ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА ОПЫТНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Найдено 1 определение
ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА ОПЫТНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
интеллектуальное движение преподавателей Оксфордского университета XIII–XIV вв. Оксфордская школа представляет собой четыре поколения ученых, связанных между собой отношениями учитель – ученик, наследующих научную проблематику и методы научного исследования. Их научные работы посвящены экспериментальным исследованиям в области естествознания, математизации физических процессов и созданию общей теории света, являющей собой результат применения аристотелевских идей к проблемам оптики. Роберт Гроссетест (представитель первого поколения) – основатель Оксфордской школы, доктор теологии, президент Оксфорда, епископ Линкольнский, почитавшийся при жизни и после смерти как святой. Он известен как блестящий переводчик с латинского и греческого языков, своими самостоятельными переводами Аристотеля привнес своеобразие английской интеллектуальной традиции. В его концепции метафизики света гармонично сочетаются августиновский платонизм и аристотелизм грекоарабского естествознания, т. е. спекулятивное постижение истин о первоосновах бытия посредством интеллигибельного света разума и оперативное постижение этих истин посредством эмпирического наблюдения за явлениями природы. Неотъемлемой частью познания истины Р. Гроссетест провозглашает «путь опыта» (via experientiae), но сам опытными наблюдениями не занимался.
Адам Марш и Роджер Бэкон (второе поколение) – непосредственные ученики Роберта Гроссетеста. Адам Марш – первый францисканец среди преподавателей факультета свободных искусств Оксфордского университета, талантливый математик – развил учение о свете своего учителя в доктрину «мультипликации видов» (умножение вещей происходит по мере воздействия света на материю), но в дальнейшем занимался только церковной и дипломатической карьерой. Роджер Бэкон, ведущая интеллектуальная фигура европейского Средневековья, получил от современников прозвище «удивительный доктор» (doctor mirabilis). Именно благодаря его работам «путь опыта» окончательно превратился в «экспериментальную науку» (scientia experimentalis). Он известен резко негативным отношением к отвлеченным теолого-философским спекуляциям, первым начал говорить об овладении человеком тайнами природы с целью достижения наибольшего земного могущества, заявил, что «без опыта невозможно ничего знать в достаточной мере». Его трактат «О мультипликации видов» посвящен проблеме математизации физики, ибо математика – единственная из наук, дающее «знание предельно достоверное и несомненное». Его завершающее произведение «Большое сочинение» выступает в качестве энциклопедии средневековой науки. Как ученый-экспериментатор, Р. Бэкон большое внимание уделял исследовательским инструментам – зеркалам и линзам. Ему приписываются изобретения камеры-обскура, очков, подзорной трубы, а также самодвижущихся повозок и пороха. Иоанн Пеккам (представитель третьего поколения) – выпускник Оксфордского университета, ставший архиепископом Кентерберийским, преподаватель теологии, написавший несколько математических трактатов, посвященных оптическим проблемам: устройству глаза, принципам и психологии зрения, законам распространения света и его отражения. Фома Брадвардин (и его «школа калькуляторов») представляет четвертое поколение. Декан Мертон-колледжа при Оксфордском университете, также ставший архиепископом Кентерберийским. В своих исследованиях он пытался найти математический способ описания движения тел, первым сформулировал определение скорости как некоего качества, чья интенсивность подвержена математическому исчислению, создал учение о пропорциональном соотношении скоростей движения; вывел формулу, согласно которой все отношения в мире пропорциональны, т. е. создал общее учение о пропорциях. Его ученики из Мертон-колледжа попытались распространить учение о пропорциях на все области научных исследований, за что и получили название калькуляторы (calculators), т. е. «вычислители». К. В. Яковлев

Источник: История философии науки и техники.