ОППОРТУНИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Оппортунизм
лат. "opportunitas", "случай", "подвернувшаяся возможность") - политическая позиция, состоящая в использовании любой ситуации для конкретных личных или групповых нужд отдельного политика или партии в ущерб идеологической последовательности и политической логике.

Источник: Философия политики: глоссарий

ОППОРТУНИЗМ
(Opportunismus; от лат. opportunus — «благоприятный, удобный») — беспринципность, готовность приспособиться к любой ситуации, для того чтобы можно было добиться удовлетворения своих целей при минимальных усилиях. Оппортунист, смотря по обстоятельствам, не колеблясь, принимает за основу те или иные факты и поэтому не способен действовать в соответствии с собственными «твердыми принципами».

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ОППОРТУНИЗМ
теория и практика приспособления и подчинения интересов трудящихся интересам буржуазии, ведущие к расколу рабочего класса, к отказу от конечных целей рабочего движения. Выражает буржуазную политику в рабочем движении. Различают правый и левый О. Правый О.— отражает интересы мелкобуржуазных слоев и части рабочего класса (рабочей аристократии, рабочей бюрократии), к-рых буржуазии удалось интегрировать в систему государственно- монополистического капитализма. Возник вместе с появлением организованного рабочего движения (тред-юнионизм в ряде стран, а также лассальянство в Германии, поссибилизм во Франции, фабианство в Англии, «экономизм» в России и т.д.). Распространялся в кон. 19—нач. 20 в. в рядах социал-демократических партий (бернштейнианцы и каутскианцы в Германии, меньшевики в России и др.), к-рые после краха II Интернационала превратились в реформистские партии и стали главной политической опорой современного О. (см. Реформизм). Выступает за отказ от социалистической революции в пользу реформ, ведущих на деле к «усовершенствованию» капитализма, сводит классовую борьбу к парламентарным формам действий в рамках буржуазной демократии. В основе идеологии правого О. лежит концепция «социального партнерства» с буржуазией, враждебности к коммунистическим партиям, к социалистическим государствам. Экономическим источником правого О. являются прибыли и сверхприбыли монополий, часть к-рых используется для подкупа трудящихся путем частичных экономических уступок.
Левый О. (троцкизм, анархистские, анархо-синдикалистские течения) игнорирует новый опыт и новые возможности революционного развития, открывающиеся, в обстановке сосуществования двух мировых систем, отрицает необходимость общедемократической коалиции в борьбе против империализма, с пренебрежением относится к борьбе за социально-экономические преобразования, ослабляющие устои капитализма еще до победы социалистической революции, нередко абсолютизирует методы революционного насилия и вооруженной борьбы против капитализма, извращает курс на мирное сосуществование государств с различным общественным строем, объявляет его «сговором сверхдержав», «капитуляцией перед империализмом». Пытается увести революционные силы на путь авантюризма, сектантства, догматизма. Правый и левый О. смыкаются друг с другом в силу своей мелкобуржуазной природы (см. Мелкобуржуазная идеология) на общей почве неверия в силы и возможности социализма, открытого или фактического отказа от признания руководящей роли рабочего класса, на почве антикоммунизма и антисоветизма.
В коммунистическом движении О. находит выражение в правом и «левом» ревизионизме. Марксисты- ленинцы последовательно борются против всех разновидностей О., проводят в жизнь курс на единство действий международного рабочего класса, всех людей труда в борьбе за их общие интересы, за прочный мир и безопасность народов, за национальную независимость, демократию и социализм.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

