ОККАЗИОНАЛИЗМ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОККАЗИОНАЛИЗМ
лат. occasio -случай) - религ.-идеалистич. течение в зап.-европ. мысли 17 в. О. отрицал возможность взаимодействия духа и тела, рассматривал его в каждом случае как результат непрерывного божеств. вмешательства. Франц. философ Н. Мальбранш привел О. к отрицанию естеств. причинности вообще, признанию постоянного воздействия бога на мир единственным источником всех причинных связей.

Источник: Атеистический словарь

Окказионализм
 (лат. occasio — случай) — религиозно-идеалистическая доктрина 17 в. (Кордемуа, Гейлинкс), пытавшаяся преодолеть необъяснимость взаимодействия души и тела, к к-рой неизбежно приводит дуализм Декарта, при помощи объяснения всех психических и физических явлений и их взаимодействия прямым вмешательством бога. Фр. спиритуалист Мальбранш довел О. до признания всякой причинной обусловленности вообще божественным актом.

Источник: Философский словарь. 1963

ОККАЗИОНАЛИЗМ

(от лат. occasio - случай) - отрицание причинного взаимодействия сотворенных вещей, со ссылкой на Бога - единственную подлинную причину всего существующего. Сторонники окказионализма вместо причин реальными признавали только благоприятные случаи ("оказии"), которые Бог использует как поводы явить свое действие. В частности, единство тела и души при жизни человека (а это одна из труднейших философских проблем) объяснялось здесь непрерывным действием помощи Божией.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ОККАЗИОНАЛИЗМ
лат. occasio— случай) — религиозно-идеалистическая доктрина 17 в. (И. Клауберг, А. Гейлинкс), пытавшаяся преодолеть необъяснимость взаимодействия души и тела, к к-рой неизбежно приводит дуализм Декарта, ссылкой на прямое вмешательство бога, своей волей якобы синхронизирующего и гармонизирующего события, наз. причинами и следствиями. Фр. спиритуалист Мальбранш довел О. до признания обусловленности каждой причинно-следственной связи отдельным божественным актом. Лейбниц попытался преодолеть О. своим вариантом концепции предустановленной гармонии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОККАЗИОНАЛИЗМ
(Okkasionalismus; от лат. ocassio — «случай») — учение о случайных причинах, в основе которого лежит идея дуализма тела и души. Тело и душа не могут взаимодействовать друг с другом (как полагает Декарт); Бог вызывает «в случае» телесных движений психические состояния, «в случае» же волевых актов — мышечные движения. Главными представителями окказионализма, который в зачаточном виде может быть найден уже у арабского философа Газали, являются Арнольд Гейлинкс и Никола Мальбранш. Лейбниц разрешал проблему окказионализма с помощью предустановленной гармонии.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Окказионализм
(occasio случай, повод) — психологическое учение декартовской школы о связи между душою и телом. Так как, по учению Декарта, душа и тело совершенно разобщены, а потому и непосредственного взаимного влияния иметь не могут, то Гейлинкс, последователь Декарта, пришел к заключению, что взаимное влияние души и тела происходят только посредством могущества (concursus divinus) Божия; перемены же, происходящие в душе и, по-видимому, непосредственно обнаруживающиеся в теле или, наоборот, от тела переходящие на душу, служат собственно только поводом (occasio) для обнаружения божественной силы, навсегда взаимно приспособившей обе стороны нашего существа. Нынешний знаменитый физиолог Лёце довольно близок к этой теории.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ОККАЗИОНАЛИЗМ
от лат. occasio, род. падеж оссаsionis - случай, повод), направление в зап.-европ. философии 17 в., идеалистически решавшее поставленный дуалистич. философией Декарта вопрос о взаимоотношении души и тела. Представителями О. являлись И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Мальбранш и др. Неспособность картезианского дуализма (см. Картезианство) объяснить взаимодействие души и тела послужила исходным пунктом О., утверждавшего принципиальную невозможность их взаимодействия. То, что представляется телесной причиной мысли или волевого акта, в действительности, по учению О., есть не более чем «повод» для истинной «действующей» причины, какой может быть только бог. Взаимодействие тела и духа О. объявлял результатом непрерывного «чуда» - прямого вмешательства божества в каждом случае. Идеалистич. переработку картезианства завершил Мальбранш, к-рый выступил с утверждением невозможности естеств. влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В философии Лейбница О. был переработан в учение о предустановленной гармонии.

Источник: Советский философский словарь

ОККАЗИОНАЛИЗМ
лат. occasio - случай, occasionalis - случайный) - направление в западно-европейской философии 17 в., центрирующееся вокруг поставленной дуализмом Декарта проблемы соотношения души и тела и ориентированное на их трактовку как абсолютно разнородных, а потому не способных к взаимодействию. Классические представители - И. Клауберг (1622-1665), А. Гейлинкс (1625-1669) и др. Согласно О., взаимодействие между телом и духом может иметь место лишь в том случае, если вызвано внешней (как по отношению к телу, так и по отношению к духу) причиной - Богом. Наиболее последовательное выражение позиция О. нашла в философии Мальбранша, доведшего основоположения О. до их логического завершения и сформулировавшего тезис о невозможности не только влияния тела на душу (источником ее движений выступает лишь Бог как высшая духовная инстанция), но и тела на другое тело. Влияние идей О. может быть обнаружено в философии Лейбница (концепция предустановленной гармонии) и Юма (критика естественной причинности).
Т.Г. Румянцева

Источник: Новейший философский словарь

ОККАЗИОНАЛИЗМ
теория случайных причин, ярким примером которой является окказионализм Мальбранша. Во всех естественных причинах он видел лишь «оказию», в которой Бог — истинная причина всех вещей — проявил свою силу и мощь. Например, поскольку тело и дух — гетерогенные субстанции, которые не могут воздействовать друг на друга, то волевое решение может быть лишь окказиональной причиной появления в уме той или иной идеи; истинной же причиной наших поступков является Бог. То же самое, по Мальбраншу, можно сказать и о естественных причинах: разновидности движения в мире — лишь «феномены» изначальной и духовной силы, каковой является деятельность Бога. Но то же происходит (доктрина очень интересна с психологической точки зрения) и во взаимоотношениях «умов», т.е. людей: когда я говорю, другой может меня понять лишь с помощью силы, которая не исходит от меня, а действует в нем совершенно автономно; мой дискурс здесь — лишь окказиональная причина его понимания. Эта теологическая доктрина оказала значительное влияние на современных психологов и философов. Лучше всего теория окказиональных причин Мальбранша изложена Жозефом Моро в его Предисловии к «Переписке с Дорту де Мэра-ном».

Источник: Философский словарь

ОККАЗИОНАЛИЗМ
(лат. occasio – случай, повод) – направление в европейской философии XVII в., возникшее среди последователей Декартова дуализма. Среди его сторонников – нидерландский философ А. Гейлинкс (1625–1669) и Н. Мальбранш . С точки зрения О., материальный и духовный миры никак не взаимодействуют друг с другом; кажущаяся связь, существующая между явлениями материального и духовного мира, осуществляется посредством постоянного вмешательства Бога. Нет причинной взаимосвязи между телом и душой. Чувственные ощущения – не осознаваемые нами порождения духовной субстанции. Явления материального мира – повод, на основании которого они вызываются в нас Богом. Наши желания тоже только поводы, с помощью которых Бог приводит в движение наше тело. Материальная и духовная субстанции не просто отрываются друг от друга, но полностью лишаются самостоятельности: единственно действующим в мире оказывается Бог. Понятия свободы воли, греха, заблуждения не находят места в этой концепции.
Неразрешимые внутренние противоречия привели А. Гейлинкса к необходимости ввести понятие «длящегося мирового порядка», при котором раз и навсегда Божественная воля устанавливает связь одних вещей с другими. Душа в О. не связана с телом. Единственная сфера ее деятельности – самопознание, где реализуется связь с Богом. О. явился предельным развитием дуализма , в нем проявились все противоречия, скрывавшиеся в дуалистическом воззрении на мир.

Источник: Краткий философский словарь.

ОККАЗИОНАЛИЗМ
от лат. occasio — случай, повод) — направление в западноевропейской философии 17 в. Основные представители — А. Гейлчнкс, И. Клауберг, Н. Мальбранш. Отправляясь от разработанной Декартом концепции существования двух субстанций — мыслящей и протяженной, окказионалисты утверждали принципиальную Невозможность их взаимодействия. То, что представляется телесной причиной мысли или акта воли, на самом деле есть не более чем повод (occasio) для истинной причины, которой может быть только Бог.
Как психические состояния, возникающие под воздействием физических раздражителей, так и физические движения, производимые под влиянием определенных мыслей и ощущений, являются результатом непрерывного «чуда» — прямого вмешательства Божества. Последнее Мальбранш считал истинной причиной даже при взаимодействии тел: «Движущая сила тел... не находится в движущихся телах, ибо эта движущая сила не что иное, как воля Божья... Естественная причина не есть реальная и истинная причина, а причина случайная, определяющая решение творца природы действовать тем или иным образом в том или ином случае» (Разыскание истины, т. 2. СПб., 1904, с. 320). Проблемы, поставленные окказионалистами, были переосмыслены Лейбницем в его концепции предустановленной «умении (в частности, пример с двумя часами, идущими параллельно, но независимо друг от друга, Лейбниц позаимствовал у Мальбранша). Лит.: Введенский А. И. Декарт и окказионализм. Берлин— Пг.—М., 1922. См. также лит. к ст. Декарт, Картезианство.
Ю. Н. Попов

