Окен, Лоренц

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ОКЕН Лоренц
(собственно Окенфус) — медик и натурфилософ; р. 1.8.1779 (Больсбах, Баден) — ум. 11.8.1851 (Цюрих); профессор в Иене (в 1819 вследствие требования правительства был вынужден отказаться от профессуры в Йенском университете), в Мюнхене и Цюрихе. В 1822 он учредил ежегодные собрания, а в 1830 — Общество немецких естествоиспытателей и врачей, в 1817—1848 издавал журнал «Isis». По своим философским взглядам Окен близок к Шеллингу и Гёте. Из божественного мышления, из божественного света вследствие его «затвердения» возникает, согласно Окену, природа с ее бытием и порядком. Благодаря действию оптических и электрических сил, из первоначальной слизи, обладающей клеточным строением, формируются организмы, а затем и человек как совокупность всех возможностей и органов жизни, в том числе души и духа. Позднее Окен все чаще и чаще стал выражать свои мысли посредством дерзких аллегорий и аналогий. Осн. соч.: Lehrbuch der Naturphilosophie, 1809, 1843; Lehrbuch der Naturgeschichte, 13 Bde., 1833—1841.
J. S. Schuster. O., der Mann und sein Werk, 1922; Strohl. L. O. u. G. Büchner, 1936; R. Zaunick. L. O. und Goethe, 1941.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Окен, Лоренц

1 августа 1779, Больбах — 11 августа 1851, Цюрих) — немецкий натурфилософ, естествоиспытатель. Выходец из крестьянской семьи. Окончил в 1804 медицинский факультет Фрейбургского университета. Посещал лекции Шеллинга в Вюрцбурге. Приват-доцент Геттингенского университета ( 1805). По ходатайству Гете был приглашен экстраординарным профессором в Йену, где читал лекции по натурфилософии, общей естественной истории, зоологии и сравнительной анатомии, физиологии животных и растений. Профессор Мюнхенского университета (1827). После конфликта с властями из-за своих выступлений в защиту свободы слова был вынужден переселиться в Швейцарию, где стал профессором и ректором Цюрихского университета. Издавал энциклопедический научный журнал «Isis» (Веймар, затем Рудольфштадт, 1817—48). По инициативе Окена был основан «Конгресс немецких естествоиспытателей» (Versammlung deutscher Naturforscher; впервые собрался в Лейпциге в 1822). Член Немецкой академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1818). Широкую известность получили многотомные учебники Окена по общей естественной истории и натурфилософии (в т. ч. в России, где усилиями Д. М. Велланского некоторые сочинения Окена были переведены на русский язык, а его идеи излагались как новейшее слово европейской науки и философии). Стиль этих учебников отмечался афористичной лапидарностью, в них давались широкие обобщения, затрагивавшие смысловую структуру всего мироздания и человеческого бытия. Испытав сильнейшее влияние натурфилософии Шеллинга, Окен рассматривал природу и дух как изначально тождественные, а жизнь — как присущую всей природе в целом. В своем «Учебнике натурфилософии» (Lehrbuch des Systems der Naturphilosophie, 3 Bde. Jena, 1809—11). Окен попытался показать все явления природы в их всеобщей взаимосвязи, исходя из принципа взаимодействия противоположностей во Вселенной. Учебник содержит 3738 небольших (в несколько строк) параграфов. 1-я часть — «Матезис» — содержит общие принципы натурфилософии, во 2-й части — «Онтологии» — излагается натурфилософское понимание генезиса Вселенной, возникновения небесных тел и мировых элементов, в 3-й части — «Биологии» (первоначальное название — «Пневматология») — говорится о возникновении жизни на Земле и формах жизни в царствах растений и животных.
Окену принадлежит целый ряд важных научных идей и открытий. Среди них — идея о генезизе органической природы из первичной «слизи», возникающей в мировом океане под воздействием солнечного света, основным «строительным материалом» которой является углерод (предвосхищение позднейших представлений о химическом составе «живого вещества»); идея о параллелизме между развитием зародыша живого организма и развитием животного мира в целом (филогенезом и онтогенезом); идея определения общих признаков структуры живых организмов; догадка о позвоночном происхождении черепа млекопитающих; догадки о том, что сложные живые организмы состоят из различных комбинаций простейших органических тел («инфузорий»).
Окен сыграл видную роль в распространении шеллингианства; многие ученые, близкие к «шеллингианской школе», восприняли идеи Шеллинга именно от Окена (в т. ч. Г. Фехнер). Соч.: Uber den Wfcrt der Naturgeschichte, besonders fur die Bildung der Deutschen. Jena, 1809; Allgemeine Naturgeschichte fur alle Stande, 13 Bde. Stuttg., 1833—45; Gesammelte Schriften. Programme zur Naturphilosophie. B„ 1939; в рус. пер.: О свете и теплоте, как известных состояниях всемирного элемента, пер. Д. Велланского. СПб., IS 16; Обозрение главных содержаний философического естествознания, начертанное из соч. Окена Д. Велланским. СПб., 1815.
В. Н. Пору с

