ОПРОВЕРЖЕНИЕ ИДЕИ БОГА-ТВОРЦА
"ОПРОВЕРЖЕНИЕ ИДЕИ БОГА-ТВОРЦА"
труд Нагарджуны, являющийся одним из первых трактатов буддизма, посвящённых доктрине опровержения концепции божественного создателя вселенной (нирищвара-вада). Антипод последней (т.е. Ищвара-вада, или учение о создателе) во многом определял космогонию брахманизма-индуизма, его ритуальные мифологемы о первопричине мироздания, её роли в религиозном культе и т.д. Полное название трактата — ësvara-kartrtvanira–krtir-vis n or-eka-kart r∙tva-nira–karan a — буквально переводится как «Возражение по поводу творения [Богом-творцом] Ищварой и опровержение единого творения [Богом] Вишну». «О.и.Б.-т.» относится к тем немногочисленным произведениям, которые сохранились в тибетском Тенгьюре как в переводе, так и в тибетской транслитерации санскритского оригинала. Аргументация «за Бога-творца» состоит из одного тезиса (пратиджня) и одного логического основания (хету). Утверждается: «Есть Бог-творец». Нагарджуной доказывается, что Ищваре, «безусловно, не присуще творение». Во второй части разрушается тезис и делается заключение: «Бог-творец не существует». В трактате широко используется знаменитое Нагарджуново сведение к абсурду. Важно также, что тема «Опровержения...» тесно связана как с буддийскими представлениями о страдании и мироздании (первая Благородная истина), так и с учениями о причинно-следственных отношениях, карме, творении (вторая истина). Перевод и исследование см.: Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны…