учение о бытии общества. В современной интерпретации - учение о бытии общества, включающее учение о человеке, о человеческих индивидах, взаимообусловленных в их самореализации. Вопрос о месте и значении человеческих индивидов в структурах социального бытия вырастает по мере того, как само социальное бытие начинает все более трактоваться в качестве процесса, в формах его воспроизведения и обновления, в формах, сочетающих различным образом его воспроизводство и изменение. Говоря традиционным философским языком, значение человеческих индивидов в социальном бытии (соответственно - в тех онтологических схемах, которые его описывают) возрастает по мере того, как социальное бытие предстает как становление. В этом плане взаимосвязанное бытие людей оказывается фундаментальным слоем бытия, а различные сочетания индивидного бытия людей обнаруживают значение "ядерных" сил и структур социального процесса. О. с. является своего рода теорией - или системой схем, - отображающей динамику и структуру социального процесса, конкретные формы его реализации в деятельности людей в различных ее комбинациях.
О. с. выстраивается в ходе обобщений человеческого опыта, преломившегося в знании, добываемом социально-гуманитарными дисциплинами, выразившегося в осознании людьми проблемности их повседневной практики. О. с., таким образом, не постулируется - как это было в традиционной философии, - но "выводится" из различных форм социального опыта, вырабатывается в ходе осмысления разнообразных человеческих проблем. Она как бы дает "стоп-кадр", обобщенный образ социального бытия и в этом качестве может служить системой ориентиров, т. е. мировоззрением (см. "Социальная философия"),
В. Е. Кемеров
124.65 кб
Социальная онтология дизайна
Статья посвящена определению сущностных признаков дизайна как социального явления, через обращение к социальной онтологии.