ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ,
КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
система управления будущего коммунистического общества, к-рая приходит на смену государству. Это неполитическая система организаций и учреждений, характеризующаяся отсутствием специализированного платного аппарата государственного руководства, отсутствием государственного принуждения. К руководству будут привлечены все трудящиеся. Функции управления экономическими, социальными процессами будут переданы самодеятельным общественным организациям, опирающимся на убеждение, на силу общественного мнения и высокую сознательность членов общества. В коммунистическом обществе отношения людей станут гармоничными по своему характеру, т. е. будут построены в интересах общества в целом и в интересах каждой личности. Могут, конечно, возникать отдельные, эпизодические нарушения общественного порядка, но для их устранения не потребуется особого аппарата принуждения; как указывал Ленин, это будет делать сам народ с такой же простотой и легкостью, с какой любая группа цивилизованных людей даже в современном обществе разнимает дерущихся или не допускает насилия над женщиной. Основой К. о. с. является преобразование экономики и социальных отношений на коммунистических началах, формирование нового человека. Оно осуществляется в результате всестороннего развития и расширения социалистической демократии: все возрастающего участия трудящихся в управлении государством, все большего привлечения общественных организаций к государственному руководству.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
Коммунистическое общественное самоуправление
организация об-ва при коммунизме, сменяющая общенародное государство с построением развитого коммунистического об-ва внутри страны, с победой и упрочением социализма на международной арене. Особенности К. о. с. состоят в том, что его органы и функции утратят политический характер, а работа по управлению об-вом перестанет быть особой профессией. Условиями возникновения К. о. с. являются создание материально-технической базы коммунизма, развитие коммунистических общественных отношений и формирование нового человека, т. е. достижение такого высокого уровня сознания всех членов об-ва, при к-ром нормы права и морали сольются в единые нормы поведения членов коммунистического об-ва. Осн. направление, по к-рому идет процесс развития К. о. с, — это дальнейшее развитие социалистической демократии, привлечение всех граждан к управлению делами об-ва. Решение этой задачи требует постоянного улучшения материальных и культурных условий жизни трудящихся, совершенствования форм народного представительства и демократических принципов советской избирательной системы, расширения практики всенародного обсуждения наиболее важных вопросов коммунистического строительства и проектов законов, всемерного расширения форм народного контроля за деятельностью органов власти и управления, постепенного распространения принципа выборности и отчетности на всех руководящих работников государственных и общественных организаций. Процесс возникновения К. о. с. предполагает не только превращение органов государственной власти в органы общественного самоуправления, но и развитие самодеятельности всех существующих общественных организаций. «Развитие социалистической государственности постепенно приведет к преобразованию ее в общественное коммунистическое самоуправление, в котором объединятся Советы, профессиональные, кооперативные и другие массовые организации трудящихся» («Материалы XXII съезда КПСС», с. 402-403).
Источник: Философский словарь. 1963
ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ,
организация управления делами общества при коммунизме. Уже в первых произведениях утопич. социализма общество будущего характеризовалось совершенной организацией управления (Мор, Кампанелла). СенСимон и Фурье высказали мысль о том, что в будущем обществе на смену гос-ву должно прийти самоуправление. Эта мысль нашла науч. обоснование и развитие в марксистском учении об отмирании гос-ва при коммунизме.
Вековая борьба нар. масс за демократию породила различные политич. формы и институты, и нек-рые из них (напр., система нар. представительства) обладают непреходящей ценностью. В этом смысле О. с. к. усваивает и поднимает на более высокую ступень демократич. принципы, а развитие социалистич. демократии и совершенствование системы управления нар. х-вом закладывают фундамент будущей самоуправленч. организации общества. Идея Программы КПСС о «развитии социалистич. государственности в коммунистическое общественное самоуправление» дополняет и уточняет прежнюю постановку вопроса об отмирании гос-ва, устраняя элемент противопоставления социалистич. гос-ва и обществ. самоуправления, подчеркивая их преемственность. В том же русле лежит и вывод о превращении сов. социалистич. гос-ва в политич. организацию всего народа. Общенар. гос-во рассматривается как важнейший этап на пути развития социалистич. государственности в О. с. к. Этот этап характеризуется подъемом нар. самодеятельности, в результате чего структура и методы управления изменяются в сторону все большего развития обществ. начал.
