оптимизации мышления методы

Найдено 1 определение
оптимизации мышления методы
ОПТИМИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЕТОДЫ (от лат. optimus — наилучший) — специальные практические психолого-педагогические приемы, направленные на повышение эффективности протекания мыслительного процесса, его продуктивности. Разработка конкретного метода обусловлена тем или иным теоретическим подходом к пониманию природы мышления, его механизмов. Различают два типа мышления: репродуктивное и продуктивное, или творческое. Соответственно для каждого из этих типов существуют свои методы оптимизации.         Основное отличие методов оптимизации репродуктивного мышления состоит в том, что в этом случае происходит в основном обучение определенным интеллектуальным приемам, тогда как в случае продуктивного мышления большое внимание уделяется, с одной стороны, знакомству с методологической основой мыслительной деятельности и эвристическими приемами, а с другой — активизации продуктивной личностной позиции, эмоциональным и интуитивным процессам, культуре групповой коммуникации.         У Гордон разработал систему приемов повышения эффективности мышления под общим названием «си-нектика». Его подход основан на следующих допущениях: 1) творческая эффективность людей может быть существенным образом повышена, если они поймут суть психологического процесса, которым оперируют; 2) в творческом процессе эмоциональный и иррациональный компоненты более важны, чем интеллектуальный и рациональный.         Г.С. Альтшуллер, выдвинувший теорию решения изобретательских задач, занимался обучением элементам творческих умений на материале решения конструктор-ско-изобретательских задач. Им выделена следующая последовательность этапов решения задачи: столкновение с ситуацией, в которой необходимо что-то изменить; постановка задачи (изменить имеющуюся систему или заменить ее другой системой); построение модели задачи — фиксация технического противоречия; воссоздание идеального конечного результата; формулировка физического противоречия; физическое решение; техническое решение; расчетное решение.         А.В. Брушлинский рассматривал проблемное обучение (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков) как педагогический подход, способствующий развитию мышления, а не только усвоению знаний. Суть данного подхода состоит в том, что учащийся становится в позицию «первооткрывателя», когда ему необходимо самостоятельно получить какие-то знания. При этом специальное инициирование педагогом противоречий в ситуации, требующей разрешения, побуждает учащегося к проявлению творческого мышления.         Метод индуцирования психоинтеллектуальной деятельности (ИПИД), разработанный В.В. Чавчанидзе и его сотрудниками, основан на представлении о кван-тово-волновой природе процессов мышления и заключается в том, что члены группы, в соответствии со специальными закрепленными за ними ролевыми функциями и основываясь на специальном вопроснике (психоэвристической программе), стараются путем вопросов активизировать психоинтеллектуальную деятельность одного из участников процесса.         П.Я. Гальпериным и его сотрудниками (В.Л.Данилова, Н.Р. Котик) был осуществлен цикл исследований по возможностям поэтапного формирования мышления при решении широкого класса задач, в том числе задач на соображение. Исследователи ориентировались на формирование системы умственных действий, призванных обеспечить упорядоченность, дисциплинированность мышления в процессе решения задачи, главным образом, на первоначальном этапе анализа ее исходных условий.         И П. Калошиной разработан нормативный подход к творческому мышлению и его обучению. В основе методов оптимизации мышления лежит обучение использованию при решении творческих задач методологических или предметных знаний, а также следующих методологических приемов: деятельностный подход к явлениям, логический подход, диалектический и системный подходы.         Систематизация эвристических приемов (операций творческого мышления) в решении задач предложена И.И. Ильясовым. Она включает 10—11 различных семейств приемов, которые по своему содержанию предназначены либо для осуществления анализа условий задачи, либо для поиска решения, либо для проверки предлагаемых решений. Согласно автору, овладение эвристическими приемами более эффективно, если происходит на основе осознания их состава, а не бессознательным образом.         Подход к оптимизации творческого мышления, предложенный И.Н. Семеновым и СЮ. Степановым, предусматривает активизацию у субъекта, решающего творческую задачу, продуктивной личностной позиции и глубокой рефлексии интеллектуальных и личностных противоречий, возникающих в ситуации задачи. СЮ. Степановым разработан метод проблемно-рефлексивного диалога. Позднее данный метод был изменен И.В. Палагиной для работы с диадой учащихся. Для оптимизации решения творческих задач в условиях группового взаимодействия СЮ. Степанов совместно с А.В. Растянниковым разработали метод проблемно-рефлексивного полилога.         А.В. Растянников         Лит.: Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979; Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. 1980. № 1; Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 80—84; Гаджиев Ч.М. Организация коллективного изобретательства // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. С. 266—279; Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983; Семенов И.Н., Степанов СЮ. Проблема организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990; Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. — Воронеж, 1996; Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1997; Меерович М. И., ШрагинаЛ.И. Технологии творческого мышления. Минск, — М., 2000; Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 2001.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки