в мифопоэтической традиции первозданные воды (см. Вода), из к-рых возникли земля и весь космос.
Океан (О.) выступает как стихия и заполняемое ею пространство, в различных олицетворенных формах (божественные персонажи, ср. Посейдон, Нерей, Тритон, Форкис, Аруна и др., и связанные с хаосом чудовища — Anon, Йамму, Левиафан и др.), а также как абстрактный умозрительный принцип. Индийский Варуна, олицетворяющий космический О,, отделяет космос от хаоса, связан и с разрушительными силами, и с плодоносящими водами, дарующими богатство. Греческий Океан, сын Урана и Геи, прародитель богов,— божество одноименной реки, омывающей землю.
Океан — одно из основных воплощений хаоса и даже сам хаос, существовал «вначале», до творения, к-рое ограничило О. в пространстве и во времени, но, согласно многим эсхатологическим мифам, космосу (земле) суждено погибнуть от вод О. (ср. мотив всемирного потопа).
В космогонических мифах из Океана возникает земля (ср., например, мифы об Эхе-Бурхан, Сэвэки и др.), в океане находится существо, способствующее порождению — сотворению мира (ср. Абзу, Тиамат, Намму, Нун). Характерен мотив появления земли от ме-шания вод О. небесным персонажем (ср. миф об Идзанаки и Идзанами, пахтанье О. мандарой), мифы о сдерживании Океана после создания земли и о попытках О. вернуть себе безраздельное господство (см. в ст. Ману, Атрахасис, Зиусудра, Гунъ, Юй, ср. Рагнарек).