостью, в способности человека к безграничному социальному развитию и моральному совершенствованию. Противоположен пессимизму. О. как общественное настроение и как система фнлософско-этических взглядов тесно связан с идеей социально-исторического и нравственного прогресса. Будучи способом практической ориентации человека, О. позволяет людям ожидать от будущего исполнения их желаний и достижения планируемых результатов действий. Именно поэтому принцип О. считается плодотворной основой поведения индивида. Вера в лучшее будущее способствует развертыванию деятельных, творческих способностей личности, помогает формировать у нее положительные нравственные качества. В истории этики О. обосновывали по-разному. Идеалист Платон, напр., признает существование абсолютной справедливости и добра, но переносит их местопребывание в царство идей. В эмпирическом мире человек - может быть добродетелен при условии, если разум (через к-рый индивид причастен к f,;Hpy идей) подчинит себе все стороны его жизни. Более реалистичен О. Демокрита, Аристотеля, Эпикура и др. мыслителей античности, к-рые видели основу добродетельной и счастливой жизни в разумном управлении человеком своими чувственными побуждениями и деятельностью. Представители христианской морали и средневековой философии, хотя и полагали, что зло в конечном итоге преодолевается (Августин, Фома Лквинский и др.), ставили торжество добра в зависимость от воли бога, переносили его реализацию в потусторонний мир. Земная же жизнь, по их мнению, полна горя и страданий, а грех и вина - существенные изначальные свойства человеческой природы. Подобный О. является мнимым, т. к. покоится на признании неискоренимости зла в реальной жизни. Фактически он равнозначен пессимизму. В новое время сторонником абсолютного О. выступил Лейбниц. Он считал, что мир населен несовершенными существами (бесконечен и совершенен только бог), поэтому зло в об-ве неизбежно. Но поскольку всеблагой бог не мог создать мир плохим, добро превалирует в жизни над злом. Более того, зло - это фон для торжества добра, а наш мир -наилучший из всех возможных миров. Мысль о том, что зло - ступенька к добру. поддерживалась И. В. Гете, Фихте и др. мыслителями. О. Гегеля основан на его учении о прогрессе истории. Добро, по Гегелю, - это реализованная свобода, конечная цель мира. И хотя зло в жизни необходимо, на нем, с т. зр. Гегеля, не следует застревать, оно непременно «должно быть преодолено, как ничтожное». Из веры в социальный прогресс и революционное изменение об-ва, в победу правды и справедливости вытекает О. революционных демократов (Герцена, Чернышевского и др.). В одну из самых мрачных эпох России Чернышевский призывал работать для будущего, приближать его. С конца XIX в., когда· капитализм перерастает в империалистическую стадию, буржуазные социологи и философы морали, как правило, отвергают идею исторического и нравственного прогресса, пессимистически оценивают положение человека в мире, перспективы его совершенствования. Марксистская этика стоит на т. зр. О. Однако она отвергает идеалистические и метафизические его концепции, к-рые на практике оправдывают и увековечивают социальное и моральное зло. О. марксистского учения основан на том, что оно установило связь отрицательных сторон действительности, нередко порождающих пес-. симистическое отношение к жизни, с конкретными, исторически преходящими условиями существования об-ва (таковы, напр., антагонистические противоречия капитализма). Чтобы избавиться от этих условий и порождаемого ими зла, человек должен активно и сознательно бороться с ними. Предпосылкой такой сознательной борьбы является знание законов общественного развития. Открыв эти законы, а также социальные силы, реализующие их, исторический материализм впервые дал оптимистическому мировоззрению научное обоснование.

Источник: Словарь по этике

ОПТИМИЗМ
от лат. pptimus — наилучший) — один из двух основных видов восприятия мира, выражающий позитивное, доверительное отношение к нему; противостоит пессимизму. В обыденном понимании — это склонность видеть и подчеркивать во всех жизненных событиях положительные стороны, не впадать в уныние из-за неурядиц, верить в успех, в счастливый исход любого начинания и конечное благополучие.
В филос. умозрении следует отличать гносеологический О., считающий мир целиком поддающимся познанию, и О. этический, основными чертами которого является указание на действенность добра и бессилие зла, убеждение в окончательном торжестве добра над злом, справедливости над несправедливостью, разума над хаосом. Для религиозно-метафизического О. характерна онтологизация добра, вера во вселюбящего, всеблагого Бога или в могущество мирового Разума (Логоса), чьи проявления вносят в мир созидающее и светлое начало. В деистических, секу-лярных, по преимуществу рационалистических, филос. системах О. опирается не на веру в Божественный Промысел, а на веру в способность человека поступать согласно его природе или его разуму. При этом всякого рода «метафизические допущения» считаются ненужными и даже вредными, ибо сковывают свободную волю индивида.
Для античности нельзя провести строгого разделения мировоззрений на оптимистические и пессимистические. Мир, где властвует судьба и все изменения происходят по ее воле, воспринимался греками целостно, без явного неприятия к.-л. его явлений и без явного преобладания унылых или радостных настроений. Христианская философия, напротив, строго отделила оптимистические и пессимистические мотивы, которые диалектически сочетаются в ней. Хотя она и наполнена трагическими переживаниями падения человека и мира в бездну греха, но постоянно подчеркивает свой радостный, оптимистический пафос. Это выражается в евангельских представлениях о божественном начале, живущем даже в самой заблудшей душе, о возможной победе человека над смертью, благодаря искупительной жертве Богочеловека, о преображении твари и о торжестве Царствия Божьего. Оптимистический пафос характерен для эпохи Возрождения, где появляются представления о непрерывном развитии и накоплении знания (Г. Галилеи), о неограниченных возможностях человека в постижении мира. Стремление мыслителей Ренессанса проникнуть в тайну творения привело в Новое время к идее возможного достижения человеческим разумом божественного всеведения. В системах Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.Б.Лейбница, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля разум, не замутненный волевым началом, признается совершенным мерилом жизни. Радикальным метафизическим О. отличается философия Лейбница, согласно которой наш мир есть наилучший, ибо Бог при творении держал в уме бесконечное число возможных миров и, в силу своей абсолютно доброй воли, остановился на наилучшем варианте. В философии Просвещения, а также в позитивизме светский этический О. достигает своей вершины. Идея прогресса в знании распространяется на социальную сферу (А.Р.Ж. Тюрго, М.Ж.А. Кондор-се), и отныне считается, что человечество движется от менее совершенных форм общества к более совершенным. На деятельном преобразовании реальности и прорыве к справедливому социуму настаивали социалисты-утописты (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье) и марксизм, видевший завершение мировой истории в построении коммунизма — формации, где люди смогут освободиться от вековой экономической зависимости и разовьют все творческие способности.
Философия 20 в. в свете мировых войн и революционных потрясений была вынуждена внести коррективы в оптимическое мировоззрение. Экзистенциализм говорит об абсурдности жизни (А. Камю), о «страхе», «тревоге», «покинутости» (Ж.П. Сартр, П. Тиллих), о «заботе» (М. Хайдеггер), которые стали основными настроениями эпохи. Но человек не должен впадать в отчаяние, напротив, в условиях, когда пошатнулись метафизические ценности, он получает «абсолютную свободу» (Сартр) и должен утверждать идеалы милосердия и гуманизма.
В современном мире оптимистическая вера в неограниченные возможности науки, техники, в прогресс общества и в благотворное влияние на человеческие качества политико-правовых ин-тов, хотя существенно подорвана мировыми войнами и революциями, остается одним из самых влиятельных умонастроений.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ОПТИМИЗМ
( лат. optimus — наилучший) — один из двух основных видов восприятия мира, выражающий позитивное, доверительное отношение к нему; противостоит пессимизму.
В обыденном понимании — склонность видеть и подчеркивать во всех жизненных событиях положительные стороны, не впадать в уныние из-за неурядиц, вера в успех, в счастливый исход любого начинания и конечное благополучие.
В философском умозрении следует отличать гносеологический О., считающий мир целиком поддающимся познанию, и О. этический, основными чертами к-рого является указание на действенность добра и бессилие зла, убеждение в окончательном торжестве добра над злом, справедливости над несправедливостью, разума над хаосом. Для религиозно-метафизического О. характерна онтологизация добра, вера во вселюбящего, всеблагого Бога или в могущество мирового Разума (Логоса), чьи проявления вносят в мир созидающее и светлое начало.
