ОДИН

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Один
Верховный бог асов в германской мифологии, покровитель ярлов (знатных людей в отличие от карлов — свободных людей). Бог войны и воинских сообществ, а также умерших, поэзии, магии, рун.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ОДИН
верховное божество сканд. мифологии, глава асов, супруг Фригг, отец Бальдра, Тора и мн. др. богов. О. - творец Вселенной и первых людей, бог ветра и бурь, позднее - бог войны, покровитель воинской дружины, торговли и мореплавания. Он живет во дворце Вальхалле (др.-сканд. Val-holl - чертог мертвых), куда валькирии переносят пуши павших в бою героев и где последние продолжают прежнюю героич. жизнь. У континент, германцев О. соответствовал Водан (Вотан).

Источник: Атеистический словарь

ОДИН
Сканд.) Бог сражений, древнегерманский Саваоф, то же, что
скандинавский Уодан. В "Эдде" он великий герой и один из
создателей человека. В древнем Риме он считался тем же, что и
Гермес или Меркурий (Будха), и поэтому современный Ориентализм
(сэр У. Джоунс) спутал его с Буддой. В пантеоне скандинавов он -
"отец богов" и божественная мудрость, и как таковой он конечно же
есть Гермес или творящая мудрость. При сотворении первого
человека из деревьев - Аск (ясень) и Эмбла (ольха черная) - Один
или Уодан наделил его жизнью и душой, Хонир - разумом, а Лодур -
формой и цветом.

Источник: Теософский словарь

ОДИН
(Odhin, Othin) - гл. божество сканд. мифологии, бог бури, дарователь победы, бог мертвых, создатель вселенной и людей (его пост, эпитет - всеотец), изобретатель и хранитель тайного (рунич.) письма и поэзии, хранитель знаний. Аристократич. культ О. противопоставлялся нар., земледельч. культу Тора. По нар. эпосу «Эдде», О. могуч, долговечен, но смертен. Он считался супругом Фригг, отцом Тора, Бальдра и мн. др. богов. Изображался одноглазым старцем (один глаз его отдан в залог за право пить воду источника мудрости) с не знающим промаха копьем. Местом обитания О. считались небесные чертоги Валаскьяльф и Валгалла, в к-ром О. пирует с воинами, павшими в боях и доставленными сюда валькириями. В жертву О. приносили пленных (наиболее угодным О. видом их смерти считалось повешение). У континентальных германцев О. почитался как Водан или Вотан (Wodan, Wuotan - этимологически связано с «Один»), в представлении о к-ром имелся ряд особенностей. Образ Водана долго сохранялся в нем. фольклоре (лесной царь Вуте, дух бурь Воден и др.). Гитлеровцы в годы своего господства в Германии заявляли, что в образе Вотана воплощен «истинно герм. дух».

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ОДИН
Бог из асов, верховное божество скандинавского пантеона, Всеотец, бог неба, покровитель воинских инициаций и колдовского ремесла. Образ Одина замечательно описывается его многочисленными именами; ср. широко известный перечень из «Речей Гримнира»:
 
Я — Грим-личина
и Ганглери-странник,
Вождь — мне имя,
тож Шлемоносец,
Друг и Сутуга,
Третей и Захват,
Высокий и Слепо-Хель,
Истый, Изменный,
Истогадатель, Радость Рати
 
и Рознь, тож Одноглазый,
тож Огнеглазый,
Злыдень и Разный,
Личина и Лик,
Морок и Блазнь,
Секиробородый,
Даятель Побед,
Широкополый,
Смутьян,
Всебог и Навь-бог,
Всадник и Тяж-бог, —
вовек не ходил я
среди человеков,
своих не меняя имен.
 
Ныне у Гейреда я —
Гримнир-личина;
я же у Эсмунда
был Мерин,
впрягшийся в сани,
Кормилец;
я на тинге —
Цветущий, я же в битве —
Губитель;
Ярый, Равный,
Вышний, Брадатый,
Посох и Щит для богов.
 
Звал меня Секкмимир
Узд и Обузд,
я же стар-йотуна перехитрил
и победил я один на один
славного Мидвиднир-сына…
 
Один я ныне, доныне —
Игг страшный,
Сутуга — допрежде того,
Сторожкий и Конунг,
Сплетель и Тайный,
Гаут и Мерин в богах,
Снотворец и Витень —
и все они, знаю,
ныне во мне едины!

