ОГОРОДНИКОВ Юрий Александрович

Найдено 1 определение
ОГОРОДНИКОВ Юрий Александрович
(р. 6.7.1932) — спец. в обл. соц. филос, эстетики, филос. образования; д. филос. н., проф. (1992). Р. в с. Кайлы, Омской обл. Окончил филол. отдел, ист.филол. ф-та Томского гос. ун-та. Работал на Омской и Центр, студиях телевидения, в НИИ высшей школы; проф., зав. кафедрой психол., этики и социол. управления Высшей школы управления агропромышленного комплекса. В наст, вр. — проф., зав. лабораторией «Философия и социология образования» Моск. гор. пед. ун-та. Докт. дисс. — «Искусство и его роль в социализации человека» (1996). О. занимается филос. искусства, филос. образования, проблемами духовности. Обосновал необходимость введения в науч. оборот понятий «единосущность явлений мира», «бытийное сознание» как специфически человеческое (вбирание сознанием бытия в целом и оценка жизнедеятельности на такой основе). Развил понимание социализации как развития в индивиде родовой человеческой сущности. Выдвинул гипотезу о красоте мыслительных образов, играющих роль первичного критерия в выборе вариантов науч. решения. Вопреки бытовавшей и бытующей тенденции к чрезмерной идеологизации искусства, осуществил онтол. подход к его сущности: искусство - представленность бытия, гармонического единства его противоречий, его вечности, величия, масштабов в худож. произв. Выраженность таких свойств есть прекрасное. В представленности масштабов бытия, гармония и красота — отличие искусства в его шедеврах от др. видов человеческой деятельности, не внешняя сторона, а его суть. О. разделил функции искусства на специфические (вытекающие из свойств искусства: одухотворение и гармонизация индивида и об-ва) и неспецифические (разделяемые некоторыми видами искусства с др. формами человеческой деятельности: познание мира, соц. оценки, мировоззрение и т. д.), что позволяет определить место неспецифических для искусства функций (они попутны и свойственны не всем видам искусства). О. выдвинул понимание образования не как обучения, а как «создания» человека, формы развития его сущностных свойств, без чего у индивида не развиваются в достаточной полноте необходимые свойства человека.
Соч.: Художественная культура человека. М.,1990; Особенности восприятия искусства. М., 1991; Роль искусства в социализации человека. М., 1991; Эстетика и этика в научной деятельности. М., 2003; Онтологическая природа художественности А. С. Пушкина// Творчество А. С. Пушкина в контексте русской и мировой культуры. М., 2000; Борьба за философию — борьба за человека // Вестник Моск. гос. пед. ун-та. 2004. № 1; Красота как критерий истины в научном исследовании // Философские проблемы науки и образования. М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009