ОДИНОЧЕСТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Одиночество

Определенная степень изоляции как в пространстве, так и во времени существенна для создания независимости, необходимой для серьезной работы; должно быть нечто, обладающее для нас большей важностью, нежели восхищение толпы современников. Мы страдаем не от забвения теологических убеждений, а от утраты одиночества.

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

Одиночество
Не то же, что изоляция. Находиться в изоляции значит быть отрезанным от остальных людей – не иметь ни знакомых, ни друзей, ни любимых. Это ненормальное для человека состояние, почти всегда переживаемое крайне болезненно и несущее угрозу самой жизни человека. Напротив, одиночество – обычное наше состояние. Но не потому, что мы не поддерживаем связей с другими людьми, а потому, что эти связи не способны разрушить наше сущностное одиночество, вызванное тем, что каждый из нас имеет собственное бытие и должен в одиночку жить той жизнью, которой он живет. «Жизнь и смерть сближаются в мире нашего одиночества», – сказал Рильке. Это происходит не потому, что на свете нет любви, и не потому, что каждый умирает одиноким, а потому что никто не может любить и умереть вместо нас. «Мы умираем в одиночку», – говорит Паскаль. Он, конечно, не имел в виду, что человек умирает, брошенный всеми (во времена Паскаля такое вообще было немыслимо: вокруг умирающего собирались священник, родственники, друзья). Он имел в виду лишь то, что никто не в состоянии заменить нас на смертном ложе. По той же самой причине человек и живет в одиночку – ведь никто не проживет за него его жизнь. Следовательно, изоляция есть исключение, а одиночество – правило. Такова цена, которую мы платим за право быть собой.

Источник: Философский словарь.

ОДИНОЧЕСТВО
состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от др. людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.). В основном проявляется в трех формах: обыденной, экстремально-ситуативной и искусственной (экспериментальной и лечебной). Как психогенный фактор О. влияет на психику человека и вызывает появление острых эмоциональных реакций (в т.ч. тягостных переживаний, тревожности, депрессии, деперсонализации, галлюцинаций), изменение сознания и самосознания, индивидуальных и личностных особенностей человека. Тяжело переносится людьми различных возрастов. Особенно опасно в младенческом возрасте (см. Социализация). В значительной части случаев приводит к серьезным психопатологическим эмоциональным нарушениям, коррекция которых предполагает использование соответствующих психотерапевтических, медикаментозных и прочих воздействий. В ситуации острого переживания О. у людей формируются различные компенсаторные (защитные) реакции, формы поведения и общения, в которых важную роль играют внутренние диалоги с фантомтия в "критической О." Н. Гартмана; трансцендентальная О. неотомизма и др. С другой стороны, параллельно этой интерпретации О. развивается ее трактовка как философии природы, возвращающая термину его этимологическое изначальное значение и ориентированная на получение позитивных знаний о природе, исходя из нее самой: наивный реализм раннеантичных космогонии; имплицитно содержащаяся в средневековом номинализме установка на внетрансцендентальное постижение бытия; натурализм философии Ренессанса; ориентированная на тесное взаимодействие с естествознанием философия природы Нового времени и т.п. Вехой радикальной смены методологических ориентиров в истории О. явилась "критическая философия" Канта, задававшая новое понимание бытия как артикулированного в априорных познавательных формах, - вне которых невозможна сама постановка онтологической проблемы, в силу чего вся предшествующая О. оценивается Кантом как "догматизм" онтологизации ментальных конструкций. Кантовский антионтологизм был развит и радикализирован в позитивизме, оценивающем любое суждение метафизического характера как бессодержательное и не подлежащее верификации. Радикальная критика О. задает в философской традиции поворот от трактовки ее в традиционном смысле этого слова ("кризис О." 19 в.) к новой версии постановки онтологической проблемы. Понятие О., сохраняя свою семантику как учения о бытии, оказывается достаточно плюральным с точки зрения конкретного наполнения его объема. 19-20 вв. характеризуется интенцией трактовки в качестве онтологических таких феноменов, как психологические (традиция восходит к онтологической интерпретации "воли" в концепции Шопенгауэра); логические ("быть - значит быть значением связанной переменной" в логическом анализе Куайна); языковые ("действительность производится заново при посредстве языка" в лингвистической концепции Э. Бенвениста). В контексте этой установки О. конституируется на базе принципиальной релятивности, классическим выражением которой является "принцип онтологической относительности" Куайна: знание об объекте возможно только в языке определенной теории (Тn), однако оперирование им (знание о знании) требует метаязыка, т.е. построения новой теории (Тn+1), и т.д. Проблема О. трансформируется в результате как "проблема перевода", т.е. интерпретации логического формализма, однако его "радикальный перевод" в принципе невозможен, ибо "способ референции" объективности в суждении "не прозрачен" и, значит, неопределенен. Радикально новый поворот в интерпретации бытия связан с неклассической философией 20 в., экзистенциализировавшей онтологическую проблематику и задавшей человекоразмерные параметры ее артикуляции. Ушедший на второй план онтологический вопрос вновь актуализируется Хайдеггером, согласно позиции которого именно вопрос о бытии центрирует сознание индивида. Бытие конституируется у Хайдеггера как человеческое бытие - Dasein, Вот-Бытие в качестве чистого присутствия. Принципиальную значимость имеет для Хайдеггера различие между бытием и существованием, - человек выступает как "пастух бытия", слушающий глубинный зов онтологической полноты, обретающей в человеке свой язык и форму выражения. - И вне своего великого предназначения - "сказать Бытие" - человек есть не более, как "работающий зверь". Цель философии, в силу этого, заключается в возврате к "истине бытия", которое живет в языке ("язык - это дом бытия"). Феномен "ок-ликания бытия" оказывается центрально значимым и для экзистенциализма, конституирующегося как принципиально онтологическая (в новом смысле) концепция, снимающая с себя какой бы то ни было дидаксис и центрированная не на абстрактном ригоризме долженствования, но на человеческом быными партнерами, персонификация животных (гл. обр., домашних), различных предметов (книг, кукол и др.), разнообразных изображений (фотографий, картин, скульптур и др.), проявляющиеся в широких диапазонах нормы и патологии. Как явление социального порядка и проблема, О. получило особое распространение в современном мире (феномены "толпы одиноких"), существенно изменившем систему социальных связей и непосредственного ("живого") общения людей и отчасти подменившем эту систему различного рода суррогатами общения. О. может выступать и выступает как форма осознанного и неосознанного протеста, "бегства от действительности" и "внутренней эмиграции". В клинических целях О. (сенсорная изоляция) используется как метод лечения различных психических расстройств.
И.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
206.97 кб