Источник: Новая философская энциклопедия

ОККАЗИОНАЛИЗМ
от лат. causa occasionalis – случайная причина) – направление в зап.-европ. философии 17 в., идеалистически решавшее поставленный дуализмом Декарта вопрос о взаимоотношении души и тела. Представителями О. являлись Клауберг, Гейлинкс, Мальбранш и др. Неспособность картезианского дуализма объяснить факты воздействия души на тело и наоборот послужила исходным пунктом О. и была истолкована им как принципиальная невозможность взаимодействия души и тела. То, что в опыте представляется телесной причиной того или иного действия или какой-либо мысли, в действительности, по учению О., есть не более чем "повод" для деятельности истинной "действующей" причины, какой может быть только бог. Тем самым О. объявлял взаимодействие тела и духа результатом непрерывного "чуда" – прямого вмешательства божества в каждом отдельном психич. состоянии, возникшем под влиянием физических раздражений, или, наоборот, физических движений под влиянием ощущений, мыслей, чувств, желаний и т.п. Идеалистич. переработку картезианства завершил Мальбранш, к-рый выступил с решит. утверждением невозможности влияния не только тела на душу, но и тела на тело. Тем самым он объявил бога единств. движущей силой не только при взаимодействии тела и духа, но и при взаимодействии тел. Т.о., от критики психофизич. причинности О. перешел к отрицанию естеств.-физич., материальной причинности вообще. Идеалистич. критика О. психофизич. и естеств. причинности стала одной из теоретических предпосылок, субъективно-идеалистич. критики причинности Юмом. Лит.: Введенский А. И., Декарт и О., Берлин – П.–М., 1922; Быховский Б. Э., Философия Декарта, М.–Л., 1940, с. 138–48; Lenoble R., Mersenne ou la naissance du m?canisme, P., 1943 (отрывки из соч. окказионалистов и библ.); Bontadini G., Studi su la filosofia dell´et? cartesiana, Brescia, 1947; Вalz ?., Cartesion studies, N. Y., 1951; Giасon С., La causalit? nel razionalismo moderno, Mil., 1954; С allot ?., Probl?mes du cart?sianisme..., Cardet–Annecy, 1956. В. Соколов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Окказионализм

