Одиссей Улисс
Одиссей Улисс
лат. Vlixes). В греческой мифологии - царь острова Итака, сын Лаэрта и Антиклеи, отец Телемаха, муж Пенелопы. Имеет длительную историю. Первоначально был олицетворением героя, отличавшегося умом и хитростью. Эти черты связывались с его родословной. Так, его дед Автолик считался клятвопреступником и вором. Отцом Автолика был бог Гермес, они вместе творили хитрости. От Гермеса Одиссей унаследовал ум, практицизм, ловкость и хитрость. Первоначально Одиссей был персонажем авантюрных историй. Он описывался морским путешественником, которому грозила ежеминутная гибель, путешествия заносили его в потусторонний мир, он возвращался домой, когда его жена была на грани нового брака и т. д. Позднейшие события превращают его в героя Троянской войны. Особенно у Гомера появляются иные мотивы: он страдает от гнева богов по причине любви к Родине, стремится вернуться домой; его самостоятельность, непокорность судьбе воспринимаются богами как вызов, посягательство на их власть. Одиссей навлекает на себя ненависть богов — тем самым он начинает жить вопреки традициям. В его образе проявляются тенденции новой жизни, которые впоследствии приводят к образованию западной, европейской культуры. Тем самым Одиссей стоит у истоков такой культуры, которой не было в древнем земледельческом мире, он человек иной культуры. После включения Одиссея в круг вождей Троянской войны, он превращается в «разрушителя городов» - традиционной культуры. Его образ обрастает множеством новых характеристик. Гомер и другие творцы мифов еще не знают, к чему приведет такой новый для культуры человек. Пока он отличается тем, что умен, умеет выходить победителем из совершенно новых ситуаций. Хитрость и предприимчивость Одиссея - фиксация таких черт, которые потом превратятся в творческий характер личности тогда, когда цивилизация позволит человеку свое творчество проявлять не в хитрости, а созидании. Ряд исследователей (М. Петров) делают вывод, что античная цивилизация приводит к возникновению Европейской культуры потому, что в ее недрах возникает человек-универсал. Земледельческое общество существует при кастовом строе. Люди там закрепляются за специфическими родами деятельности, которым соответствует свой жесткий культ-ритуал. Человек вписан в них на всем протяжении жизни. Одиссей как человек античного мира совсем не таков. Одиссей могуч и силен - никто на Итаке не смог натянуть его лук, он искусно владеет копьем; в то же время он «велик душой», сердечен, его влечет домой тоска по родине, он превращается в гражданина. Кроме того, он владеет словом так, что никто не может с ним соперничать, он побеждает не только оружием, но словом и умом. Одиссей получает такие характеристики, как «безупречный», «многоумный». Его хитрость переходит в умение при помощи интеллекта разрешить ту проблему, которая возникает в реальном времени и отлична от традиционного образа жизни, не описана в мифе, предании, ритуале. Его жизнеописание наполнено нестандартными ситуациями, жизнь его - бесконечные новации. Например, он предпочел брак по любви — был женихом Елены, но отказался от своих притязаний и женился на ее сестре Пенелопе, которую полюбил; Одиссей из-за любви к жене и сыну стал первым дезертиром-симулянтом, под предлогом сумасшествия отказываясь от похода на Трою. Одиссей суров и жесток, как все герои из его окружения, но постепенно на смену им приходит интеллектуальный героизм. Можно еще и еще перечислять те приключения и подвиги, участником и автором которых был Одиссей. Главное - в его образе был описан человек новых исторических и культурных форм, предевропеец.
Источник: Человек и общество. Культурология
Одиссей (Улисс)
В древнегреческой мифологии Одиссей или Улисс ((Όδυσσεύς, Ulixes, Ulyxes, Ullyses) – любимый герой древнегреческого эпоса, сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы. Он царствовал на Кефалленийских островах, в группу которых входили Итака, Зама, Закинф, Дулихий, а также на Левкадском побережье, и считался одним из славных патриархальных царей древности.
О рождении Одиссея Роберт Грейвз пишет так:
«Одиссея, которого считают сыном Лаэрта, Антиклея, дочь «великого клятвопреступника и вора» Автолика, тайно зачала от Сисифа. Вскоре после его рождения Автолик пришел на Итаку и в первый же вечер своего пребывания, когда ужин уже кончился, взял ребенка к себе на колени. «Отец, дай ему имя», – попросила Антиклея. Автолик ответил: «За свою жизнь я настроил против себя многих царевичей, поэтому назову-ка я этого внука Одиссеем, что значит «свирепый», потому что быть ему жертвой моей вражды. Но если он придет однажды на гору Парнас попрекнуть меня, то я отдам ему часть того, чем владею сам, и умерю его гнев». Когда Одиссей возмужал, он, как подобает, посетил Автолика, но, охотясь со своими дядьями, получил от вепря рану в бедро и до самой смерти ходил со шрамом. Автолик выхаживал его, и Одиссей вернулся на Итаку с множеством обещанных даров».
Прежде чем отправиться на Троянскую войну, Одиссей принимал участие в походе на Мессению, где заключил дружбу с Ифитом, получив от него в подарок Евритов лук; на Тафе он получил от Анхиала для стрел яду, приобретя, таким образом, оружие, которое впоследствии не раз выручало его. Еще при жизни отца он принял власть над своим народом.
Незадолго до похода он женился на Пенелопе, дочери Икария и нимфы Перибеи. Некоторые говорят, что он это сделал по просьбе брата Икария по имени Тиндарей, который помог Одиссею победить в беге среди претендентов на руку Елены (состязания проходили на спартанской улице, называемой «Афета»). Пенелопу, которую прежде звали Арнея, или Арнакия, Навплий, по приказу ее отца, бросил в море, но стая уток с розовыми полосками на оперении не дала ей утонуть, накормила ее и помогла добраться до берега. Пораженные увиденным, Икарий и Перибея смилостивились, и Арнея получила новое имя – Пенелопа, что значит «утка». Выдав Пенелопу замуж за Одиссея, Икарий стал упрашивать его остаться в Спарте, а когда тот отказался, он долго шел за колесницей, в которой уезжали молодожены, и умолял свою дочь остаться. Одиссей, который до этого времени хранил молчание, повернулся к Пенелопе и произнес: «Или ты отправляешься на Итаку по своей воле, или, если тебе дороже твой отец, оставайся здесь, но уже без меня!» Вместо ответа Пенелопа лишь ниже опустила покрывало. Икарий, понимая правоту Одиссея, разрешил дочери уехать, а сам воздвиг изваяние в честь скромности, которое до сих пор можно увидеть в четырех милях от города Спарты как раз в том месте, где происходила эта сцена.
Едва родился у него первенец, Телемах, как Агамемнон с Менелаем прибыли на Итаку, чтобы пригласить Одиссея принять участие в походе на Трою. Несмотря на предсказание итакийца Галиферса, что лишь через двадцать лет удастся ему вернуться из похода, одиноким и нищим, Одиссей отплыл на 12 кораблях из Итаки, передав заботы о доме другу своему Ментору, сыну Алкима. Прежде чем двинуться общим походом под Трою, Одиссей, вместе с Менелаем, отправился к Приаму с требованием выдачи Елены, но получил отказ. В греческом лагере под Троей Одиссей занимал среднее место, между отрядами Ахилла и Аякса; здесь происходили собрания и творился суд, на которых Одиссей играл видную роль, как умный и изворотливый оратор.
Он убедил колеблющуюся рать греков, на 10-м году войны, остаться под Троей; заключил перемирие с троянцами; участвовал в примирительном посольстве, отправленном к разгневанному Ахиллу. Не меньше помогала ему отвага, хитрость и сообразительность; так, ночью он прокрался в троянский лагерь, схватил лазутчика Долона и угнал коней Реза. В сражениях и разных предприятиях он действует обыкновенно с Диомедом и Нестором; из богинь ему сопутствует всюду Афина, сохраняющая его во всех опасностях. По смерти Ахилла он получил, по решению войска, доспехи героя, как первый после него по уму и отваге. Особенные услуги он оказал грекам накануне взятия Трои; он находился в числе засевших в чреве деревянного коня, один из первых вышел из коня в город и подал сигнал к кровопролитию, убив третьего супруга Елены, Деифоба.
После разрушения Трои, Одиссей с Нестором и Диомедом отправился к Тенедосу, но скоро вернулся, чтобы вместе с Агамемноном отплыть в Грецию. Однако, случилось так, что он отплыл один, со своими 12 кораблями. Бури долго носили его по морю, заставляя блуждать по неведомым странам. Он посетил землю киконов, лотофагов, киклопов, Эола, лестригонов, остров Ээю, где жила волшебница Кирка (Цирцея), остров Сирен, спускался в подземное царство; миновав Сциллу и Харибду и остров Тринакрию, он попал на остров Огигию, где нимфа Калипсо держала его в неволе восемь лет; от Огигии он был занесен бурей, на обломке корабля, к феакам и только на 20-й год достиг своего родного острова. Возвратившись на родину, он нашел в своем дворце до 100 знатных юношей, которые, считая Одиссея умершим, неотступно просили руки жены его Пенелопы, расточая имущество отсутствующего господина. Переодевшись нищим, Одиссей пришел к пастуху Эвмею, где нашел Телемаха, только что вернувшегося с Пилоса, и открылся им обоим. Обдумав план мести, они пришли во дворец и перебили всех женихов Пенелопы. На этом оканчивается древнейшая легенда об Одиссее, насколько она известна из двух греческих эпопей – «Илиады» и «Одиссеи».
Позднейшие сказания являются распространениями древнейшей легенды, причем основной характер героя был дополнен новыми чертами. Одиссей у Гомера представлен умным, красноречивым, ловким, изворотливым, отважным, терпеливым героем; Одиссей позднейших мифографов – трусливый, лживый и коварный человек. Этиология связала основную черту его характера – коварство – с происхождением от Сизифа, который считался, по этой версии мифа, незаконным отцом героя (отсюдаОдиссей имеет прозвание Сизифид и Эолид). По рассказам мифографов, когда Паламед прибыл в Итаку за Одиссеем, последний притворился сумасшедшим – его нашли пашущим поле и сеющим соль. Чтобы испытать, действительно ли Одиссей сумасшедший, Паламед велел положить под плуг сына его Телемаха, увидев сына в опасности, Одиссей бросил плуг в сторону и тем выдал себя. За это впоследствии Одиссей отомстил Паламеду, оклеветав его, вследствие чего Паламед поплатился жизнью. На острове Скиросе Одиссей открыл Ахилла, скрывавшегося в женской одежде среди дочерей Ликомеда.
Когда греческое войско находилось в Авлиде, благодаря хитрости Одиссея была привезена в Авлиду из Микен Ифигения, которая обречена была на жертву Артемиде. Благодаря хитрости он овладел доспехами Ахилла, взял в плен Гелена; ему принадлежала идея деревянного коня. По позднейшим сказаниям, Одиссея убил его собственный сын Телегон. Н. О-кий.
О рождении Одиссея Роберт Грейвз пишет так:
«Одиссея, которого считают сыном Лаэрта, Антиклея, дочь «великого клятвопреступника и вора» Автолика, тайно зачала от Сисифа. Вскоре после его рождения Автолик пришел на Итаку и в первый же вечер своего пребывания, когда ужин уже кончился, взял ребенка к себе на колени. «Отец, дай ему имя», – попросила Антиклея. Автолик ответил: «За свою жизнь я настроил против себя многих царевичей, поэтому назову-ка я этого внука Одиссеем, что значит «свирепый», потому что быть ему жертвой моей вражды. Но если он придет однажды на гору Парнас попрекнуть меня, то я отдам ему часть того, чем владею сам, и умерю его гнев». Когда Одиссей возмужал, он, как подобает, посетил Автолика, но, охотясь со своими дядьями, получил от вепря рану в бедро и до самой смерти ходил со шрамом. Автолик выхаживал его, и Одиссей вернулся на Итаку с множеством обещанных даров».
Прежде чем отправиться на Троянскую войну, Одиссей принимал участие в походе на Мессению, где заключил дружбу с Ифитом, получив от него в подарок Евритов лук; на Тафе он получил от Анхиала для стрел яду, приобретя, таким образом, оружие, которое впоследствии не раз выручало его. Еще при жизни отца он принял власть над своим народом.
Незадолго до похода он женился на Пенелопе, дочери Икария и нимфы Перибеи. Некоторые говорят, что он это сделал по просьбе брата Икария по имени Тиндарей, который помог Одиссею победить в беге среди претендентов на руку Елены (состязания проходили на спартанской улице, называемой «Афета»). Пенелопу, которую прежде звали Арнея, или Арнакия, Навплий, по приказу ее отца, бросил в море, но стая уток с розовыми полосками на оперении не дала ей утонуть, накормила ее и помогла добраться до берега. Пораженные увиденным, Икарий и Перибея смилостивились, и Арнея получила новое имя – Пенелопа, что значит «утка». Выдав Пенелопу замуж за Одиссея, Икарий стал упрашивать его остаться в Спарте, а когда тот отказался, он долго шел за колесницей, в которой уезжали молодожены, и умолял свою дочь остаться. Одиссей, который до этого времени хранил молчание, повернулся к Пенелопе и произнес: «Или ты отправляешься на Итаку по своей воле, или, если тебе дороже твой отец, оставайся здесь, но уже без меня!» Вместо ответа Пенелопа лишь ниже опустила покрывало. Икарий, понимая правоту Одиссея, разрешил дочери уехать, а сам воздвиг изваяние в честь скромности, которое до сих пор можно увидеть в четырех милях от города Спарты как раз в том месте, где происходила эта сцена.
