Одно из трех традиционных доказательств бытия Божия, выводящее существо‑вание Бога из самой его сути или определения. В самом деле, что такое Бог? Высшее существо («такое существо, выше которого, – говорит св. Ансельм (187), – нельзя себе представить ничего»), предельно совершенное (Декарт) и абсолютно бесконечное (Спиноза, Гегель). Если бы Бога не существовало, он не был бы ни величайшим, ни совершеннейшим, ни абсолютно бесконечным. Следовательно, он существует по определению: осмысление Бога (его понимание как высочайшего, совершеннейшего, бесконечного и т. д.) равнозначно признанию его существования. Понятие Бога, сказал бы Гегель, «включает в себя его бытие». Бог – единственное существо, которое существует уже потому, что такова его сущность.
Это красивое доказательство, красивое в первую очередь своей простотой, но, чтобы быть убедительным, оно слишком красиво и слишком абстрактно. Оно предлагает нам перейти от мышления прямо к бытию, тогда как это возможно только через опыт. Но в том‑то и дело, что, если бы мы знали о существовании Бога из опыта, нам не понадобились бы никакие доказательства его бытия. А до тех пор, пока такого опыта у нас нет, ни одно доказательство решительно невозможно. Бытие не есть предикат, поясняет Кант, который можно добавить к концепту или вывести из него. Вот почему для доказательства бытия Божия недостаточно дать его определение – как недостаточно дать определение богатства, чтобы стать богачом. Если бы Кант жил еще и сегодня, он мог бы сказать, что в сотне реальных евро нет ничего такого, чего не было бы в сотне возможных евро: концепт в обоих случаях один и тот же. Но имея в кармане сто реальных евро, я богаче, чем тот, у кого есть лишь концепт или определение этой сотни. То же самое можно сказать и о Боге – концепт Бога остается одним и тем же независимо от того, существует Бог или нет, следовательно, наличие этого концепта не может служить доказательством его бытия.
ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Онтологическое Доказательство
Источник: Философский словарь.
ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ доказательство
доказательство существования Бога. Различают три типа классических доказательств: 1) онтологическое доказательство, выводящее из идеи Бога — бесконечно совершенного существа — необходимость его существования (если бы Он не существовал, Он был бы несовершенным). Кант видел недостаток этого доказательства в том, что оно является лишь формальным, но не реальным доказательством: оно доказывает необходимость идеи существования, а вовсе не необходимость реального существования Бога; 2) космологическое доказательство, выводящее существование Бога из необходимости найти первопричину в бесконечной цепи : причин: падает черепица, причина тому —- ветер; но почему ветер? атмосферное давление; а почему давление? и т.д., так мы восходим к изначальной причине — Богу. Это доказательство совершает, по Канту, неоправданный «прыжок», потому что между нашим знанием о природных феноменах (цепь которых бесконечна) и утверждением о Боге — не последовательный переход, но смена регистра: неопределенный характер нашего чувственного знания не образует в себе доказательство трансцендентного знания (о Боге). Или еще один момент: между (эмпирической) бесконечностью мира и (качественной) бесконечностью Бога не существует общего измерения; 3) физико-теологическое доказательство, выводящее существование Бога из красоты и разнообразия мира, из целесообразности в природе и т.д. (Бог как высший художник). Но это доказательство основано лишь на аналогии, произвольно проводимой нашим воображением, между деятельностью Бога и деятельностью человека. Кант в свою очередь тоже решил добавить к данным необоснованным доказательствам свое, на его взгляд, правомерное доказательство: оно основано на существовании в нас морального чувства долга (моральное доказательство существования Бога). Сам факт морального обязательства является доказательством сверхъестественного вмешательства в нашу жизнь; оно представляет собой глас Божий: из чего мы должны признать существование Бога, хотя и не можем ничего сказать о его природе.
Источник: Философский словарь