Оппортунизм
лат. opportunus — удобный) — приспособление политики и идеологии рабочего движения к интересам и потребностям непролетарских (буржуазных и мелкобуржуазных) слоев. Оппортунизм обычно связан с ревизионизмом или догматизмом. Различают правый и «левый» оппортунизм. Правый оппортунизм возникает вместе с возникновением организованного рабочего движения (тред-юнионизм, лассальянство, «экономизм» и т. д.). Он выражается в отрицании революционных методов борьбы, в соглашательстве с буржуазией и в конечном счете в фактическом отказе от борьбы за социализм. Правооппортунистическая идеология и политика отражают интересы тех мелкобуржуазных кругов (в том числе и обуржуазившейся части рабочего класса), которые могут сносно существовать и при капитализме и поэтому выступают против радикальной ломки капиталистических общественных отношений, поддерживают реформизм. Как правило, рост правого оппортунизма наблюдается в относительно «спокойные» эпохи, когда отсутствуют революционные кризисы, нормально функционирует механизм демократии буржуазной. Так, относительно «мирный» характер развития капитализма с 1871 по 1914 г. «давал, — как писал Ленин, — питание оппортунизму сначала как настроению, потом как направлению и, наконец, как группе или слою рабочей бюрократии и мелкобуржуазных попутчиков» (т. 27, с. 118). Именно в этот период правый оппортунизм, уходящий корнями в бернштейнианство, превратился в значительную политическую силу, подчинил своему влиянию ведущие партии II Интернационала, что привело к расколу рабочего движения. Вплоть до настоящего времени правые оппортунисты сохраняют сильные позиции в рабочем движении, играют немалую роль в приспособлении капитализма к современным условиям. Подвергая принципиальной критике оппортунизм международной социал-демократии, коммунистические партии вместе с тем выступают за преодоление раскола, за единство действий с социалистическими партиями (см. Единство действий рабочего класса). Борьба между марксистами и оппортунистами время от времени вспыхивает и внутри самих коммунистических партий. Так было, например, в середине 20?х гг., когда Интернационал Коммунистический вынужден был очищаться от правых элементов. Так было в конце 50?х гг., когда волна ревизионизма поднялась в ряде коммунистических партий. Поэтому сохранение бдительности против правооппортунистической опасности остается одной из важнейших задачмеждународного коммунистического движения. «Левый» оппортунизм внешне диаметрально противоположен правому. Он ратует за самые решительные и сверхреволюционные методы борьбы, отвергает всяческие компромиссы, любую возможность сотрудничества с реформистскими организациями, пренебрежительно относится к борьбе за осуществление частичных требований трудящихся. Однако эта противоположность весьма относительна. Подобно правому, «левый» оппортунизм отражает настроения мелкобуржуазных слоев. Но если за правыми стоит профсоюзный чиновник, представитель обуржуазившейся верхушки рабочего класса, то «левых» поддерживает, по выражению В. И. Ленина, «взбесившийся мелкий буржуа», нередко выбитый из колеи нищетой, страданиями и готовый пойти на все, лишь бы вырваться из ужаса отупляющей жизни. Так же как и правый, «левый» оппортунизм искажает революционную теорию. Он отдает дань анархизму и догматизму. И правый и «левый» оппортунизм тормозят развитие революционного процесса, толкают рабочее движение на неправильный путь: первый — к соглашательству, второй — к авантюрам. Опыт показывает, что оживление деятельности левооппортунистических элементов происходит, как правило, в период обострения классовой борьбы, усиления трудностей и лишений. «Левые коммунисты» 1918 г. и троцкистская оппозиция — типичные примеры «левого» оппортунизма, пытавшегося найти выход из трудностей в решительных, но, по существу, бесплодных и вредных акциях. В международном плане левооппортунистические элементы представлены ныне троцкизмом, который ведет яростную антикоммунистическую, антисоветскую пропаганду. Заметное оживление леворадикальных настроений в 60?е гг. было связано с влиянием ошибочной, левацкой политической линии Мао Цзэдуна.

