ОГУРЦОВ Александр Павлович

Найдено 1 определение
ОГУРЦОВ Александр Павлович
(р. 14.9.1936) — спец. по методол. и филос. науки, истории науки, теории познания; д. филос. н., проф. Р. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1958). Работал в ИИЕТ АН СССР (1971-88). С 1988 - в ИФ РАН (прежнее название - ИФ АН СССР): ст., затем вед. н. с, с 1992 — зав. лабораторией «Аксиология познания и этика науки». С 1988 — рук. Центра методол. и этики науки, зав. отделом «Философия науки и техники». Канд. дисс. — «Отчуждение, рефлексия и практика» (1967). Докт. дисс. — «Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование» (1990). О. — ученый секретарь Научноред. совета «Новой философской энциклопедии» в четырех томах (М., 20002001). Лауреат Государственной премии РФ. В трудах О. исследуются проблемы отчуждения, специфики филос, понимаемой как рефлексия культуры, социокультурного образа науки, к-рый представляет собой рефлексию науки, выраженную: 1) в определ. концепциях науки, доминирующих в науч. сообществе в тот или иной период; 2) в познавательных моделях и метафорах, используемых науч. сообществом; 3) в выборе аксиол. оснований науч. деятельности. Дисциплинарная структура науки понимается как способ организации знания, связанный с университетской наукой и с филос, понятой как наукоучение. О. расмотрены разл. концепции истории естествознания, начиная с просветительской и кончая марке, (в соавт. с Б.М.Кедровым). Исследуются соц. история науки, ее разл. стратегии — макроаналитическая и микроаналитическая. Дается анализ как дисциплинарной организации науч. знания, так и междисциплинарных иссл. тех изменений, к-рые происходят «на переднем крае» науки (новых форм организации науч. сообщества, «невидимых колледжей», науч. школ и др.). Проанализированы взаимоотношения науки и власти, в частности тоталитарной власти. В последние годы О. занимается проблемами филос. природы, филос. культуры и филос. образования. Им переведен ряд работ Э. Гуссерля. В иссл. по филос. культуры (соавт. С. С. Неретина) показано усложнение рефлексии о культуре в XX в., превращение культуры в универсальный способ обоснования филос. и даже теологии в прошлом веке. Универсализация культуры в филос. XX в. привела к формированию социокультурного образа науки, к-рая существует наряду с гносеолого-методол. подходом в филос. науки и конкурирует с ним. Социокультурный образ науки существенно трансформирует прежние проблемы (в частности проблему универсалий) и выдвигает новый круг проблем (релятивизация знания, объективности знания, несоизмеримости теорий, фундаментальной роли языка, аксиол. обоснования знания и др.). Продолжается изучение тех сдвигов, к-рые произошли в методол. и филос. науки XVIH-XX вв., в заруб, филос. образования за последние десятилетия.
Соч.: Отчуждение и человек // Человек, творчество, наука: Философские проблемы. М., 1967; Отчуждение // Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967; Рефлексия // Там же; Феноменология // Там же. Т. 5. М., 1970; Этапы интерпретации системности научного знания (античность и Новое время) // Системные исследования-1974. М., 1974; «Философия природы» Гегеля и ее место в истории философии науки // Г.-Ф.-В. Гегель. Энциклопедия философских наук. Философия природы. М., 1975; Марксистская концепция истории естествознания (XIX век). (В соавт.). М., 1978; История естествознания, идеалы научности и ценности культуры // Наука и культура. М., 1984; Марксистская концепция истории естествознания (первая четверть XIX века). (В соавт.). М., 1985; Исторические типы дискуссий и становление классической науки // Роль дискуссий в развитии естествознания. М., 1986; Уровни дисциплинарной организации науки и взаимодействия между учеными // Дисциплинарность и взаимодействие наук. М., 1986; Дисциплинарная структура науки. М., 1988; От социологии знания к социологии науки // Современная западная социология науки. М., 1988; Этнометодология и этнографическое изучение науки // Там же; Подавление философии // Суровая драма народа. М., 1989; Великая Французская революция и наука // ВФ. 1989. № 3; Научный дискурс: власть и коммуникация (дополнительность двух традиций) // ФИ. 1993. Вып. 3; Неизвестный Н. И. Бухарин // ВФ. 1993. № 6; Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // ВФ. 1994. № 3; Философия науки эпохи Просвещения. М., 1994; Аксиологические модели в философиии науки // ФИ. 1995. Вып. 1; От натурфилософии к теории науки. М., 1995; Философия природы: Коэволюционная стратегия. (В соавт.). М., 1995; Благо и истина: точки схождения и расхождения // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998; Время культуры. (В соавт.). СПб., 2000; Философия науки в XX веке (статья первая) // Философия науки. Вып. 6. М., 2001; Статьи: Абсурд, Адлер А., Апель К.-О., Апоретика, Бессмертие, Биографический метод, Брюнсвик Л., Банзен Ю., Баадер Б., Вкус, Другой, Движение и др. (всего 68) // НФЭ: В 4 т. М., 2000-01; Методология науки: проблемы и история. (Соред.): 1. История методологии науки: реальные и виртуальные трудности. 2. Развитие методологии сознания ученых XIX века и проблемы методологии науки. М., 2003; Образы образования. (Западная философия образования). XX век. (В соавт.). СПб., 2004; Методология науки: Статус и программа. Эмпиристская и трансценденталистская интерпретации причинности: М. Шлик и Э. Кассирер. М., 2005; Пути к универсалиям. (В соавт.). СПб., 2006; История культурологии. Учебник. (В соавт.). М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009