Источник: Скандинавская мифология. Энциклопедия.

Один
Первый элемент перечисления (ноль, изобретенный гораздо позже, служит не для перечисления, а для счета). Может обозначать единицу (как один из элементов возможного множества; тогда мы говорим «один из…»), а также единственность (когда никакого множества нет, и мы говорим «один» в смысле «единственный»). Оба эти значения несовместимы между собой, хотя второе предполагает первое. Например, проснувшись среди ночи, я слышу бой часов – часы бьют один раз. При звуках удара я не могу сказать, который теперь час, – только услышав следующие удары или осознав их отсутствие, я понимаю, что теперь час ночи. Единственность – это единица без продолжения; множественность – совокупность единиц. Следовательно, единица первична, а единственность и множественность суть лишь ее частные проявления. Исходя из этого, можно заключить, что Парменид и Плотин были правы, однако это не так. Дело в том, что у нас нет никаких доказательств того, что эта первичная единица единственна (поэтому точно так же может быть прав Демокрит, сказавший, что атомы суть бесконечное множество единиц), ни даже доказательств, что эта единица действительно первична (она такова только в нашем сознании). С какой стати материя, которая мыслить не может, станет подчиняться этому принципу? Очень может быть, что изначально существовало бесконечное множество, неделимое ни на единицы, ни на существа и материю, – это были потоки и процессы. Тогда Один будет уже не принципом, а совокупностью всего этого – тем, что мы сегодня называем Вселенной.

Источник: Философский словарь.

Один
сканд.)  – верховный бог скандинавского пантеона, олицетворяющий духовную власть и мудрость, бог войны и военной дружины, дарующий победы и приносящий поражения, сеятель военных раздоров, покровитель героев. Помимо этого, он – владелец магических рун, отец колдовства и заклинаний, покровитель поэзии и скальдов. О. – сын Бора и дочери великана Бестлы, брат Вили и Ве, муж Фригг, отец Бальдра. От любовных связей имел сыновей: Вали (от Ринд), Видара (отГрид), Тора (отЁрд). О. живет в Асгарде, в крытом серебром дворце Валяскъялв (или Глядсхейм), где восседает на престоле Хлидскъялв. Он ездит на восьминогом коне Слейпнире («скользящем»), ему служат вороны Хугин («думающий») и Мунин («помнящий») и волки Гери («жадный») и Фреки («прожорливый»). О. одноглаз (по легенде, он отдал глаз великану Мимиру, чтобы напиться из источника мудрости), носит синий плащ и надвинутую на лоб широкополую шляпу. Ему подчинены воины Вальхаллы (эйнхерии) и валькирии, распределяющие по его приказу победы и поражения в битвах. Его оружие – бьющее без промаха копье Гунгнир. Чтобы получить у великана Бельторна руны мудрости, О. девять дней провисел на мировом дереве Иггдрасиль, пронзенный собственным копьем. Он предпринял поездку в хель (подземное царство), где пробудил спящую мертвым сном пророчицу-вельву и выпытал у нее судьбу богов. Соревнуясь в мудрости, О. победил Вафтруднира, мудрейшего, из великанов. Вместе с другими сыновьями Бора О. участвует в поднятии земли и устройстве Мидгарда, вместе с богами Хениром и Лодуром он находит и оживляет древесные прообразы первых людей, вместе с Локи и Хениром участвует в добывании клада карлика Андвари. В последней битве перед концом мира О. сражается с волком Фенриром, который проглатывает его. За О. мстит его сын Видар, разорвав волку пасть (вариант: пронзив его мечом).