Наряду с взаимосвязью и преемственностью между социалистич. гос-вом и О. с. к. существует и качеств. отличие. О. с. к. предполагает преодоление политич. характера власти. В развитом коммунистич. обществе не будет особой вооруж. силы (милиция, армия), способной служить орудием принуждения, учреждений карательного характера (прокуратура, суд, тюрьмы). Обществ. порядок будет опираться на гармония, сочетание интересов общества и личности, на коммунистич. сознательность людей, их готовность добровольно соблюдать правила человеч. общежития. Отсутствие политич. власти неизбежно означает отсутствие и права.
Ф. Энгельс говорил, что при коммунизме управление людьми должно уступить место управлению вещами. Прямолинейная трактовка этого высказывания приводила к утопич. представлению о том, что при коммунизме не будет, по сути дела, никакой организации, управляющей действиями людей. Нормальное функционирование совр. общества требует согласованных действий десятков миллионов людей, сотен тысяч производств. коллективов. Это требование приобретает еще большее значение при коммунизме. Поэтому замечание Энгельса правильно толковать лишь в том смысле, что гл. объектом управления при коммунизме становится не человек, противостоящий обществу, не люди с различными интересами, как это было в антагонистич. формациях, а производств. процесс, что дисциплина и единство воли, без к-рых немыслимо никакое обществ. произ-во, порождаются полным единством интересов и высокой организованностью людей, их коммунистич. отношением к труду. Т. о., исключается какой бы то ни было элемент насилия над личностью, но сохраняется необходимость согласования действий людей.
По-видимому, наилучшему способу организации управления соответствует гармонич. сочетание непосредств. и представит. демократии. Можно предположить, что в коммунистич. обществе огромное большинство вопросов будет решаться непосредственно в трудовых коллективах, наиболее важные проблемы также будут решаться с помощью методов непосредств. демократизма - всеобщих опросов, референдумов и т. п. Наряду с этим должна сохраниться система выборных, сменяемых, подотчетных управленч. органов, осуществляющих функции планирования и оперативного руководства обществ. механизмом. С этим связан другой важный вопрос - об исполнит. управленч. аппарате. В совр. обществе организация и управление представляют собой сложную науку. Отсюда понятно, что текущая работа по управлению и организации должна осуществляться людьми, к-рые имеют спец. подготовку и опыт, приобретаемый в ходе систематич. управленч. деятельности. Но это не означает необходимости сохранения политич. профессионализма. Во-первых, задача специалистов по управлению ограничивается оперативным руководством процессами произ-ва и распределения; контроль над их деятельностью, как и право принимать принципиальные решения, принадлежат выборным органам либо осуществляются методом непосредств. демократизма. Во-вторых, в условиях коммунизма управленчество не может быть связано ни с какими социальными привилегиями, оно окончательно перестает быть функцией власти и превратится в функцию производства.
Вековая борьба нар. масс за демократию породила различные политич. формы и институты, и нек-рые из них (напр., система нар. представительства) обладают непреходящей ценностью. В этом смысле О. с. к. усваивает и поднимает на более высокую ступень демократич. принципы, а развитие социалистич. демократии и совершенствование системы управления нар. х-вом закладывают фундамент будущей самоуправленч. организации общества. Идея Программы КПСС о «развитии социалистич. государственности в коммунистическое общественное самоуправление» дополняет и уточняет прежнюю постановку вопроса об отмирании гос-ва, устраняя элемент противопоставления социалистич. гос-ва и обществ. самоуправления, подчеркивая их преемственность. В том же русле лежит и вывод о превращении сов. социалистич. гос-ва в политич. организацию всего народа. Общенар. гос-во рассматривается как важнейший этап на пути развития социалистич. государственности в О. с. к. Этот этап характеризуется подъемом нар. самодеятельности, в результате чего структура и методы управления изменяются в сторону все большего развития обществ. начал.