Источник: Научный коммунизм. Словарь

ОППОРТУНИЗМ
франц. opportunisme, от лат. орportunus - удобный, выгодный) в рабочем движении, теория и практика, противоречащие действит. интересам рабочего класса, толкающие рабочее движение на путь, выгодный буржуазии. О. прямо или косвенно, путем соглашательства и открытой капитуляции перед буржуазией или посредством неоправданных и провокац. действий приспосабливает и подчиняет рабочее движение интересам его классовых противников.
О. появляется вместе с развитием революц. движения рабочего класса во 2-й пол. 19 в. Первоначально его идейной основой были различные формы домарксового социализма, а его тактика заимствовалась у либеральных реформистов, а также у различных анархистских групп. В период деятельности 1-го и 2-го
Интернационалов К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике оппортунистич. концепции и тактич. установки, с одной стороны, Ф. Лассаля, Э. Бернштейна, К. Шрамма за их прямую капитуляцию перед буржуазией, а с другой - М. А. Бакунина, О. Бланки, толкавшие рабочее движение на путь авантюризма. После победы марксизма в рабочем движении О. меняет идеологич. облачение и уже, как правило, выступает, прикрываясь марксистскими фразами. По своей классовой природе О. внутри революц. рабочего движения есть проявление мелкобурж. идеологии и политики; в теоретич. плане он обнаруживает себя то как ревизионизм, то как догматизм; в организац. отношении он оказывается то ликвидаторством, то сектантством; по направлению своих воздействий на революционное движение он выступает то как правый, то как «левый» О.; при этом один вид О. может перерастать в другой.
Правый О. - это меняющаяся совокупность реформистских теорий и соглашательских тактич. установок, направленных на непосредств. подчинение рабочего движения интересам буржуазии и отказывающихся от коренных интересов рабочего класса во имя временных частичных выгод. В основе конкретных разновидностей правого О. лежит фаталистич. концепция, к-рая подменяет трезвый учет объективных условий преклонением перед стихийным экономич. развитием, принимает мелкие реформы за постепенное осуществление социализма, уповает на автоматич. «трансформацию капитализма в социализм». Защита «сотрудничества» классов, отречение от идеи социалистич. революции и диктатуры пролетариата, от революц. методов борьбы, приспособление к бурж. национализму, превращение в фетиш легальности и бурж. демократии - таковы идейные основы правого О. Чаще всего он является отражением настроений тех слоев мелкой буржуазии или отд. групп рабочего класса - рабочей аристократии и бюрократии, к-рые имеют относительно сносные условия существования.
«Левый» О. представляет собой весьма неустойчивую смесь ультрареволюц. теорий и авантюристич. тактич. установок, толкающих революц. рабочее движение на неоправданные действия, бессмысленные жертвы и поражения. Основой «левого» О. являются волюнтаристич. концепции, спекулирующие на революц. энтузиазме масс. Ставка на «революц. насилие» как на панацею от всех бед, игнорирование этапов обществ.-экономич. развития, «подталкивание» революций и «кавалерийские атаки» в области экономики - таковы идейные основы «левого» О. «Левый» О., как правило, выражает психологию и настроения тех групп мелкой буржуазии, крестьянства, представителей средних слоев, к-рые под нажимом безудержной эксплуатации или в обстановке трудностей социалистич. строительства впадают в крайнюю анархич. революционность.
Правый и «левый» О. всегда шли рука об руку, «дополняя» друг друга, ведя со своих позиций борьбу против революц. рабочего движения, предавая его коренные интересы.
Уже в кон. 19 в., после смерти Маркса и Энгельса, в крупнейших с.-д. партиях Европы, во 2-м Интернационале ключевые позиции постепенно захватили правые оппортунисты (К. Каутский, Г. Гайндман, Г. Кунов и др.). В. И. Ленин, большевики, революц. марксисты др. стран на протяжении мн. лет вели непримиримую борьбу против правого О. После краха 2-го Интернационала (1914) оппортунистич. крыло в с.-д. партиях окончательно стало на путь перерождения, явилось предтечей значит. части партий совр. реформизма, унаследовавших идеи правого О. и полностью отрекшихся от марксизма.
С возникновением междунар. коммунистич. движения О. неоднократно пытался закрепиться в его рядах. Уже в первые годы развития этого движения, решительно боровшегося против влияния социал-реформизма в рабочей среде, как реакция на это влияние получили известное распространение левацкие взгляды. Ленин в работе «Детская болезнь „левизны" в коммунизме» (1920) дал анализ сущности и различных форм проявления «левого» О., возникших в период формирования мирового коммунистического движения.
Проявления правого О. в коммунистич. движении особенно были заметны в кон. 50-х гг. (М. Джилас, И. Надь, Дж. Гейтс и др.), в кон. 60-х гг. (Р. Гароди, Э. Фишер, Ф. Марек, Б. Петков, О. Шик и др.), а также в 70-х гг., когда под предлогом поиска «новых путей» к социализму для развитых капиталистич. стран отвергался ленинизм и опыт реального социализма, идеализировалась бурж. демократия, противопоставлялись коммунистич. партии социалистич. и капиталистич. стран. Типичное течение «левого» О. - троцкизм.
В коммунистич. движении марксистыленинцы ведут решит. борьбу против правого и «левого» О., их теоретич. установок и практич. действий.

