ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ
термин современной социологии и культурологии, обозначающий процессы, которые характеризовали западную цивилизацию при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. О. п. отражает пересмотр приоритетов и ценностей индустриального общества, которое на раннем этапе, как правило, было ориентировано на активное преобразование мира через промышленное производство, на предприимчивость, приумножение богатства и повышение личного благосостояния при торжестве принципов всеобщей рациональности, ответственности и легитимного подчинения личности государству. Резкое разделение государственной, производственной сферы и частной жизни, нарастание отчуждения, отложенного спроса на жизненные блага или полного подавления этих стремлений — все это вело к резкой критике зрелого индустриального мира как разновидности «репрессивной культуры» (Г. Маркузе). В это же время автоматизация производства, появление новых искусственных материалов и внедрение технических достижений в повседневную жизнь, распространение средств массовой коммуникации и информации создали предпосылки для обоснования и пропаганды нового типа общества. В нем, как казалось, человек сможет преодолеть отчуждение, освободиться от тоталитарного давления, чтобы получить «тоталитарную свободу», когда «чудо Производства приводит к чуду Потребления» (Э. Фромм) и когда не только для элиты общества, но и для большинства граждан главенствующим оказывается «принцип удовольствия» (Д. Белл). Одним из базовых явлений О. п. становится массовая культура, в сфере которой теряют свое значение для личности такие характерные для социально-экономических отношений индустриального общества требования, как рациональность, самоконтроль, трудолюбие и самодисциплина. Повышение экономического статуса рабочих, обилие товаров, развитие инфраструктуры торговли и досуга, широкое распространение денежного кредита, массированное вторжение рекламы в повседневный мир человека создают у него ощущение полной доступности благ и всеобщей свободы. Таким образом формируется новый тип человека, в котором главенствующее место занимают не рациональные начала, самопознание и трезвый расчет, а эмоционально-бессознательная сфера, когда «Я» воспринимается как «система желаний и их удовлетворения». В результате главным принципом жизни человека и всего О. п. становится «принцип немедленного выполнения каждого желания и отсутствие преград на пути удовлетворения любого из них» (Э. Фромм). Всеобъемлющее влияние на человека индустрии торговли, досуга и массовой культуры заключается в целенаправленном формировании и переформировании жизненных интересов и вкусов людей и тем самым в укреплении состояния их конформизма, когда первоначальная иллюзия свободы оборачивается всеобщей некритической установкой на потребление и фактической стандартизацией и унификацией жизни в обстановке массового производства товаров, услуг и каждодневного давления рекламы. В целом понятие О. п. зафиксировало качественные и необратимые изменения, которые к последней трети ХХ в. произошли в духовных основах, ценностях и положении человека западной цивилизации.