(р. 26.6.1951) — спец. по филос. антропологии, метафизике, филос. религии; д. филос. н., проф. Р. в Семипалатинской обл. (Казахстан). Окончил филос. ф-т МГУ (1978), асп. того же ф-та (1981). С 1982 — асе, ст. преп., доц. кафедры соц. филос, с 1996 — декан ист.-филос. ф-та Волгоградского гос. ун-та, с 2000 — декан ф-та филос. и соц. технологий этого унта. Докт. дисс. — «Первые принципы философской антропологии» (1997). Д. ч. Академии гуманит. наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ. В работах О. исследуются актуальные проблемы филос. человека. Дух человека трактуется как совокупность (внутр. и внешн.) устойчивых универсальных отношений индивида с миром. О. указывает, помимо смертного, на бессмертное начало в человеке. Так, мысля бесконечность с помощью универсалий, человек демонстрирует свой бесконечный принцип, или бессмертное начало. О. обосновывает необходимость построения гуманистической филос. антропологии. Ее метафиз. основания, в частности, предполагают, что природа, Космос понимается как causa sui, как natura naturans, как natura sapiens, как постоянство-встановлении, а сам человек рассматривается как микрокосм и homo creans. О. предлагает «светскую теологию» с ее исходной посылкой «Бог есть бытие» в качестве эвристически эффективной филос. религии. О. считает, что именно любовь придает высокий эвристический потенциал филос. и науч. поиску, только разум, проникнутый любовью, способен к открытию сущности бытия. В работах О. филос. понимается как терапия человеческого духа. О. полагает, что не только филос. рефлексия, но и любой познавательный акт может рассматриваться как со-творение сущностных структур познаваемого объекта. Более того, креативным характером обладает не только мысль, но и чувство. Причем всякий ментальный акт имеет двоякую направленность: на объект и на собственно действующий субъект. Это в частности, означает: мы становимся тем, что мы мыслим и чувствуем.
Соч.: Первые принципы философской антропологии. Волгоград, 1997; Контуры новой философии человека // Современная парадигма человека: Межвузовский научный сборник. Саратов, 2000; Феномен ментальной активности // Вызовы и ответы XXI века: Сборник научных трудов ученых Мэнсфилдского университета, США и Волгоградского государственного университета, Россия. Волгоград, 2003; Опыт философской антропологии. Волгоград, 2005; О значении мечты // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7. «Философия. Социология и социальные технологии». 2006. Вып. 5; Любовь как эвристический принцип (на англ. языке) // Twentieth World Congress of Philosophy. Abstracts. Boston, 1998; Философия как продуктивная ориентация (на англ. языке) // Fromm Forum / International Erich Fromm Society. Tuebingen (Германия). 2006. № 10.
ОМЕЛЬЧЕНКО Николай Викторович
ОМЕЛЬЧЕНКО Николай Викторович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009