начало, творящее новое бытие, персонологический синтез должного и сущего. Творение, переход, ситуация лиминальности творит новую реальность, и полем, а также средством этого творчества является личность, человеческое сознание, самосознание Я, и лиминальность - как творчество - предполагает трансцендентальность. Творчество есть новое осмысление, поиск и обнаружение нового бытия. Это подобно школьной задаче на нахождение определенного. Мы должны сделать онтологическое допущение, предположить существование этого X, придать ему экзистенциальный статус, такой же, что и у данных из условия задачи. И тогда задача сводится к приведению данных в такую конфигурацию, чтобы она позволила найти путь к получению X. В научном, художественном и любом другом творчестве ситуация в точности та же. Онтологическое допущение о едином экзистенциальном статусе неизвестного и хорошо известного - главное трансцендентальное условие понимания, принятия решения, интерпретации, метафоризации, понимания, интерпретации и любого другого осмысления. Их условием является приведение в единство должного и сущего и переживание личностью свое сопричастности этой единой плоскости желаемого должного и реально существующего.
Без сопричастности личности этому единству, самоотдачи ее ей - невозможна никакая человеческая активность: как в плане мотивации, так и в плане рационального осмысления поведения задним числом, его объяснения и оправдания. [1; 2] Смыслом такой самоотдачи [3] является осознание и переживание личностью своей сопричастности реальности, как природной, так и социальной, отождествление своего опыта с этой реальностью и следование ее закономерностям. Только при этом условии исследователь услышит в пощелкивании счетчика Гейгера уровень радиации, в пятнах на фотографии пузырьковой камеры - траектории движения элементарных частиц, в итогах выборов политик увидит расстановку политических сил в обществе, а мать за капризами малыша распознает его реальные проблемы.
Такой синтез желаемого должного и реально сущего и выступает "онтологическим импульсом" человеческого бытия, который кратко может быть выражен формулой: "Да будет!". Заклясть желаемое в действительное, а действительное в желаемое - предпосылка осмысленного решения и действия.
Волевое усилие возможно только на основе сопричастности и самоотдачи личности тому, чего еще возможно нет, но что, как представляется, должно быть. Сущее даже может отрицаться во имя должного, преобразовываться во имя и по закону долженствующего идеала. Какой бы "побуд" не приводил в действие поступок, он всегда разворачивается и осмысляется и оправдывается в плоскости единства должного и реального. [4] Поиск и нахождение такого единства, которому человек мог бы отдаться и быть сопричастным - главная проблема свободы воли. Отсюда человек черпает силы и импульсы к действиям. Есть онтологический импульс, есть "Да будет!", есть энергия заблуждения и тогда... Только тогда - любовь - как в песне "Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу!". Только тогда политик приступает к программе реформ. Только тогда творят художник и изобретатель.
Сама схема логического умозаключения содержит в себе о.и. - всякое рассуждение предполагает непустоту предметной области. На этом построены и «онтологические доказательства» бытия Бога: из признания существа, обладающего некими свойствами делается вывод о существовании такого существа.
Осмысленное в бессмысленном - вот смысл человеческого существования. Так же как невозможно навязать бесконечному миру конечные характеристики, так же не имеет смысла и конечному существу "брать на себя", примеривать на себя бесконечное. В лучшем случае человек может осознать свое единство с миром природы, свою сопричастность ему, но это будет только условием осознания смысла жизни, но не самим смыслом. Последний вообще не приложим к бесконечной и неличностной природе.
1. Карпунин В.А. О неистребимости стремления к построению метафизических систем как выражений онтологического импульса // Тезисы докладов Первого Российского философского конгресса. В семи томах. Т.3. Онтология, гносеология, логика и аналитическая философия. СПб, 1997, с.68-70.
2. Карпунин В.А. Онтологический аргумент // Логос. Международные чтения по философии культуры. Кн.1. Разум, духовность, традиции. Л., 1991, с.118-135.
3. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.
4. Тульчинский Г.Л. Онтологический аргумент творения. (Валерий Карпунин - лучший философ среди художников, лучший художник среди философов). // Философская и социологическая мысль. 1994. No.1-2. с.224-239
Г.Л.Тульчинский