В деистических, секулярных, по преимуществу рационалистических, философских системах О. связывается не с верой в Божественный Промысел, а с верой в способность человека поступать согласно его природе или его разуму. При этом всякого рода «метафизические допущения» считаются ненужными и даже вредными, ибо сковывают свободную волю индивида. Для античности нельзя провести строгого разделения мировоззрений на оптимистические и пессимистические. Мир, где властвует судьба и все изменения происходят по ее воле, воспринимался греками целостно, без явного неприятия каких-либо его явлений и без явного преобладания унылых или радостных настроений. Однако отдельные оптимистические черты можно усмотреть в философии Платона, считавшего человека способным изменить свою жизнь и построить справедливое общество по образу объективных идей, главная из к-рых - идея Блага, а также Аристотеля, согласно к-рому человеку от природы дана «цель целей» — конечное благо, и он самостоятельно может достичь его, следуя нравственным (этическим) и умственным (дианоэтическим) добродетелям, причем ни те, ни другие не являются врожденными; первые результат привычки, вторые — научения. У Эпикура есть представления о возможной блаженной жизни человека при условии избавления от неумеренности в чувственных наслаждениях и преследующих нас страхов перед богами, судьбою и смертью. Христианская философия, напротив, строго разделила оптимистические и пессимистические мотивы, к-рые диалектически сочетаются в ней. Хотя она и наполнена трагическими переживаниями падения человека и мира в бездну греха, но постоянно подчеркивает свой радостный, оптимистический пафос. Это выражается в евангельских представлениях о божественном начале, живущем даже в самой заблудшей душе, о возможной победе человека над смертью, благодаря искупительной жертве Богочеловека, о преображении твари и о торжестве Царствия Божьего, к-рому «не будет конца». Оптимистический пафос характерен для эпохи Возрождения, где появляются представления о непрерывном развитии и накоплении знания (Г.Галилей), о неограниченных возможностях человека в постижении мира. Но стремление к непрерывному познанию порождает и трагические мотивы, звучащие у Дж.Бруно, к-рый видел назначение человека в «героическом энтузиазме» — любви к бесконечной Вселенной — проявлению Бога. Однако Универсум неисчерпаем, а жизнь коротка, дух же скован плотью. Человек никогда до конца не постигнет божественных тайн и поэтому с вечной тоской будет вглядываться в космос. Стремление мыслителей Ренессанса проникнуть в тайну творения привело в Новое время к идее возможного достижения человеческим разумом божественного всеведения.
В системах РДекарта, Б.Спинозы, И. Канта разум, не замутненный волевым началом, признается совершенным мерилом жизни. Радикальным метафизическим О. отличается философия Г.ВЛейбница, согласно к-рой наш мир есть наилучший, ибо Бог при творении держал в уме бесконечное число возможных миров, и в силу своей абсолютно доброй воли остановился на наилучшем варианте. Оптимистическими мотивами проникнут и панлогизм Г.В.Ф.Гегеля, где мировой Разум в деле утверждения идеи свободы сумеет приспособить для своей цели все эгоистические стремления индивидов («хитрость разума») и даже из самых страшных проявлений зла сможет извлечь благие последствия ради торжества идеала добра (реализованной свободы). Здесь, как и в философии Просвещения, а также в последующем позитивизме светский этический О. достигает своей вершины. Идея прогресса в знании распространяется на социальную сферу (А.РЖ.Тюрго, М.Ж.А.Кондорсе), и отныне считается, что человечество движется от менее совершенных форм общества к более совершенным. Античность не знала подобной идеи; там бытовало представление о цикличном времени, о вечном возвращении всех событий, в основании к-рых лежит неизменное, незыблемое бытие (Гераклит, Платон, Аристотель, стоики). Христианству, хотя оно и утвердило представление о линейном времени, идея прогресса не только не свойственна, но и противна: мир движется к вселенской катастрофе, после к-рой Страшный суд. Последующее торжество Царствия Божьего — событие, выходящее за рамки мировой истории и означающее ее конец. И только Новое время убеждено в качественном улучшении действительности, в возможности создания совершенного общества, основанного на идеалах свободы и справедливости и подкрепленного общественным договором. На деятельном преобразовании реальности и прорыве к справедливому социуму настаивали социалисты-утописты (К.А.Сен-Симон, Ш.Фурье) и марксизм, видевший завершение мировой истории в построении коммунизма — формации, где люди смогут освободиться от вековой экономической зависимости и разовьют все творческие способности. Философия жизни усомнилась в оптимистических настроениях Нового времени. Разум бессилен проникнуть в глубину личности (С.Кьеркегор), неспособен управлять иррациональным волевым началом и не дает утешения страдающему от бессмысленной жизни человеку (романтизм). Так, пессимист А.Шопенгауэр назвал О. «гнусным», ибо он есть издевательство над неизреченными страданиями человечества. Философия Ф.Ницше носит характер умеренного индивидуалистического О.: христианская культура выродилась и привела к деградации человека, к торжеству нигилизма, но отдельные индивиды могут развить свою «волю к власти» и сделаться «людьми рока». Философия 20 в. в свете мировых войн и революционных потрясений была вынуждена внести коррективы в оптимистическое мировоззрение. Экзистенциализм говорит об абсурдности жизни (А.Камю), о «страхе», «тревоге», «покинутости» (Ж.П.Сартр, П.Тиллих), о «заботе» (М.Хайдеггер), к-рые стали основными настроениями эпохи. Но человек не должен впадать в отчаяние — напротив, в условиях, когда пошатнулись метафизические ценности, он получает «абсолютную свободу» (Сартр) и должен утверждать идеалы милосердия и гуманизма.
В современном мире оптимистическая вера в неограниченные возможности науки, техники, в прогресс общества и в благотворное влияние на человеческие качества политикоправовых ин-тов, хотя существенно подорвана мировыми войнами и революциями, остается одним из самых влиятельных умонастроений. Лит.: Августин Блаженный. О вере, надежде и любви. М.: Изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 1997; Лейбниц Г. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла // Лейбниц Г. Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1989; Пенней А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1990; Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. А.А.Скворцов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
86.77 кб