Наряду с взаимосвязью и преемственностью между социалистич. гос-вом и О. с. к. существует и качеств. отличие. О. с. к. предполагает преодоление политич. характера власти. В развитом коммунистич. обществе не будет особой вооруж. силы (милиция, армия), способной служить орудием принуждения, учреждений карательного характера (прокуратура, суд, тюрьмы). Обществ. порядок будет опираться на гармония, сочетание интересов общества и личности, на коммунистич. сознательность людей, их готовность добровольно соблюдать правила человеч. общежития. Отсутствие политич. власти неизбежно означает отсутствие и права.
Ф. Энгельс говорил, что при коммунизме управление людьми должно уступить место управлению вещами. Прямолинейная трактовка этого высказывания приводила к утопич. представлению о том, что при коммунизме не будет, по сути дела, никакой организации, управляющей действиями людей. Нормальное функционирование совр. общества требует согласованных действий десятков миллионов людей, сотен тысяч производств. коллективов. Это требование приобретает еще большее значение при коммунизме. Поэтому замечание Энгельса правильно толковать лишь в том смысле, что гл. объектом управления при коммунизме становится не человек, противостоящий обществу, не люди с различными интересами, как это было в антагонистич. формациях, а производств. процесс, что дисциплина и единство воли, без к-рых немыслимо никакое обществ. произ-во, порождаются полным единством интересов и высокой организованностью людей, их коммунистич. отношением к труду. Т. о., исключается какой бы то ни было элемент насилия над личностью, но сохраняется необходимость согласования действий людей.
По-видимому, наилучшему способу организации управления соответствует гармонич. сочетание непосредств. и представит. демократии. Можно предположить, что в коммунистич. обществе огромное большинство вопросов будет решаться непосредственно в трудовых коллективах, наиболее важные проблемы также будут решаться с помощью методов непосредств. демократизма - всеобщих опросов, референдумов и т. п. Наряду с этим должна сохраниться система выборных, сменяемых, подотчетных управленч. органов, осуществляющих функции планирования и оперативного руководства обществ. механизмом. С этим связан другой важный вопрос - об исполнит. управленч. аппарате. В совр. обществе организация и управление представляют собой сложную науку. Отсюда понятно, что текущая работа по управлению и организации должна осуществляться людьми, к-рые имеют спец. подготовку и опыт, приобретаемый в ходе систематич. управленч. деятельности. Но это не означает необходимости сохранения политич. профессионализма. Во-первых, задача специалистов по управлению ограничивается оперативным руководством процессами произ-ва и распределения; контроль над их деятельностью, как и право принимать принципиальные решения, принадлежат выборным органам либо осуществляются методом непосредств. демократизма. Во-вторых, в условиях коммунизма управленчество не может быть связано ни с какими социальными привилегиями, оно окончательно перестает быть функцией власти и превратится в функцию производства.