Источник: Новая философская энциклопедия

Окен, Лоренц

(1 авг. 1779 – 11 авг. 1851) – нем. естествоиспытатель-натурфилософ, ученик и последователь Шеллинга. После окончания медицинского ф-та и защиты докторской диссертации был с 1807 профессором в Иене. В 1828–32 – в Мюнхене, в 1832–1851 – в Цюрихе. О. занимался активной обществ. деятельностью, отстаивая свободу слова; создал и более 30 лет издавал журн. "Isis oder Encyclop?dische Zeitung". В 1822 О. организовал первый съезд нем. естествоиспытателей и врачей. Задачей натурфилософии, изложенной в кн. "Учебник натурфилософии" ("Lehrbuch der Naturphilosophie", Bd 1–3, Jena, 1809–11, 3 Aufl., Z., 1843), является, по О., изучение возникновения Вселенной (космогения), Земли (геогения) и органич. мира (органогения). Натурфилософия О. носит деистич. характер: богу он приписал лишь создание первичной материи – эфира. Космогения и геогения О. сводится к представлению о том, что эфир (или "огонь") под действием полярных сил разделяется на легкую (космическую) и тяжелую (земную) материю, состоящую из элементов (водорода, кислорода и углерода). Эти представления О. несут на себе следы влияния первых успехов органич. химии и физиологии растений. В органогении О. содержатся наряду с фантастич. представлениями и смелые догадки, предвосхитившие науч. открытия последующего времени (углерод как основа живой материи; предвосхищение теории клетки и др.). Пророч. смысл этих фантазий О., а также близость О. к идее эволюции органич. мира отметил Энгельс (см. "Анти-Дюринг", 1966, с. 7, прим.; "Диалектика природы", 1964, с. 15, 175, 176, 177). Подобно своим современникам Тидеману и Меккелю, О. приблизился и к идее повторения в индивидуальном развитии высших животных последоват. ступеней организации низших. Пользуясь шеллингианским методом аналогий, О. создал фантастич. классификации живых существ. Несмотря на фантастичность многих из этих аналогий, они сыграли известную положит. роль, в частности представление О. о том, что части черепа соответствуют позвонкам. Эту "позвоночную теорию" черепа, кроме О., отстаивал и Гете; она впоследствии возродилась в учении о метамерии головы позвоночных. Давая оценку нем. натурфилософии и имея в виду прежде всего О., Энгельс писал, что она "...заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями... При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 304–05). Большое влияние О. оказал на рус. философию нач. 19 в. (Велланского; М. Павлова; "любомудров" – Одоевского и Веневитинова; Максимовича; см. об этом в кн.: П. Н. Сакулин, Из истории русского идеализма..., т. 1, ч. 1, М., 1913, гл. 2). Соч.: ?bersicht des Grundrisses des Systems der Naturphilosophie, Fr./M., 1804; ?ber das Universum..., Jena, 1808; Allgemeine Naturgeschichte f?r alle St?nde, Bd 1–7, Stuttg., 1833–41, Register, Stuttg., 1842; Gesammelte Schriften, В., 1939; в рус. пер. – Обозрение главных содержаний филос. естествопознания..., СПБ, 1815; О свете и теплоте, как известных состояниях всемирного элемента, СПБ, 1816; Всеобщая естественная история для всех состояний, т. 5, [СПБ, 1836 ] (рец. в журн. "Сын отечества", 1836, ч. 182, и в газете "Северная пчела", 1836, No 285, 12 декабря). Лит.: Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина, т. 3, М.–Л., 1943, гл. 3; Бляхер Л. Я., История эмбриологии в России с сер. XVIII до сер. XIX в., М., 1955, гл. 10; его же, От "позвоночной теории" черепа к учению о метамерии головы позвоночных, в сб.: Анналы биологии, т. 1, М., 1959; Гайсинович А. ?., ?. ?. Вольф и учение о развитии организмов, М., 1961; Кацнельсон З. С., Клеточная теория в ее историч. развитии, Л., 1963; Ecker ?., L. Oken. Eine biographische Skizze, Stuttg., 1880; Sсhuster J., Oken. Der Mann und sein Werk, В., 1922; Strоh1 J., L. Oken und G. B?chner, ?., [1936 ]; Pfannenstiel M., ?auniсk R., L. Oken und J. W. Goethe, "Sudhoffs Archiv f?r Geschichte der Medizin und die Naturwissenschaften", 1938, Bd 31, H. 6; 1941, Bd 33, H. 3, 4; ?fannenstie1 M., L. Oken. Sein Leben und Wirken, Freiburg im Breisgan, 1953. Л. Бляхер. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.