Одиночество в условиях социальной трансформации современного общества (концептуальный анализ)

Рогова Евгения Евгеньевна
Тема статьи посвящена актуальной для глобализирующегося общества проблеме: социально-философского осмысления феномена одиночества.
Читать PDF
117.70 кб

Понятие «одиночество» сквозь призму философских категорий

Воскобойников Анатолий Эммануилович, Рашидова Тамила Ризвановна
Пытаться раскрыть тайну одиночества важно для того, чтобы реализовать в жизни его позитивный потенциал и нейтрализовать присущие ему негативные моменты.
Читать PDF
90.78 кб

Одиночество и социальная метафизика преступления

Нуреева Р. К.
В статье автор высказывает и обосновывает мысль, что отчаяние выступает как социально-метафизическая предпосылка многих совершаемых преступлений.
Читать PDF
278.16 кб

Одиночество и формы отчуждения человека в современном мире

Корнющенко-ермолаева Наталия Сергеевна
Статья посвящена философскому анализу проблемы одиночества в современной социальной реальности. Автор характеризует одиночество как способ существования человека в мире.
Читать PDF
411.14 кб

Одиночество как философская проблема

Рыжакова Елена Владимировна
Статья посвящена весьма актуальной и значимой теме проблеме одиночества. Автор рассматривает различные философские подходы к данному вопросу и предлагает новый взгляд на сущность феномена одиночества.
Читать PDF
94.80 кб

Одиночество Василия Розанова: вечное и плодоносное

Пигров Константин Семенович
Причины неоднозначности рассмотрения личности и творчества В. В. Розанова, своеобразии его религиозной философии и политических взглядов. В. В.
Читать PDF
261.66 кб

Страсть и одиночество

Воробьёв Дмитрий Олегович
В статье рассматриваются актуальные онтогносеологические проблемы: функция познания бытийственных феноменов страсти и одиночества, их взаимодействия и взаимовлияния.
Читать PDF
127.93 кб

Проблематика концепта «Одиночество» в истории социально-философской мысли

Меретукова Зурет Кимальевна
Проблема одиночества волновала умы человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня.
Читать PDF
195.34 кб

Одиночество как универсальная структура человеческого сознания

Фаррахов Айрат Фансафович
Рассматривается одиночество как часть экзистенции человека. Внутренняя изолированность человека – это основа любого индивидуального бытия как такового.
Читать PDF
194.28 кб

Одиночество как философская проблема

Рыжакова Е. В.
Статья посвящена весьма актуальной и значимой теме проблеме одиночества. Автор рассматривает различные философские подходы к данному вопросу.
Читать PDF
201.02 кб

К вопросу о взаимовлиянии и взаимообусловленности понятий «Отчуждение» и «Одиночество»

Курицына О. В.
Представлены теоретические подходы к пониманию одиночества и отчуждения, их взаимовлияния и взаимообусловленности. Отражена актуальность и необходимость их изучения.
Читать PDF
259.63 кб

Философия одиночества и одиночество философа

Пузанова Жанна Васильевна
The article deals with one of the most topical problems of our days the problem of loneliness. The article analyzes main aspects of philosophic and artistic approaches to loneliness.
Читать PDF
354.46 кб

Общение и одиночество: сфера разговора Н. Н. Страхова

Мотовникова Елена Николаевна
В статье рассматриваются социальные и экзистенциальные предпосылки и обстоятельства интеллектуального одиночества Н.Н. Страхова, русского литературного критика и философа-энциклопедиста XIX столетия.
Читать PDF
307.88 кб

Одиночество как модус трагедии

Порошенко Ольга Юрьевна
Статья посвящена анализу проблемы одиночества в контексте природы трагедии.
Читать PDF
412.16 кб

Одиночество как экзистенциал средневековой философии

Гагарин Анатолий Станиславович
Понятие «одиночество» рассматривается как экзистенциал, концентрирующий смысложизненную проблематику в аспекте феноменологической топики – в «точке» Я, окруженной личностными границами.

Похожие термины:

  • Проблема одиночества в философии ХХ века

    Социальная история человечества началась с того, что человек вырос из состояния единства с природой, осознав себя как существо, отдельное от окружающего мира и от других людей. В течение долгого в