Источник: Советский философский словарь
Коммунистическое общественное самоуправление
система управления обществом при коммунизме, элементы которой имеются уже в условиях социализма. Общественное самоуправление имело место до возникновения классового общества при первобытнообщинном строе. С расколом общества на антагонистические классы оно сменилось политической организацией общества, основу которой составило государство. К. о. с. приходит на смену политической системе социализма и является новой формой самоуправления, демократии, соответствующей высшей ступени общественного развития — коммунистическому обществу. К. о. с. развивается непосредственно из политической организации социализма, основу которой составляет руководимое Коммунистической партией социалистическое государство. Процесс отмирания социалистического государства и есть процесс развития его в К. о. с. Термин «отмирание» подчеркивает лишь естественность процесса и постепенность его. Отмирают, т. е. постепенно становятся ненужными, те черты, органы и методы деятельности, которые характерны для государственного управления обществом. Черты общественного самоуправления, присущие социалистическому государству и всей политической организации социалистического общества, развиваются и постепенно становятся определяющими. Особенность управления обществом при коммунизме состоит прежде всего в том, что органы, которые будут выполнять управленческие общественные функции, и их деятельность утратят политический характер, поскольку с исчезновением классовых и национальных различий, с отмиранием обособленных государств исчезнут и политические отношения, т. е. отношения между классами, нациями и государствами, составляющие область политики. Именно этот смысл имеет известное положение Энгельса о том, что при коммунизме «на место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами» (т. 19, с. 225). Особенностью К. о. с. является также то, что управленческая деятельность перестанет быть постоянной профессией. Следовательно, не будет и того слоя людей, единственная профессия которых — управленческая деятельность. Это не значит, что не будет специализации в области управления. Наоборот, развитое коммунистическое общество предполагает значительно более высокую ступень общественной организации и научной организации труда. Но при этом полностью осуществится один из важнейших принципов коммунистического самоуправления — обязательное участие каждого взрослого члена общества в практическом управлении общественными делами на основе выборности и очередности. Условиями возникновения К. о. с. является создание материально-технической базы коммунизма, развитие коммунистических общественных отношений и формирование нового человека, означающие достижение такого высокого уровня сознания всех членов общества, при котором нормы права и нравственности сольются в единые нормы поведения членов коммунистического общества, отпадет необходимость в принудительном их выполнении. Основные факторы, непосредственно подготавливающие переход к К. о. с., — это дальнейшее развитие демократии социалистической, привлечение всех граждан к управлению делами общества. Решение этой задачи требует значительного подъема материального и культурного уровня жизни трудящихся; увеличения свободного времени; совершенствования политической организации, которая все более способствовала бы вовлечению населения в управление; обучения масс науке управления. Одно из направлений в становлении К. о. с. — развитие демократических начал в деятельности аппарата управления, все более широкое применение принципа выборности и отчетности, постепенное распространение его на всех руководящих работников управленческого аппарата, улучшение организации и постепенное сокращение платного исполнительного аппарата. Процесс становления К. о. с. предполагает не только превращение органов государственной власти в органы общественного самоуправления, но и изменение существующих общественных организаций в направлении развития их самодеятельности. В коммунистическом самоуправлении объединятся Советы, профессиональные, кооперативные и иные массовые организации трудящихся. Отсюда путь к общественному самоуправлению — в повышении роли Советов, усилении общественных начал в их деятельности, развитии непосредственных форм управления производством и другими сферами общественной жизни, возрастании здесь роли трудовых коллективов и общественных организаций, что мы и наблюдаем в общественной жизни развитого социалистического общества. К. о. с. будет формироваться не только на основе тенденций развития политической организации социалистического общества, но и на базе того нового, что внесет высшая стадия коммунизма с ее высочайшим уровнем экономического и культурного развития, с высоким сознанием и моральным обликом членов общества. Оно придет на смену современной политической организации социалистического общества лишь с построением развитого коммунистического общества.
