ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Оценка моральная
суждение, выражающее моральное отношение к феноменам ценностного мира (одобрение – неодобрение, добро – зло, правильно – неправильно и т.п.). В биоэтике М.о. выполняет роль моральной санкции проводимых биомедицинских исследований с участием человека, применения новых биомедицинских знаний и технологий, новейших достижений биомедицинской науки и практики здравоохранения.

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

Оценка моральная
суждение, в к-ром характеризуется нравственное достоинство к.-л. объекта, обладающего моральным качеством. Общая О. м. производится в категориях добра и зла. О. м. покоится на объективном критерии нравственности, который имеет исторический характер и изменяется в зависимости от общественного строя, классовой борьбы и т. д. О. м. действий и поступков людей в научной этике исходит И8 единства нравственного побуждения и полезного об-ву результата, из единства слова и дела. В социалистическом об-ве критерием О. м. являются интересы Парода, прогрессивное развитие материальных и духовных условий жизни человека, сознательный труд во имя человеческого блага и счастья. Задача социалистического об-ва состоит в том, чтобы сделать новые нравственные требования внутренней потребностью всех людей.

Источник: Философский словарь. 1963

ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ
одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей в зависимости от того, какое нравственное значение они имеют. В отличие от нормы моральной, предписывающей людям совершение определенных нравственных поступков, О. м. устанавливает соответствие или несоответствие поступков требованиям нравственности. Общая О. м. производится в категориях добра и зла. Она покоится на объективном критерии нравственности, к-рый имеет исторический характер и изменяется в зависимости от общественного строя, классовой борьбы и т. д. В основе О. м. лежит познание социального значения поступков. На этом основании с помощью О. м. можно регулировать поведение людей. При этом марксистская этика требует учитывать как мотивы, так и социальные последствия человеческих поступков.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ
один из видов оценки, акт выявления и обоснования моральной ценности тех или иных феноменов (поступков, намерений и пр.), из которых складывается сознательная человеческая деятельность; суждение (высказывание), выражающее специфически моральное «одобрение» или «неодобрение» этих феноменов. В системе нравственных отношений моральная оценка выполняет гл. о. роль моральной санкции, социальная значимость и эффективность которой определяется реальным весом морали среди других факторов, детерминирующих человеческое поведение. Структура моральной оценки (как и др. видов оценки) изучается в логике оценок, являющейся одним из разделов модальной логики. Логико-лингвистический анализ оценочных моральных терминов и высказываний как особых форм языка морали осуществляет метаэтика.
Всякая конкретная моральная оценка представляет собой применение некоторого общего морального положения (принципа, нормы, идеала, постулата, критерия) к частной ситуации. Оценочное суждение, напр. «Поступок Аморально добр», фактически является выводом из некоторых явно или неявно принимаемых посылок, напр. «Поступок ЛГнаправлен на благо общества» (фактологическое суждение) и «Все, что способствует общественному благу, является морально добрым» (общий моральный постулат). Эти посылки суть основания данной конкретной оценки. Общая моральная посылка, как и вывод, представляет собой оценочное суждение, которое в свою очередь может опираться на еще более общее основание. Вопрос о природе и происхождении предельно общих положений (принципов, начал) морали, а также о возможности обоснования частных моральных оценок с помощью одних только фактологических (или вообще «внеморальных») посылок является предметом дискуссий в этике, метаэтике и логике оценок (см. Юма принцип). Споры идут и вокруг проблемы специфичности моральной оценки, ее отличия от других видов оценок. В любом оценочном суждении обозначен объект оценки и выражено (посредством слов «добро», «зло», «хороший», «плохой», «правильный», «неправильный» и др.) позитивное или негативное отношение к этому объекту. По вопросу о специфичности объекта моральной оценки большинство представителей аналитической философии сходятся в том, что в этой роли могут выступать лишь социально значимые душевные качества и поступки разумных, вменяемых личностей, другие же реалии индивидуальной и общественной жизни, как и явления природы, не подлежат моральной оценке. Нередко указываются и дополнительные признаки, позволяющие уточнить и ограничить потенциальное поле моральной оценки, напр. наличие ситуации, когда интерес субъекта, намерения или поступки которого оцениваются, сталкивается с интересами других людей, вовлеченных в данную ситуацию. Чаще, однако, моральные философы выясняют специфику не объекта моральной оценки вообще, а объекта позитивной (и соответственно негативной) оценки, т. е. устанавливают критерий, позволяющий отличить «морально одобряемые» предметы от «морально осуждаемых», разграничить (по содержанию) понятия морального добра и зла, дать определение этих понятий. Анализ логических проблем, сопутствующих всякой попытке построить дефиницию добра, дан Дж. Э. Муром в «Принципах этики» (1903) (см. Натуралистическая ошибка).
Моральная оценка обладает помимо содержательной также и формальной спецификой. Современные аналитики, продолжающие линию этического рационализма, ищут ее отличительные признаки в особых логических свойствах оценочных моральных терминов и суждений. Отмечается, в частности, объективно-безличный («бессубъектный») характер моральной оценки, ее универсальность («универсализуемость» — Р. Хэар) и аподикгичность (категоричность, безусловность). Другие исследователи, идущие в русле этического эмпиризма и сентиментализма, делают акцент на психологической «форме» моральных терминов и суждений — их особого рода «эмотивности» (см. Эмотивизм). См. также Суждения моральные. Л. В. Максимов

