онтологический аргумент (онтологическое доказательство бытия бога)
онтологический аргумент (онтологическое доказательство бытия бога)
предложенное схоластом ансельмом кентерберийским (и разделявшееся декартом, гегелем и др.) Доказательство взаимосвязи категорий бытия и мышления, предполагающее возможность «чистых теорем существования», т.е. Установления факта реального бытия предмета (в данном случае – бога, абсолютной реальности) на основании (анализа) одного лишь его абстрактного логического понятия, на основании одного только изучения условий возможности обладания таким понятием, которое (обладание) несомненно. В формулировке ансельма о.а. Звучит так (упрощенно): 1. У нас имеется понятие абсолютного совершенства (ибо даже тот, кто говорит: «бога нет», имеет само понятие о нем). 2. Если бы в это понятие не входил признак (предикат) существования, объект этого понятия не был бы абсолютом, а само понятие не было бы понятием об абсолютном совершенстве (тогда можно было бы помыслить себе нечто большее, нечто более совершенное, за счет добавления этого отсутствующего признака «реально существует»). 3. Значит, раз мы действительно мыслим абсолютное совершенство, значит, оно существует не только в мысли (что само по себе тривиально), но и в действительности (если бы его не было в действительности, оно не было бы совершенством абсолютным). О.д. Было подвергнуто резкой критике кантом, выдвинувшим против него аргумент: «существование не является собственным свойством предмета (не является реальным предикатом), поэтому нельзя утверждать, что понятие о реально существующем предмете содержит в себе больше, чем понятие о лишь возможном. Предикат существования – это предикат модальный, указывающий, что объект данного понятия дан нам в реальном чувственном опыте, в ощущениях».
Источник: Краткий философский глоссарий