Оптимизм в экзистенциальной философии и педагогике: парадоксы и методологические основания

Андреева Юлия Владимировна
В статье рассматриваются методологические основания оптимизму как конструктивной способности человека преодолевать отчаяние, взяв ответственность за свою жизнь на себя.
Читать PDF
372.98 кб

Эволюционная эпистемология: К. Р. Поппер и И. П. Меркулов оптимизм и пессимизм в познании

Жилин Владимир Ильич
В статье сравниваются ценностные установки на познание эволюционной эпистемологии гипотетического реализма и эволюционной эпистемологии критического реализма.
Читать PDF
1.20 мб

Гносеологический оптимизм в познании основ экологической безопасности

Колесникова Галина Ивановна, Тазаян Араван Бабкенович, Аствацатуров Артём Ервандович
В свете проблем экологической безопасности рассматриваются функции и роль гносеологического оптимизма, его место в современном рациональном познании.
Читать PDF
973.95 кб

Оптимизм и пессимизм философии бытия

Волкова Мария Николаевна
В статье описаны принципы философии бытия, рассмотрены оптимистические и пессимистические аспекты философии бытия, приведены мнения современных российских авторов по данной тематике.
Читать PDF
269.49 кб

Этическое отношение к природе: оптимизм теории и реальность практики

Коковкина Анастасия Александровна, Цыцарев Андрей Александрович
в статье предпринимается попытка анализа аксиологических детерминант глобального экологического кризиса.
Читать PDF
502.60 кб

Доказательство теоремы о калокагатии в аксиоматической системе философской эпистемологии (оптимизм и

Лобовиков В.О.
Впервые в мировой научной литературе дается точная формулировка на искусственном языке мульти-модальной логики и конструируется формальное дедуктивное доказательство принципа калокагатии как теоремы в аксиоматической системе униве
Читать PDF
211.98 кб

Стоический оптимизм Марка Аврелия

Кочеров Сергей Николаевич
Статья посвящена опровержению представлений о пессимистическом характере мировоззрения Марка Аврелия.
Читать PDF
1.40 мб

Антропологический оптимизм Мигеля Сервета

Бургете Марина Р.
Статья посвящена испанскому мыслителю XVI века Мигелю Сервету, признанному еретиком и сожженному в Женеве в 1553 г.
Читать PDF
80.73 кб

Потребление и проблема оптимизации потребностей

Туев Василий Афанасьевич
Исследованы проблемы оптимизации потребностей человека. Раскрыта система индивидуально-личностных потребностей. Проанализирован процесс формирования потребностей человека.
Читать PDF
180.98 кб

