ОЧЕВИДНОСТЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Очевидность
непосредственное овладение самой истиной" (Гуссерль)

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

ОЧЕВИДНОСТЬ
свойство ясной и определенной идеи. Очевидность идеи естественным образом влечет за собой ее утверждение. По Декарту, очевидность — это объективное качество идеи, но Лейбниц считал, что очевидность — это скорее качество «отношения» между идеями (мы говорим об «очевидности математической операции»). После Гегеля противопоставляют очевидность (которая объективна) уверенности (которая субъективна и подразумевает лишь впечатление или субъективное чувство истины). Функция вывода, или доказательства, — сделать очевидным для всех (объективно) то, в чем мы лишь субъективно уверены.
 

Источник: Философский словарь

ОЧЕВИДНОСТЬ
лат. evidentia) — состояние мысли, не требующее обоснования; знание, достоверность к-рого обнаруживается непосредственно. Различают три вида О. Психологически очевидное — О. в индивидуально-личностном смысле (“фон личности”), означает уверенность субъекта в истинности ч.-л., исходя из своего частного опыта. Логически очевидное — О. доказательства как следствие его аподиктичности. Такая О.— опосредствована, т. к. представляет результат демонстрации (любая математическая теорема). Непосредственно очевидное— форма адекватной фиксации нек-рого положения дел “на поверхности”, исходя из сущности природы вещей (белое не есть черное).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Очевидность
в теории познания – это особенность некоторых познавательных актов и переживаний, а также их результатов (суждений и умозаключений), благодаря которой познаваемый предмет или состояние вещи является познающему субъекту ясно и выразительно, безошибочно и неопровергаемо в своей сущности, структуре и смысле. Очевидность рассматривают также как один из важнейших прикладных критериев истины, опираясь на который определенные утверждения признаются необходимо истинными. В философии выделяют: а) очевидность наглядную, основанную на чувственном познании, б) очевидность интроспективную, иначе очевидность психологическую; в) очевидность опосредованную, или демонстративную, принятую на основе очевидности непосредственной. Очевидность, основанная на чувствах, широко практиковалась в древней философии (у софистов, в эпикуреизме, в стоицизме), а также в обыденной жизни. Очевидность интроспективная (психологическая) связана с актами внутреннего постижения. Например, Р. Декарт считал ее выше очевидности, основанной на чувствах. Со времен Платона, Аристотеля известна также очевидность аподиктическая. В этом смысле очевидным признаются все аналитические предложения, а также первичные основы мышления – законы логики, постулаты, аксиомы.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Очевидность
То, что мысленно напрашивается, не может быть оспорено или отринуто; то, истинность чего кажется явной и не может быть поставлено под сомнение. Если бы не существовало очевидности, не было бы уверенности ни в чем, и именно поэтому очевидность никогда не бывает абсолютной. Например, субъективность мысли, постулат Евклида (о параллельности прямых. Для разрешения философских проблем онтологического ряда использовал достижения современной логики. – Прим. ред.) или неподвижность Земли долгое время считались очевидными, хотя сегодня таковыми не считаются. Таким образом, очевидность зависит от уровня знаний. Ни основанием их, ни гарантией она служит не может.
Если обратиться к этимологии («очевидное» значит «видимое очами»), то придется признать, что эталоном очевидного должно быть то, что доступно зрению. «Я видел это, говорю тебе, видел своими собственными глазами, видел, и точка!» – восклицает герой Мольера и в этой коротенькой фразе дает понимание того, что такое очевидность. В повседневной жизни очевидное служит достаточно надежным критерием, особенно если очевидцами выступают сразу несколько человек: если множество свидетелей видели, как вы кого‑то убили, вам будет очень трудно доказать, что вы здесь ни при чем… Впрочем, не следует путать очевидное с правдоподобным, а к свидетельствам очевидцев, которые к тому же порой противоречат друг другу, нужно относиться с известной долей критики. Тот факт, что многие тысячи людей, группами и по отдельности, вполне отчетливо видели Богородицу, способен укрепить в вере только тех, кто и так верует, – за очень небольшими исключениями. Для спящего или бредящего все происходящее во сне или в бреду совершенно очевидно…
«Боги существуют, – говорил Эпикур. – Познание их – факт очевидный» («Письмо к Менекею»). Не знаю ни одного другого высказывания, которое с большей силой подталкивало бы меня к атеизму.