Источник: Научный коммунизм. Словарь
ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ
организация управления делами общества при коммунизме. Уже в первых произведениях утопич. коммунизма общество будущего характеризовалось совершенной организацией управления (Мор, Кампанелла). Сен-Симон и Фурье выразили мысль о том, что в будущем обществе на смену гос-ву должно придти самоуправление. Эта мысль нашла науч. обоснование и развитие в марксистском учении об отмирании гос-ва при коммунизме. Вековая борьба нар. масс за демократию породила различные политич. формы и ин-ты, и нек-рые из них (напр., система нар. представительства, метод принятия решений путем всеобщего волеизъявления и т.д.) обладают непреходящей ценностью. В этом смысле и следует понимать указание основоположников марксизма о том, что О. с. к. ("ассоциация свободных тружеников") усваивает и поднимает на более высокую ступень демократич. принципы. Развитие социалистич. демократии и совершенствование системы управления нар. хозяйством закладывают фундамент будущей организации общества. Таков смысл идеи Программы КПСС о "развитии социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление". Эта формулировка дополняет и уточняет прежнюю постановку вопроса об отмирании гос-ва, она преодолевает элемент противопоставления социалистич. гос-ва и обществ. самоуправления, обнаруживает их преемственность. В том же русле лежит и идея Программы КПСС о превращении сов. социалистич. гос-ва в политич. орг-цию всего народа. Общенар. гос-во рассматривается как важнейший этап на пути развития социалистич. государственности в О. с. к. Этот этап характеризуется подъемом нар. самодеятельности, развертыванием и совершенствованием социалистич. демократии, в ходе к-рого постепенно изменяется гос. структура и методы управления в сторону все большего развития обществ. начал. Наиболее ярко это обнаруживается в деятельности Советов депутатов трудящихся, к-рые сочетают в себе черты гос. и обществ. орг-ции. Общая тенденция их развития состоит в том, что "...Советы все более выступают как общественные организации при широком и непосредственном участии масс в их деятельности" (Программа КПСС, с. 102). Важное направление в изменении характера осуществления гос. функций состоит в передаче части этих функций из ведения гос. органов в руки обществ. орг-ций (профсоюзов, комсомола и др.). Расширяется и участие трудящихся в управлении произ-вом (производств. совещания, советы рационализаторов и изобретателей и т.д.). Наряду с взаимосвязью и преемственностью между социалистич. гос-вом и О. с. к. существует и их качеств. отличие. Принципиальное отличие О. с. к. от социалистич. государственности состоит в отсутствии политич. власти, когда управление осуществляется с помощью гос. принуждения или угрозы принуждения. В развитом коммунистич. обществе не будет особой вооруж. силы (милиция, армия), способной служить орудием такого принуждения, учреждений карательного характера (прокуратура, суд, тюрьмы). Обществ. порядок будет опираться на коммунистич. сознательность людей, их готовность добровольно соблюдать правила человеч. общежития. Отсутствие политич. власти неизбежно означает отсутствие и права. То и другое представляет собой предпосылку полной свободы личности. Энгельс говорил, что при коммунизме управление людьми должно уступить управлению вещами. Прямолинейная трактовка этой формулы приводила к утопич. представлению о том, что при коммунизме не будет, по сути дела, никакой организации, управляющей действиями людей. Нормальное функционирование совр. общества требует согласованных действий десятков миллионов людей, сотен тысяч производств. коллективов. Это требование приобретает еще большее значение при коммунизме. Поэтому замечание Энгельса правильно толковать лишь в том смысле, что гл. объектом управления при коммунизме становится не человек, а производств. процесс, что дисциплина и единство воли, без к-рых немыслимо никакое обществ. произ-во, порождаются высокой организованностью людей, их коммунистич. отношением к труду. Т.о., исключается какой бы то ни было элемент насилия над личностью, но сохраняется необходимость согласования действий людей. По-видимому, наилучшему способу организации управления соответствует гармонич. сочетание непосредств. и представит. демократии. Можно предположить, что в коммунистич. обществе огромное большинство вопросов будет решаться непосредственно в трудовых коллективах, наиболее важные проблемы также будут решаться с помощью методов непосредств. демократизма – всеобщих опросов, референдумов и т.д. Наряду с этим должна сохраниться система выборных, сменяемых, подотчетных управленч. органов, осуществляющих функции планирования и оперативного руководства обществ. механизмом. С этим связан другой важный вопрос – об исполнит. управленч. аппарате. В совр. обществе организация и управление представляют собой сложную науку. Отсюда понятно, что текущая работа по организации и управлению должна осуществляться людьми, к-рые имеют спец. подготовку и опыт, приобретаемый в ходе систематич. управленч. деятельности. Но это не означает необходимости сохранения политич. профессионализма. Прежде всего потому, что задача специалистов по управлению ограничивается оперативным руководством процессами произ-ва и распределения; контроль над их деятельностью, равно как и право принимать принципиальные решения, принадлежит выборным органам либо осуществляются методом непосредств. демократизма. Но главное состоит в том, что в условиях коммунизма управленчество не может быть связано ни с какими социальными привилегиями, оно окончательно перестанет быть функцией власти и превратится в функцию произ-ва. Г. Шахназаров. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.