Моделирование физических взаимодействий в задаче оптимизации

Лахтин Алексей Станиславович
Рассматривается задача оптимального расположения двух произвольных многоугольников. Для решения необходим поиск глобального экстремума негладкого невыпуклого функционала.
Читать PDF
492.30 кб

Экстраполяция как способ оптимизации знания

Микешина Людмила Александровна
Обосновывается необходимость включить в курс по «Философии науки» для аспирантов метод экстраполяции как переноса знаний с одной предметной области на другую, имеющий самостоятельное значение, а также входящий в индуктивные методы
Читать PDF
329.80 кб

Экологическая эстетика: становление, сущность и роль в оптимизации социоприродных взаимоотношений

Карако П.С.
В статье выявляются особенности интеграции ряда видов искусства и экологических идей, которые приводят к становлению экологической эстетики.
Читать PDF
227.67 кб

Т.Н. КИЮТИНА, О.С. РАЗУМОВСКИЙ. ПРИНЦИПЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГ

Томалинцев Владимир Николаевич
Рецензия на книгу: Т.Н. Киютина, О.С. Разумовский. Принципы оптимизации человеческой деятельности. Философско-методологические аспекты. Красноярск: Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т, 2004. 264 с.
Читать PDF
146.19 кб

Оптимизация кризисных явлений в профессиональной деятельности: акмеологический аспект

Мельник Лилия Игоревна
В условиях современных экономических преобразований, детерминированных кризисными явлениями, острую актуальность обрели вопросы оптимизации профессионального становления, развития и самореализации будущих специалистов, сущность ко
Читать PDF
178.79 кб

Оптимизация взаимодействия природы и общества: технологические аспекты

Захарова Елена Юрьевна
Оптимизация социоприродного взаимодействия осуществляется на технологическом уровне взаимодействия природы и общества.

Похожие термины:

  • ОПТИМИЗМ АТЕИЗМА

    характерная черта теории и практики науч. атеизма, противостоящая соц. пессимизму религ. идеологии и морали, церк. обрядности. Религ. вероучение проникнуто идеей греховности и испорченности челов
  • ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ

    учение, утверждающее возможность абсолютно  полного,  исчерпывающего  познания  мира.  Такую  позицию занимали, например, Р. Декарт, Гегель.
  • ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ

    понятия, выражающие ценностное отношение к миру и ожидания наилучшего или, соответственно, наихудшего будущего, окрашивающие духовную атмосферу эпохи, проявляющиеся в непосредственночувственно
  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ

    технологич. отимизм», течение совр. бурж. философии, политэкономии, социологии и футурологии, представители к-рого возлагают надежды на решение противоречий капитализма и глобальных проблем, стоя
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ

    от лат. наилучший) – положительная оценка перспектив научно-технического прогресса и  его  роли в  развитии человека и человечества. Технологический оптимизм уходит корнями в характерные для эп
  • оптимизации мышления методы

    ОПТИМИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЕТОДЫ (от лат. optimus — наилучший) — специальные практические психолого-педагогические приемы, направленные на повышение эффективности протекания мыслительного процесса, ег
  • Оптимизация

    от лат. optimus — наилучший) — выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.
  • Оптимизация номенклатурная

    целенаправленное изменение набора видов техники (номенклатуры), устремляющее видовое распределение техноценоза по форме к каноническому (образцовому, идеальному).
  • Оптимизация норм

    итерационный процесс вторичного нормирования, нацеленный на определение лучшей вторичной нормы по критерию близости к нижней границе переменного доверительного интервала. Вторичное нормирован
  • Оптимизация параметрическая

    целенаправленное изменение параметров отдельных видов техники, приводящее техноценоз (в т.ч. и с точки зрения его номенклатуры) к более устойчивому состоянию.
  • ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    в менеджменте науки и образования: процесс выявления и установления соответствия данной деятельности принципам оптимальности, которые выражают требования объективных законов осуществления упр
  • ТЦ-оптимизация

    (оптимальное управление техноценозом) – обязательное для исполнения организационно-техническое воздействие на объекты (пространственно-технологические кластеры) техноценоза посредст вом взаи
  • ВЕКТОРНАЯ (МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ) ОПТИМИЗАЦИЯ

    Нередко встречаются случаи, когда какое-либо изучаемое явление, процесс характеризуется несколькими показателями – вектором показателей (см. также множество Парето). При этом часто возникает воп