Источник: Философский словарь.

ОЧЕВИДНОСТЬ
Основной чертой всякого феноменологического анализа является его принципиальное отличие от объективного анализа. Феноменология есть "археология" знания; поэтому внимание ее устремлено к истокам всяческого знания, и добраться до этих истоков значит для нее, в первую очередь, следовать во всем требованию беспредпосылочности, т.е. отказу от бессознательных, наивных, непроверенных или некритически усвоенных предпосылок. Единственная предпосылка, которую она методически утверждает во всех тематических зонах познания, есть сфера первоначального интуитивного опыта, или сфера очевидности, играющая здесь роль "принципа всех принципов".
В самом широком смысле очевидность понимается Гуссерлем как "опыт о сущем" или просто как "самоданность вещи". "Очевидным мы называем всякое сознание, которое характеризуется в отношении своего предмета самоданностью, без вопроса о том, является ли эта самоданность адекватной" [39]. Иными словами, под очевидностью следует понимать такое созерцание вещи, где она предстает взору без всяческих предикативных и рефлексивных посредников в модусе "она сама", исключающем любое сомнение. Азбука феноменологии: "Пусть смотрят на феномены, вместо того, чтобы свысока говорить о них и конструировать их" [40]. При этом Гуссерль резко отрицает сведение очевидности к некоему чувству очевидности и подчеркивает ее строго категориальный характер. Очевидность присуща не только чувственному восприятию, но и всем актам идеирующей абстракции: одно дело, созерцать некий феномен, другое дело, говорить о нем без созерцания, и равным образом, принципиально отличаются друг от друга рассуждение о созерцании феномена и созерцание самого созерцания. "Нет ничего более опасного для созерцательного познания первоистоков, абсолютных данностей, чем чрезмерное мышление и созидание из мыслительных рефлексий вымышленных очевидностей... Итак, как можно меньше рассудка, но как можно больше чистой интуиции... Все искусство состоит а том, чтобы предоставить слово просто созерцающему глазу и исключить сплетенное с созерцанием трансцендирующее мнение, мнимо измышленную данность, всякую побочную мысль и навязывающиеся через рефлексию толкования" [41]. Можно было бы возразить: понятая так, очевидность носит исключительно субъективный характер и лишена всякой объективности, т.е. всеобщности и необходимости. Но возражение это бьет, мимо цели, так как в феноменологии сама объективность конституируется путем радикального самосведения именно субъективности к собственным изначальным структурам; поэтому субъективный характер очевидности – не помеха, а цель, если предварительно очистить саму субъективность от предпосылок объективизма и объективистически истолкованного субъективизма. "Я никого не могу заставить с очевидностью усмотреть то, что усматриваю я, – пишет Гуссерль. – Но я сам не могу сомневаться, я ведь опять-таки с самоочевидностью сознаю, что всякое сомнение там, где у меня есть очевидность, т.е. где я непосредственно воспринимаю истину, было бы нелепо. Таким образом, я здесь вообще нахожусь у того пункта, который я либо признаю архимедовой точкой опоры, чтобы с ее помощью опрокинуть весь мир неразумия и сомнения, либо отказываюсь от него и с ним вместе от всякого разума и познания. Я усматриваю с очевидностью, что так именно обстоит дело, и что в последнем случае – если тогда еще можно было бы говорить о разуме и неразумии – я должен был бы оставить всякое разумное стремление к истине, всякие попытки утверждать и обосновывать" [42].
Как таковая, очевидность сущностно принадлежит к интенциональности и, более того, представляет собою универсальный способ интенциональной соотнесенности сознания. "Категория предметности, – подчеркивает Гуссерль, – и категория очевидности суть корреляты. К каждому основному роду предметностей... принадлежит основной род "опыта", очевидности" [43]. Отсюда вытекает необходимость феноменологического построения иерархии очевидностей. Гуссерль различает множество типов очевидности: абсолютную, адекватную, неадекватную, аподиктическую, конституирующую, негативную, предикативную и допредикативную, относительную, потенциальную и т.д. Они охватывают как сферу внешнего (чувственного) опыта, так и сферу внутреннего опыта, включая и внутреннее сознание времени. Эта дифференциация, являющаяся априорной структурной формой сознания, служит, по Гуссерлю, "всеобщим принципом обоснования" [44].