Источник: Советский философский словарь

ОППОРТУНИЗМ
в рабочем д в и ж е н и и) (от лат. opportunus – удобный) – теория и практика, идущая вразрез с действит. интересами рабочего класса, толкающая рабочее движение на путь, выгодный буржуазии. О. прямо или косвенно, путем соглашательства и открытой капитуляции или посредством неоправданных и провокационных действий приспосабливает и подчиняет рабочее движение интересам его классовых противников. О. появляется вместе с развитием революц. движения рабочего класса во 2-й пол. 19 в. Первоначально его идейной основой были различные формы домарксового социализма, а его тактика заимствовалась у либеральных реформистов, а также у различных анархистских революц. сект. В период деятельности 1-го Интернационала Маркс и Энгельс вели решит. борьбу против псевдосоциалистич. взглядов, пытавшихся прямо или косвенно подчинить развивавшееся революц. рабочее движение интересам буржуазии. Борясь за вовлечение в революц. движение масс трудящихся, Маркс и Энгельс подвергли критике оппортунистич. концепции и тактич. установки, с одной стороны, Лассаля, Бернштейна, Шрамма за их прямую капитуляцию перед буржуазией, а с другой – Бакунина, Бланки, толкавших рабочее движение на путь авантюризма, бессмысленных жертв и неминуемых поражений. После победы марксизма в рабочем движении О. меняет идеологич. облачение и уже, как правило, выступает, прикрываясь марксистскими фразами. Внутри марксистского революц. рабочего движения О. в теоретич. плане обнаруживает себя то как ревизионизм, то как догматизм; в организационном отношении он оказывается то ликвидаторством, то сектантством; по направлению своих воздействий на революц. движение он выступает то как правый, то как левый О. По своей классовой природе О. внутри революц. рабочего движения есть проявление мелкобурж. идеологии и политики. Рабочий класс не отгорожен китайской стеной от др. социальных групп; пополняя его ряды, включаясь в рабочее движение, различные слои мелкой буржуазии, крестьянства, служащих, мелких ремесленников привносят в движение свои методы действия, свои взгляды, выражением к-рых и является О. На протяжении всей истории революц. рабочего движения О. выступает в двух осн. формах: как правый и как левый О. Каждая из этих форм О. имеет свое теоретич. и политич. содержание, претерпела эволюцию и отражает настроение и психологию разных групп мелкой буржуазии, средних слоев. П р а в ы й О. – это меняющаяся совокупность реформистских теорий и соглашательских тактич. установок, направленных на непосредств. подчинение рабочего движения интересам буржуазии. Несмотря на то, что в ходе истории идейные позиции правого О. изменялись, в основе всех его разновидностей, пытавшихся утвердиться внутри революц. движения, лежит фаталистич. концепция, к-рая подменяет трезвый учет объективных условий преклонением перед стихийным экономич. развитием, отрицает или принижает роль революц. борьбы масс, принимает мелкие реформы за постепенное осуществление социализма, уповает на автоматич. "трансформацию капитализма в социализм". Защита "сотрудничества" классов, отречение от идеи социалистич. революции и диктатуры пролетариата, от революц. методов борьбы, приспособление к бурж. национализму, превращение в фетиш бурж. легальности и бурж. демократии, отказ от классовой точки зрения и классовой борьбы – таковы идейные основы правого О. Чаще всего правый О. в революц. рабочем движении является отражением настроений тех слоев мелкой буржуазии или отд. групп рабочего класса – рабочей аристократии и бюрократии, к-рые имеют относительно сносные условия существования. Отражая психологию подобных омещанившихся слоев трудящихся, правый О. чрезвычайно опасен для революц. движения, ибо он пытается ввести его требования в рамки "улучшения" капитализма, т.е. стремится примирить его с эксплуататорским строем. Уже в конце 19 в. правый О. получил широкое распространение в революц. рабочем движении. Его характерной особенностью было то, что в качестве идейного знамени им широко использовался ревизионизм Э. Бернштейна, а позже и догматизм К. Каутского и др. После смерти Маркса и Энгельса в крупнейших с.-д. партиях Европы, во 2-м Интернационале ключевые позиции постепенно захватили правые оппортунисты (Каутский, Гайндман, Кунов и др.). "Созрел, – писал Ленин, – целый общественный слой парламентариев, журналистов, чиновников рабочего движения, привилегированных служащих и некоторых прослоек пролетариата, который с р о с с я со своей национальной буржуазией и которого вполне сумела оценить и "приспособить" эта буржуазия" (Соч., т. 21, с. 223). Ленин, большевики, революц. марксисты других стран на протяжении многих лет вели непримиримую борьбу против правого О. После краха 2-го Интернационала (1914) оппортунистич. крыло в с.