Едва родился у него первенец, Телемах, как Агамемнон с Менелаем прибыли на Итаку, чтобы пригласить Одиссея принять участие в походе на Трою. Несмотря на предсказание итакийца Галиферса, что лишь через двадцать лет удастся ему вернуться из похода, одиноким и нищим, Одиссей отплыл на 12 кораблях из Итаки, передав заботы о доме другу своему Ментору, сыну Алкима. Прежде чем двинуться общим походом под Трою, Одиссей, вместе с Менелаем, отправился к Приаму с требованием выдачи Елены, но получил отказ. В греческом лагере под Троей Одиссей занимал среднее место, между отрядами Ахилла и Аякса; здесь происходили собрания и творился суд, на которых Одиссей играл видную роль, как умный и изворотливый оратор.
Он убедил колеблющуюся рать греков, на 10-м году войны, остаться под Троей; заключил перемирие с троянцами; участвовал в примирительном посольстве, отправленном к разгневанному Ахиллу. Не меньше помогала ему отвага, хитрость и сообразительность; так, ночью он прокрался в троянский лагерь, схватил лазутчика Долона и угнал коней Реза. В сражениях и разных предприятиях он действует обыкновенно с Диомедом и Нестором; из богинь ему сопутствует всюду Афина, сохраняющая его во всех опасностях. По смерти Ахилла он получил, по решению войска, доспехи героя, как первый после него по уму и отваге. Особенные услуги он оказал грекам накануне взятия Трои; он находился в числе засевших в чреве деревянного коня, один из первых вышел из коня в город и подал сигнал к кровопролитию, убив третьего супруга Елены, Деифоба.
После разрушения Трои, Одиссей с Нестором и Диомедом отправился к Тенедосу, но скоро вернулся, чтобы вместе с Агамемноном отплыть в Грецию. Однако, случилось так, что он отплыл один, со своими 12 кораблями. Бури долго носили его по морю, заставляя блуждать по неведомым странам. Он посетил землю киконов, лотофагов, киклопов, Эола, лестригонов, остров Ээю, где жила волшебница Кирка (Цирцея), остров Сирен, спускался в подземное царство; миновав Сциллу и Харибду и остров Тринакрию, он попал на остров Огигию, где нимфа Калипсо держала его в неволе восемь лет; от Огигии он был занесен бурей, на обломке корабля, к феакам и только на 20-й год достиг своего родного острова. Возвратившись на родину, он нашел в своем дворце до 100 знатных юношей, которые, считая Одиссея умершим, неотступно просили руки жены его Пенелопы, расточая имущество отсутствующего господина. Переодевшись нищим, Одиссей пришел к пастуху Эвмею, где нашел Телемаха, только что вернувшегося с Пилоса, и открылся им обоим. Обдумав план мести, они пришли во дворец и перебили всех женихов Пенелопы. На этом оканчивается древнейшая легенда об Одиссее, насколько она известна из двух греческих эпопей – «Илиады» и «Одиссеи».
Позднейшие сказания являются распространениями древнейшей легенды, причем основной характер героя был дополнен новыми чертами. Одиссей у Гомера представлен умным, красноречивым, ловким, изворотливым, отважным, терпеливым героем; Одиссей позднейших мифографов – трусливый, лживый и коварный человек. Этиология связала основную черту его характера – коварство – с происхождением от Сизифа, который считался, по этой версии мифа, незаконным отцом героя (отсюдаОдиссей имеет прозвание Сизифид и Эолид). По рассказам мифографов, когда Паламед прибыл в Итаку за Одиссеем, последний притворился сумасшедшим – его нашли пашущим поле и сеющим соль. Чтобы испытать, действительно ли Одиссей сумасшедший, Паламед велел положить под плуг сына его Телемаха, увидев сына в опасности, Одиссей бросил плуг в сторону и тем выдал себя. За это впоследствии Одиссей отомстил Паламеду, оклеветав его, вследствие чего Паламед поплатился жизнью. На острове Скиросе Одиссей открыл Ахилла, скрывавшегося в женской одежде среди дочерей Ликомеда.
Когда греческое войско находилось в Авлиде, благодаря хитрости Одиссея была привезена в Авлиду из Микен Ифигения, которая обречена была на жертву Артемиде. Благодаря хитрости он овладел доспехами Ахилла, взял в плен Гелена; ему принадлежала идея деревянного коня. По позднейшим сказаниям, Одиссея убил его собственный сын Телегон. Н. О-кий.
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.