Источник: Феноменологическое познание. Основные термины

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
105.10 кб

"очевидность неочевидного" как предмет философского дискурса в русской религиозной философии

Чухно Т. А.
Статья посвящена религиозным основаниям русской философской мысли. Определяются истоки и имманентная сущность отечественной философии как мышления с позиций религиозного сознания.
Читать PDF
514.38 кб

Интенциональность и очевидность. Истоки трансцендентальной феноменологии Гуссерля

Инишев И. Н.
Рассматривается соотношение концепций интенциональности и очевидности в феноменологии Эдмунда Гуссерля.
Читать PDF
154.07 кб

Очевидность и неочевидность знания с точки зрения эпистемологии У. Оккама

Гончаренко Марк Васильевич
Анализируются обусловленность современной проблематики соотношения феноменов «вера» «знание» с точки зрения истории вопроса (противоречия реализма и номинализма), а также роль и значение проблемы «существования» несуществующей вещ
Читать PDF
1.04 мб

ОЧЕВИДНОСТЬ "САМО СОБОЙ РАЗУМЕЮЩЕГОСЯ", ИЛИ КРИТИКА КРИТИКИ ОЙГЕНОМ ФИНКОМ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЭДМУНДА ГУС

Шиян Анна
Читать PDF
238.55 кб

Очевидность феноменологический лик

Князев Валентин Михайлович
Очевидность как гносеологический идеал духовного поиска человека заложен в концепт феноменологии, присутствует в философии Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше.
Читать PDF
303.41 кб

Умозрительная очевидность картезианства

Секацкая М. А.
Цель данной статьи исследовать введенное Декартом понимание очевидности.
Читать PDF
174.90 кб

2006. 01. 010. Джимбел С. Восстановление двусмысленности в ачинстейновском понимании очевидности. Gi

Модестов К. А., Панченко А. И., Яковлев В. А.
Читать PDF
429.19 кб

Исторические истоки интуитивной очевидности индивидуализма

Станжевский Фёдор
Статья представляет собой попытку проследить исторические корни индивидуализма, прежде всего в современной философии сознания.
Читать PDF
655.42 кб

Философия на грани очевидности и сомнительности

Базулева Татьяна Леонтьевна
В первой части статьи доказывается, что положение «cogito ergo sum», признанное Декартом очевидной истиной, на самом деле является сомнительным, причём в каждом из трёх своих элементов: «Я», «мыслю» и «существую».
Читать PDF
1.13 мб

Сознание и самопознание: от очевидности к интерпретации

Круглова И.Н.
В центре внимания статьи природа сознания в контексте кри-тики принципа очевидности сознания. Вслед за П.
Читать PDF
217.86 кб

Философия очевидности в чистой логике Э. Гуссерля

Антух Геннадий Геннадьевич
Работа посвящена формальной критике концепции чистой логики Э. Гуссерля. Предметом анализа выступает идея самообоснования логических принципов.
Читать PDF
152.46 кб

Познание «Предметной очевидности» -важный фактор воспитания и становления личности

Бутько Тамара Антоновна
На основе произведений русского философа И. А.
Читать PDF
607.68 кб

Демаркация очевидности и конструкции как основание ответа на вопрос о бытии и истине в философии

Докучаев Илья Игоревич
В статье вскрывается предпосылка ключевых вопросов философии: вопроса о бытии и вопроса об истине.

Похожие термины:

  • ПУТЬ К ОЧЕВИДНОСТИ

    «ПУТЬ К ОЧЕВИДНОСТИ» — произведение рус. философа И.А. Ильина, подводящее итог его философской деятельности (1957; Ильин И.А. Путь к очевидности // Собр. соч.: В 10 т. М., 1994. Т. 3). Основное внимание в нем уде