-д. партиях окончательно стало на путь перерождения, явилось предтечей значит. части партий совр. реформизма. С возникновением междунар. коммунистич. движения правый О. неоднократно пытался закрепиться в его рядах, вел борьбу против теории и практики ленинизма. В конце 50-х гг. 20 в. правый О., распространившись как ревизионизм, стал главной опасностью для междунар. коммунистич. движения. Прикрываясь флагом антидогматизма, "творческого развития марксизма-ленинизма", его представители (М. Джилас, И. Надь, Дж. Гейтс и др.) использовали в качестве идейных источников не только работы правых оппортунистов конца 19 и нач. 20 вв., но и совр. бурж. и социал-реформистскую идеологию. Декларация (1957) и Заявление (1960) совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий призвали коммунистов всех стран развернуть активную борьбу против правого О. В результате развернувшейся острой борьбы к началу 60-х гг. правый О. внутри коммунистич. движения был разбит, его влияние резко упало. Л е в ы й О. представляет собой весьма неустойчивую смесь ультрареволюц. теорий и авантюристич. тактич. установок, толкающих революц. рабочее движение на неоправданные действия, бессмысленные жертвы и поражения. Хотя на каждом историч. этапе революц. движения идейное содержание левого О. претерпевало изменения, его ядром всегда оставались волюнтаристич. концепции, спекулирующие на революц. энтузиазме масс, подменяющие революц. стратегию авантюристич. "вспышкопускательством", а социально-экономич. анализ – субъективизмом. Ставка на "революц. насилие" как на панацею от всех бед, отказ от исследования объективных условий социальной борьбы, игнорирование этапов общественно-экономич. развития, "подталкивание" революций и "кавалерийские атаки" в области экономики, националистич. угар, прикрываемый революц. фразеологией, – таковы идейные основы левого О. Волюнтаризм, отсутствие выдержки, подмена революц. теории революц. фразой, шарахание в крайности обусловлены тем, что левый О., как правило, выражает психологию и настроения тех групп мелкой буржуазии, крестьянства, к-рые под воздействием условий, под нажимом безудержной эксплуатации или в обстановке трудностей социалистического строительства впадают в крайнюю анархич. революционность. Левый О. опасен для революц. движения: он пытается столкнуть его на авантюристич. путь, своими ошибочными действиями, прикрываемыми революц. марксистской фразой, дискредитирует коммунизм и тем играет на руку буржуазии. Когда начало формироваться междунар. коммунистич. движение, именно "левый коммунизм" был его одной из первых "детских болезней". Предупреждая против этой опасности, Ленин в работе "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920) дал анализ сущности и различных форм проявления левого О. в коммунистич. движении. Одним из отрицат. последствий культа личности в междунар. коммунистич. движении было распространение левосектантских, левооппортунистич. взглядов. XX и XXII съезды КПСС нанесли решит. удар по культу личности и связанному с ним левому О. С нач. 60-х гг. опасность левого О. вновь возрастает; его отличит. чертой является то, что он начал складываться как догматизм. В наст. время в коммунистич. движении идет острая борьба между марксистами-ленинцами и левыми О. но важнейшим проблемам обществ. развития: сущности совр. эпохи, роли главных революц. сил, вопросов войны и мира, путей строительства социализма и расширения демократии и т.д. Совр. левый О. пытается подменить своими концепциями все три составные части марксизма, он рассчитывает расколоть содружество социалистич. стран и междунар. коммунистич. движение, стремится столкнуть коммунистов на авантюристич. путь. Борьба против левого О. является ныне актуальной задачей мирового коммунистич. движения. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., [Письмо ] А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. ("Циркулярное письмо"), 17–18 сент. 1879 г., Избр. письма, [М. ], 1953; Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Соч., 4 изд., т. 15; его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 16; его же, Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 18; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 19; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 21; В. И. Ленин против догматизма, сектантства, "левого" оппортунизма. Сб., М., 1964; В. И. Ленин против ревизионизма, М., 1958; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Ревизионизм – главная опасность, М., 1958; Бутенко А. П., Основные черты совр. ревизионизма (Критич. очерк), М., 1959; его же, Левый оппортунизм и его сущность, "Коммунист Украины", 1963, No 10. А. Бутенко. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Похожие термины:

  • эпистемологический оппортунизм

    ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ОППОРТУНИЗМ -убеждение в том, что в разных познавательных ситуациях, для решения различных проблем можно придерживаться разных, в том числе несовместимых между собой, эпистемо