Источник: Новая философская энциклопедия

ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ
один из видов оценки; акт выявления и обоснования моральной (см. Мораль) ценности тех или иных феноменов (поступков, намерений и пр.), из к-рых складывается сознательная человеческая деятельность; суждение (высказывание), выражающее специфически моральное «одобрение» или «неодобрение» этих феноменов.
В системе общественных нравственных отношений О.м. выполняют, гл. о., роль санкции моральных, социальная значимость и эффективность к-рых определяется реальным весом морали среди других факторов, детерминирующих человеческое поведение. Структура О.м. (как и других видов оценки) изучается в логике оценок, являющейся одним из разделов модальной логики. Логиколингвистический анализ оценочных моральных терминов и высказываний как особых форм языка морали осуществляет метаэтика. Всякая конкретная О.м. представляет собой применение некоторого общего морального положения (принципа, нормы, идеала, постулата, критерия) к частной ситуации. Оценочное суждение, напр. «Поступок л- морально добр», фактически является выводом из некоторых явно или неявно принимаемых посылок, напр. «Поступок jc направлен на благо общества» (фактологическое суждение) и «Все, что способствует общественному благу, является морально добрым» (общий моральный постулат). Эти посылки суть основания данной конкретной оценки. Общая моральная посылка, как и вывод, представляет собою оценочное суждение, к-рое, в свою очередь, может опираться на еще более общее основание. Вопрос о природе и происхождении предельно общих положений (принципов, начал) морали, а также о возможности обоснования частных О.м. с помощью одних только фактологических (или вообще «внеморальных») посылок является предметом дискуссий в этике, метаэтике и логике оценок (см. также Юма принцип). Споры идут и вокруг проблемы специфичности О.м., ее отличия от других видов оценок.
В любом оценочном суждении обозначен объект оценки и выражено (посредством слов «добро», «зло», «хороший», «плохой», «правильный», «неправильный» и др.) позитивное или негативное отношение к этому объекту. Специфичен ли объект О.м.? Большинство аналитиков сходятся в том, что в этой роли могут выступать лишь социально значимые душевные качества и поступки разумных, вменяемых личностей, другие же реалии индивидуальной и общественной жизни, как и явления природы, не подлежат О.м. Нередко указываются и дополнительные признаки, позволяющие уточнить и ограничить потенциальное поле О.м., напр., наличие ситуации, когда интерес субъекта, намерения или поступки к-рого оцениваются, не совпадает или сталкивается с интересами других людей, вовлеченных в данную ситуацию. Чаще, однако, моральные философы выясняют специфику не объекта О.м. вообще, а объекта позитивной (и, соответственно, негативной) О.м., т.е. устанавливают критерий, позволяющий отличить «морально одобряемые» предметы от «морально осуждаемых», разграничить (по содержанию) понятия морального добра и зла, дать определение этих понятий. (Анализ логических проблем, сопутствующих всякой попытке построить дефиницию добра, дан Дж.Э.Муром в «Принципах этики». См.: Натуралистическая ошибка.) О.м. обладает, помимо содержательной, также и формальной спецификой. Те современные аналитики, кто продолжает линию этического рационализма, ищут отличительные признаки О.м. в особых логических свойствах оценочных моральных терминов и суждений. Отмечается, в частности, объективно-безличный («бессубъектный») характер О.м., ее универсальность («универсализуемость». — Р.Хэар) и аподиктичность (категоричность, безусловность). Другие исследователи, идущие в русле этического эмпиризма и сентиментализма этического, делают акцент на психологической «форме» моральных терминов и суждений — их особого рода «эмотивности» (эмотивизм; см. Метаэтика). См. Суждения моральные. Лит.: Ивин АЛ. Основания логики оценок. М.: МГУ, 1970; Hare R.M. Moral Thinking: Its Levels, Method, and Point. Oxford: Clarendon Press, 1981. Л. В. Максимов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF

Оценка морально-психологического состояния курсантов

Андриенко Ю.И., Богмацера В.В.
Статья посвящена рассмотрению содержания, управляемости и устойчивости морально-психологического состояния; параметров морально-психологического состояния и его оценке, информационно-воспитательной работы в ходе морально-психологи
Читать PDF

Моральный поступок и моральное действие: критерии оценки

Рогожа Мария Михайловна
В статье исследуется проблема моральной оценки индивидуального действия в живой нравственной практике.
Читать PDF

Оценка уровня развития нравственной сферы дошкольников по характеру их моральных суждений

Шатров Д. В.
Читать PDF

Проблемное поле философии войны: от сущности войны к проблеме ее моральной и правовой оценки

Зверева Юлия Юрьевна
Синтезируются основные аспекты проблемного поля философии войны, выражающиеся в трех основных вопросах: сущности войны, ее источниках (причинах) и оценке с моральной и правовой точек зрения.
Читать PDF

Моральный дух вооруженных формирований ЮжноРоссийского Белого движения в оценках белоэмигрантских ав

Салов О. А.
В статье предпринята попытка краткого историографического анализа темы морального духа вооруженных формирований южнороссийского Белого движения в белоэмигрантской литературе
Читать PDF

Официальные и личностные оценки состояния морального духа действующей армии в годы русско-японской в

Шерстнев С. С.
В данной статье автор рассматривает состояние морального духа русской армии в Маньчжурии во время русско-японской войны 1904-1905 гг.
Читать PDF

Структура лексико-семантического поля моральной оценки и его роль в тексте эпилога романа Ф. М. Дост

Ткаченко Наталья Владимировна
Данная статья посвящена описанию состава и строения лексико-семантического поля моральной оценки в тексте эпилога романа Ф. М.
Читать PDF

Структура лексико-семантического поля моральной оценки в легенде о Великом инквизиторе и Житии старц

Ткаченко Ольга Юрьевна
Статья посвящена исследованию лексико-семантического поля моральной оценки в ключевых эпизодах романа Ф.М.
Читать PDF

Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения н

Черкасов Александр Владимирович
В статье рассматриваются методология, методы, структура и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон.
Читать PDF

Самоидентификация двух поколений: социально-политическая оценка фаворитизма группами по типу моральн

Парамонова Светлана Павловна
Самоидентификация двух поколений. Изучение фаворитизма как института-установления в сфере социальных отношений включает проблемы прошлого — настоящего — будущего в оценке двух поколений.