Источник: Мифологический словарь



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
63.08 кб

Один аспект методологии познания у Платона и Дионисия Ареопагита

Моисеев Петр Алексеевич
П. А.
Читать PDF
273.35 кб

Один из первых учебников физики на русском языке (К 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова)

Ергин Ю. В., Чушкина С. Е.
В Отделе редких книг и рукописей библиотеки Башкирского государственного университета среди учебников физики дореволюционной России особое место занимает «Вольфианская теоретическая физика» (СПб.
Читать PDF
135.34 кб

Манифест handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами

Иваненко Елена Анатольевна, Корецкая Марина Александровна, Савенкова Елена Владимировна
Статья посвящена проблематизации опыта тела в пространстве повседневности, в аспекте практик по созданию вещей своими руками, так называемых handmade-хобби.
Читать PDF
303.33 кб

Научная проблема как один из ключевых феноменов неклассической эпистемологии

Ардашкин Игорь Борисович
Рассматривается феномен научной проблемы в контексте компаративистской оценки его интерпретации с позиции классической и неклассической эпистемологии.
Читать PDF
131.07 кб

2004. 01. 010. Стенгерс И. Еще один взгляд: переучиваясь смеяться. Stengers I. another look: relearn

Столярова О. Е.
Читать PDF
167.44 кб

Еще один способ конституирования идеального предмета

Косилова Е. В.
Читать PDF
99.61 кб

Цельность человека как один из аспектов его интегральности (философский анализ)

Капец Владимир Петрович
В статье рассматривается вечная и актуальная метафизическая проблема природа человека. Опираясь на идеи В.Брюнинга, Э.Кассирера, М.Шелера, Х.Яннараса, В.Губина, В.Лосского, Е.Некрасовой, С.
Читать PDF
1.14 мб

Зороастризм один из исторических источников изучения культуры тюркских народов

Оспанов С. И.
Приведены материалы исследования глубинной связи культуры тюркских народов с зороастризмом. В ней рассматривается памятник древнеиранской литературы «Хордэ Авеста». В компаративном анализе впервые представлен якутский материал.
Читать PDF
209.81 кб

Один из лучших философских писателей в России

Павлов Алексей Терентьевич
L.M. Lopatin is the eminent figure in the history of Russian university philosophy who played a significant part in development of Russian philosophy.
Читать PDF
273.84 кб

Экологическое общество как один из путей достижения социокультурной устойчивости

Гнатюк Виктор Степанович
Даётся аналитический обзор концепций "экологического общества", путей его достижения, в том числе применительно к России.
Читать PDF
158.51 кб

Еще один «Город» Макса Вебера по-русски

Олег Кильдюшов
Читать PDF
2.78 мб

Феноменология – один из основных методов философии

Николай Николаевич Кожевников
Читать PDF
0.00 байт

ОДИН ПУТЬ ПСИХОЛОГИИ И КУДА ОН ВЕДЕТ

Шиян Анна
Читать PDF
934.62 кб

Один день русского путешественника в Кёнигсберге: Н. М. Карамзин и «Подходящее место» мировой истори

Гильманов Владимир Хамитович
Отмечается, что метафизическим основанием особой педагогики Кёнигсберга, названного К.
Читать PDF
149.45 кб

Философско-догматическая система Григория Нисского как один из компонентов византийской культуры

Щипина Р. В.
Статья посвящена актуальным проблемам философии культуры, эстетики и истории искусств Средневековья.

Похожие термины:

  • ОДИН БУДДА - ВСЕ БУДДЫ

    кит. ифо-ицзефо. яп. итибуцу — иссайбуцу) - доктринальное положение буддизма махаяны, согласно к-рому между разл. буддами отсутствуют сущностные различия. Обосновывалось учением о «трех телах» Буд
  • ДВАДЦАТЬ ОДИН

    21, XXI) — нумерологический знак. Истолковывается в пифагорейской теории и каббалистике как знак совершенства. Расшифровывается как результат сложения 3 семерок, символизирующих мироздание либо ре
  • Один, единый

    Философский смысл термина: "Единое" - первоначальное вещество огня, из которого все возникает и которым, в силу закономерности, все в итоге вновь становится (Гераклит); "Единое" как истинно-сущее, пос
  • ОДИН СУТЬ ВСЕ

    кит и цзе ицзе, яп. ити соку иссай) — доктринальное положение буддизма махаяны об отсутствии принципиального различия между феноменами. Обосновывается учением о едином субстрате всего сущего. Раз
  • монотеизм (от греч. моно-один и теос-бог)

    учение о едином боге. Характерен для зрелых религий – иудаизма, христианства и мусульманства (ислама). Специфика в этом отношении христианского монотеизма состоит в принципе «тринитарности» (еди