Огромную роль в философской доктрине Декарта играло решение проблемы человека. Его методология и гносеология, весь круг его научных открытий свидетельствовали о силе и успехах человеческого мышления в постижении новых истин. В частности и в особенности, истин, углубляющих понимание тела человека. Но по мере этого углубления выявлялась загадочность человеческого духа, ничего общего не имеющего с материей, с механизмом физиологических реакций и тем не менее удивительно согласованного с ними. Психофизическая проблема — главная проблема психологической науки, в которую Декарт внес весомый вклад, — стала основным источником и главным проявлением его дуалистической метафизики. Картезий оставлял материальную и духовную стороны человеческого существа в независимости друг от друга и в то же время констатировал непрерывную согласованность их деятельности. Это решение породило идеалистическое направление в философии XVII в., получившее наименование окказионализма (лат. occasio — повод, случай).
Родоначальник окказионализма немецкий философ Иоганн Клауберг (1622-1665) углубил пропасть между телом и душой человека, подчеркнул невозможность взаимодействия между ними. Как Клауберг, так и нидерландский картезианец Арнольд Гейлинкс (1624—1669) провозгласили иррациональность связи души и тела, а подлинным источником согласованности физического и духовного начал в человеке признавали только волю Бога. Гейлинкс пояснял такую согласованность на примере двух часовых механизмов, однажды одновременно заведенных божественным мастером и с тех пор ни на йоту не отклоняющихся от установленной согласованности.
Наиболее подробно и по-своему основательно концепцию окказионализма развил французский картезианец Николай Мальбранш (1638-1715), автор произведений «О разыскании истины» (1675), а также «Беседы о метафизике и религии» (1688). Он отстаивал ту позицию, что подлинной причиной непрерывно осуществляющегося взаимодействия души и тела в реальном человеке следует считать только Бога. Многочисленные же случаи тех или иных изменений в теле — только повод (occasio), используемый Богом для того, чтобы вызвать то или иное изменение в душе. Полностью противопоставляя дух и тело — более решительно, чем это делал сам Декарт, — Мальбранш обращался к понятию Бога, в котором усматривал единственную сверхъестественную причину всех случаев духовно-телесного взаимодействия.
Деистическая, в принципе, позиция Декарта минимизировала роль внеприродного Бога во всех событиях природного и даже человеческого мира. Мальбранш, напротив, возвращался к августианско-волюнтаристическому понятию Бога. При этом его роль он мыслил максимальной не только в жизнедеятельности человека, но и во всем другом, на первый взгляд чисто природном бытии.
Декарт радикально-механистически трактовал материю и чисто телесную причинность. Общее в" масштабах всего мира причинение считалось результатом отдаленного божественного толчка. Конкретное же соударение вещей, как предполагалось, выявляет лишь их пассивную безынициативность, отсутствие собственных органических сил. Такая трактовка материи позволяла Мальбраншу отрицать объективность причинных связей между вещами. События и в телесном, и в духовном мире — прямое свидетельство того, что Бог есть единственно активное первоначало. "Движущая сила тел... не находится в движущих телах, ибо эта движущая сила не что иное, как воля Божья... Естественная причина не есть реальная и истинная причина, а причина случайная, определяющая решение творца природы действовать тем или иным образом в том или ином случае". Тем самым в этой «Философии случайности» (causa occasionalis — случайная причина) мир лишался самостоятельной целостности, которая полностью приписывалась Богу. Более того, самостоятельности лишалась и каждая единичная вещь. Она не могла поэтому стать причиной нашего понимания ее. Такое понимание возможно, согласно окказионалистам, лишь в силу идей нашей души, первопричиной которых тоже должен мыслиться только Бог (это тоже августинианский момент; он был частично свойствен и Декарту, а теперь повторялся уже в гносеологии Мальбранша). В свете сказанного понятна и основная философская позиция Мальбранша, подчеркнувшего в другом своем произведении, что следует не Бога низводить до мира, а мир вместе с человеком погружать в Бога. Эта позиция явно противопоставлена пантеизму Спинозы, который, правда, не отождествлял понятия Бога с материей, но, вводя понятие субстанции-природы, один из атрибутов которой составляла материя, до определенного предела мыслил человека сугубо натуралистически, а причинность — радикальномеханистически (по-картезиански). Видение же вещей — всего сущего в Боге, — которое провозглашал Мальбранш, впоследствии (в 1824 г.) было обозначено термином панэнтеизи. Позволительно назвать эту позицию мистическим пантеизмом, который совсем не переходит в натуралистический. Божественный абсолютизм, в сущности, всегда представляет актуальную бесконечность. Но Декарт противопоставлял ее эмпирической, потенциальной бесконечности, а актуально бесконечного Бога высоко поднимал над ней, делая первую, реальную бесконечность достаточно самостоятельной и непознаваемой. Мистический же пантеизм Мальбранша полностью лишал вещи реальной самостоятельности, а их причинность, в сущности, объявлял иллюзорной.
Этой позиции соответствовали и изменения, внесенные Мальбраншем в теоретико-познавательные принципы картезианства. Здесь он старался следовать рационализму Картезия, сохраняя требование ясности и отчетливости как основного критерия истинности.
Сохранял он и основное рационалистическое деление познавательных способностей на чувственное представление (включавшее воображение и память), деятельность которого выражается в восприятиях, и чистый разум, познающий посредством идей. Наличие чувственных восприятии открывает перед нами возможность убеждаться в существовании вещей. Однако их свойства могут быть ясно познаны только через идеи, коренящиеся в разуме. Они трактуются по-августиниански (и, следовательно, по-платоновски) -как не имеющие никакой связи с чувственными представлениями и являющиеся непосредственным воздействием Бога.
Душа человека, напротив, непосредственно постигается во внутреннем опыте благодаря чувственным образам самовосприятия, чисто психологически. Такое познание смутно. И тем более то же следует утверждать о познании Бога. Если для Декарта (а затем и для Спинозы) актуальная бесконечность абсолюта представляла максимально ясную идею нашего ума, то для Мальбранша, напротив, никакой ясностью она не обладала. Мистический пантеист скорее примыкал к апофатической теологии, убежденным сторонником которой был Николай Кузанский. Мистический пантеизм Мальбранша сочетался и с элементами теизма. Тем не менее его философская защита религии против наступавшего рационализма науки не удовлетворила католическую церковь, и произведения Мальбранша трижды (начиная с 1690 г.) вносились в папский «Индекс запрещенных книг».

Источник: История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая. Философия XV-XIX вв.)

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
10.48 мб

К истории картезианской традиции: окказионализм Кордемуа

Кротов Артем Александрович
Статья посвящена анализу взглядов одного из крупнейших представителей картезианства. Автор излагает философскую, лингвистическую, педагогическую концепции Кордемуа.