(Petrus Joannes Olivi, Pierre-Jean Olieu) (1248/49, Сериньян – 1298, Нарбонн) – французский философ и теолог; член Францисканского ордена (с 1260/61). Учился в Парижском университете (ок. 1267–1273). Бакалавр (ок. 1270); преподавал в Монпелье, Нарбонне, Флоренции (1273–1292). Как один из лидеров спиритуалов О. активно противостоял руководству Ордена, Генеральный капитул которого неоднократно осуждал его тезисы как при жизни самого О. (1282), так и после его смерти (1299 и 1319). Среди его главных трудов – комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского (Commentarius in IV libros Sententiarum, ок. 1287– 1290), «Кводлибеты» (Quodlibeta), «Послесловие к Апокалипсису» (Postilla in Apocalypsim), «Об ангельской иерархии» (De angelica hierarchia) и др. Следуя в целом августиновской традиции, О. отвергает не только аристотелизм, но и многие положения школы Бонавентуры. В вопросе о природе человека он выступает за множественность субстанциальных форм: тело, помимо его единства с душой, актуализируется еще и формой телесности (forma corporeitatis). Касаясь проблемы соотношения сущности и потенций души, О. предвосхищает учение Иоанна Дунса Скота о формальном различии (distinctio formalis) как промежуточном между различием чисто мысленным и реальным, утверждая, что умопостигающая и волевая способности вычленяются в качестве отличных друг от друга определенностей потому, что различие между ними коренится в природе самой душевной субстанции. При этом разумная часть души, не являясь непосредственной формой тела, соединяется с ним через вегетативную и сенситивную части, оформляющие тело напрямую. Считая неубедительной теорию божественной иллюминации разума, О. объясняет процесс познания взаимодействием потенций души (colligatio potentiarum): благодаря единству ее духовной материи акт познания, зарождающийся в вегетативной и сенситивной частях души, продолжается в ее разумной части, где и формирует понятие вещи. При этом О. особо подчеркивает интенционально-волевую направленность познающего субъекта на постигаемый объект: процесс познания фактически трактуется им как акт воли, не зависящий от оценки, выносимой объекту со стороны разума. Именно воля, следовательно, является первопричиной душевного единства и активности; и отличие людей от прочих творений состоит не в присущем им интеллекте, но в неотъемлемом обладании свободой волевых актов.
Соч.: Summa quaestionum in secundum librum Sententiarum / Ed. B. Jansen (Bibliotheca Franciscana Scholastica Medii Aevi IV–VI). Quaracchi, 1922–1926; Tria Scripta sui ipsius apologetica / Ed. D. Laberge // Archivum franciscanum historicum 28 (1935), 115–155, 374– 407 et 29 (1936), 98–141, 365–395; De perlegendis philosophorum libris / Ed. F.M. Delorme // Antonianum 16 (1941), 31–44; De Domina / Ed. D. Pacetti. Quaracchi, 1954. Лит.: Bettoni E. Le doctrine filosofiche di Pietro di Giovanni Olivi. Milan, 1960; Emmen A., Simoncioli F. La Dottrina dell’Olivi sulla contemplazione // Studi Francescani 60 (1963), 382–445 e 61 (1964), 108–167; Partee C. Peter John Olivi: Historical and Doctrinal Study // Franciscan Studies 20 (1960), 215–296. А.М. Шишков