ОДНОВРЕМЕННОСТЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Одновременность
понятие, существующее только в классическом ньютоновом мире, в котором абсолютизированы время и пространство, а потому все (факты, явления, процессы, события и т. д.) происходящее в данный момент в пространственно разделенных точках — одновременно; данное свойство событий отсутствует в релятивистском мире Эйнштейна — Минковского, в котором время неразрывно с пространством. (См. также Мировая линия, мир Минковского).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ОДНОВРЕМЕННОСТЬ
совпадение во времени событий, отделенных одно от др. в пространстве. В классической механике существовало представление об абсолютном пространстве и времени, о едином потоке времени, единообразно протекающем повсюду и состоящем из мгновений, каждое из к-рых наступает во всем пространстве. Это представление основывалось на допущении бесконечной скорости распространения световых сигналов. Относительности теория, исходя из конечности скорости света, отказалась от понятия абсолютной О. Отождествление моментов времени двух событий имеет смысл, когда эти события рассматриваются в пределах некрой определенной системы отсчета. События, одновременные в одной системе отсчета, оказываются неодновременными в др. системе отсчета.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОДНОВРЕМЕННОСТЬ
отношение, к-рое совместно с порядка отношениями "раньше" и "позже" выражает временн?ю структуру событий. Создание относительности теории коренным образом изменило понимание О., сложившееся в классич. дорелятивистской физике и господствовавшее в естествознании. В классич. физике признавалось существование абсолютных пространства и времени, свойства к-рых не зависели от материальных взаимодействий, от движения материи и к-рые являлись уникальными системами отсчета. Временной порядок событий определялся "течением" абсолютного времени. Отношение О. выражало принадлежность нек-рой совокупности событий к одной и той же "точке-мгновению" на "шкале" абсолютного времени. О. событий была абсолютной как в смысле уникальности, так и в смысле всеобщности этого отношения, т.е. каждому событию, произошедшему в данной точке пространства, соответствовало одно-единственное одновременное с ним событие в др. точке, а события, одновременные в одной системе отсчета, оставались таковыми в любой др. системе независимо от взаимного движения этих систем. В специальной теории относительности, согласно определению А. Эйнштейна, события считаются одновременными в том случае, если световые сигналы, идущие от них, встретятся точно посередине разделяющего их расстояния. В силу постоянства скорости света устанавливаемое данным определением отношение О. не является абсолютным в смысле всеобщности, т.е. события, одновременные в одной системе отсчета, в др. системах, находящихся в состоянии движения по отношению к данной, одновременными уже не будут. Определение А. Эйнштейна сохраняет абсолютную (в смысле уникальности) О. в рамках одной и той же системы отсчета, т.е. для событий неподвижных относительно друг друга. Это означает, что событию, произошедшему в одной точке пространства данной системы, в др. точке этой же системы будет соответствовать одно-единственное одновременное с ним событие. Однако эта абсолютная в смысле уникальности О. в рамках одной системы отсчета устанавливается, как отмечает Эйнштейн, по определению, т.е. имеет до известной степени условный характер. Оба положения специальной теории относительности, а именно, отрицание абсолютности отношения О. в смысле всеобщности, а также утверждение о возможности установления абсолютной в смысле уникальности О. только на основании определения вызвали продолжительную дискуссию вокруг их филос. интерпретации. В релятивистской физике, к-рая отказывается от абсолютных пространства и времени, временные отношения между событиями определяются наличием или возможностью существования между ними материальных взаимодействий. Все те события, на к-рые данное событие воздействует или может воздействовать, происходят по отношению к нему абсолютно позже, те же события, к-рые воздействуют или могут воздействовать на него, происходят абсолютно раньше. С т. зр. специальной теории относительности для любого события, происходящего в к.-л. точке пространства, в любой др. точке пространства существует нек-рое множество последовательных событий, с к-рыми оно принципиально не может взаимодействовать вследствие наличия разделяющего их расстояния и конечной скорости передачи взаимодействия. Для таких событий временн?й порядок не определен: они происходят ни "до", ни "после" друг друга, и их естественно рассматривать как одновременные. Такие события иногда называют также "квазиодновременнымй" или "потенциально одновременными". Т.о., отношение О. фактически теряет абсолютный характер не только в смысле всеобщности, но и в смысле уникальности. Это означает, что любому событию в данной точке пространства в др. точке будет соответствовать не одно-единственное одновременное с ним событие, а нек-рое множество одновременных с ним событий. Объем этого множества определяется такими факторами, как расстояние между точками пространства, в к-рых происходят рассматриваемые события, взаимная скорость материальных систем, если речь идет о событиях, происходящих в разных системах отсчета, и предельный характер скорости света. Определение Эйнштейна выбирает из этого множества объективно-одновременных событий одно-единственное, к-рое рассматривается как абсолютно (в смысле уникальности) одновременное по отношению к данному. Однако оно не отличается от др. событий этого множества в том смысле, что эти события так же, как и оно, принципиально не могут взаимодействовать с данным событием. Временн?й порядок конкретных физич. событий устанавливается в теории относительности уже на основании данного определения одновременности при условии выбора системы отсчета. Т.о., признание относительного характера О. в релятивистской концепции времени является неизбежным следствием понимания временных отношений как нек-рых свойств реальных взаимодействий между материальными системами и признания конечного характера скорости распространения этих взаимодействий. Лит.: Эйнштейн ?., К электродинамике движущихся тел, в сб.: Принцип относительности, [М.–Л., 1935 ]; его же, Сущность теории относительности, М., 1955; Фок В. ?., Против невежественной критики совр. физич. теорий, "ВФ", 1953, No l; его же, Теория пространства, времени и тяготения, М., 1961; Александров А. Д., Теория относительности как теория абсолютного пространства-времени, в сб.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1959; Штейнман Р. Я., Пространство и время, М., 1962; Рейхенбах Г., Направление времени, пер. с англ., М., 1962; Уитроу Дж., Естественная философия времени, пер. с англ., М., 1964; Robb ?., The absolute relations of time and space, [Camb. ], 1921; Reichenbach ?., The philosophy of space and time, N. Y., [1958 ]. Ю. Молчанов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ОДНОВРЕМЕННОСТЬ
существование разных событий в один и тот же момент времени. В классической физике признавалась абсолютная одновременность событий, протекающих в сколь угодно удаленных друг от друга точках мирового пространства. Это оз начало, что все события мироздания однозначно делятся на про шедшие, настоящие и будущие. Подобные представления оставались общепринятыми, пока не появи лась позитивистская идея о необходимости их экспериментальной провер ки и обосно вания. Анализ пока зал, что в их основе лежит только априорная уверенность в том, что одновре менными являются те события, которые могут быть охвачены единым актом сознания. В реальной действитель ности абсолютная одновременность и однозначное деление всех собы тий на прошедшие, настоящие и будущие оказыва ются эмпирически до с товерными только при условии, что взаимодействие и обмен инфор ма цией между событиями происходит с бесконечной скоростью. При лю бых конечных скоростях взаимодействия требование эмпирической про веряемости временных отношений между событиями приводит к по явле нию класса событий, между которыми не существует отношения «раньше (позже), чем» и характер временных отношений между ними оказывается неоп ределенным. В специальной теории относительности (СТО) одновременные пространственно удаленные друг от друга собы тия выявляются в ходе синхронизации связанных с этими события ми часов. Предложенная А. Пуанкаре и использованная А. Эйнштейном при разработке СТО процедура синхронизации пространственно удален ных друг от друга часов сводится к следующему. Пусть в точке А имеются некоторые часы и «точно такие же часы» име ются в точке В. Тогда наблюдатели в точках А и В будут фиксировать события в «А-времени» и «В-времени»… Общее для точек А и В время, считает А. Эйн штейн, можно установить, если ввести определение, что «время», необходимое для прохождения света из А в В, равно «времени», требуемому для прохожде ния света из В в А (Эйнштейн, СНТ, т. 1, с. 9). Пусть в момент tA по «А-вре мени» луч света выхо дит из А в В, отражает ся в момент tB по «В-времени» от В к А и возвращается назад в А в мо мент tA1 по «А-времени». При этих условиях практически добиться того, чтобы часы в точ ках А и В показывали одно и то же время, можно следующим образом. Пусть между наблюдателями, находящимися в точках А и В, имеется до говоренность о том, что наблюдатель в точке В в момент отражения си г нала от В к А выставляет на своих часах заранее договоренное с наблю дателем точки А показание, напри мер, 00 часов, 00 минут, 00 секунд. В этом случае наблюдатель в точке А знает, что часы в точке В в момент (tA1 - tA)/2 по часам точки А показывают 00 часов, 00 минут, 00 секунд, и может соответствующим образом скорректировать пока зания своих ча сов. В современной физике предполагается, что одинаковым об разом из готовленные и синхронизированные между собой часы, находясь в раз ных точках инерциальной системы отсчета, будут неограниченно долго показы вать одинаковое время. Именно такой смысл вкладывает А. Эйнштейн в понятие «одновре мен ность». Вполне естественно, что если указанным выше образом син хронизиро вать часы во всех точках инерциальной системы отсчета, то все они будут од номоментно показывать одно и то же время, и мы вве дем неко торый аналог абсолютного времени, в котором существует «абсолютная одно временность» (одни и те же показания ча сов) и однозначное деление всех собы тий на прошедшие, настоящие и будущие. Однако подобная «одновременность» событий в масштабах всей инерциальной системы не имеет в физическом мире практи че ского значения, поскольку при таком способе разграничения всех со бы тий на прошедшие, настоящие и будущие далеко не для всех событий разнесенность их в разные времена означает возможность установления одно значных причинно-следственных связей между ними. Так, например, все собы тия, которые имели место в точке А в период, начиная с момента посылки све тового сигнала в точку В и до возвращения в точку А отраженного сигнала, не могут иметь причинно-следствен ных связей с событиями, которые имели место в точке В в момент отражения пришедшего из точки А светового сигнала. В литературе, посвя щенной философским проблемам теории относи тельности, понятие «од новременность» получило более широкое толкование, а именно как со вокупность таких событий, между которыми не может быть причинно-следственных связей, а следовательно и однозначных временных отношений, если временные отношения между событиями связы вать с реальными или, по крайней мере, потенциально возможны ми между ними причинно-следственными связями. При таком причин ном определении временной последовательности событий все те собы тия, между которыми не могут существовать материальные взаимодейст вия, можно рассмат ривать как релятивистский аналог «всемирной одновременности ньюто новской физики»1 и называть либо «квазиод новре менными»2, либо «топологически одновременны ми»3. Учитывая это, одновремен ность, определенную как одинако вые показания синхронизированных между собой часов, можно назвать «формальной одно временностью». В физическом мире «формальная одновременность» не имеет физического смысла. Совершенно иначе обстоит дело в живом организме, в котором каждая клетка содержит копию одной и той же ге нетической программы, и если эта программа закодирована в единицах метаболического времени, то при существовании формальной одно вре менности все клетки организма могут точно одновременно совершать те или иные акты при условии, что счет единиц биологического времени ве дется непрерывно с самого начала эмбрио нального развития организма. Фрагмент монографии: Хасанов И.А. Время: природа, равномерность, измерение. - М.: Прогресс-традиция, 2001. С. 213-216. лит. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. - М.: Прогресс, 1969. С. 590. Уитроу Дж. Естественная философия времени. - М.: Прогресс, 1964. С. 431. Фок В.Ф. Теория пространства, времени и тяготения / Изд. 2-е, доп. - М.: Физматгиз, 1961. Ильгиз А. Хасанов

Источник: Время как объективно-субъективный феномен

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

Предисловие, одновременно введение в собрание философских сочинений автора проблема реализма и a pri

Якоби Ф. Г., Стросон П. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Как одновременно изучать социологию и эстетику рецензия на учебное пособие шатуновой Т. М. «Эстетика

Саенко Наталья Ряфиковна
Читать PDF
0.00 байт

Механизм реализации одновременности

Васильев Николай Геннадьевич, Васильев Дмитрий Николаевич
Актуальность и цели. Понятие одновременности всегда занимало центральное место в механике и физике.