ОБЩЕНАУЧНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ

Найдено 1 определение
ОБЩЕНАУЧНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
диалектизация, дифференциация и интеграция научного познания, тенденцию его к более высокому уровню обобщенности; взаимодействие общественных, естественных и технических наук на основе универсализации методов и средств исследований; взаимосвязь фундаментальных и прикладных исследований; математизация, кибернетизация (информатизация), экологизация.
Вовлечение в орбиту современной науки сложных и сверхсложных объектов, резкое увеличение комплексных и системных исследований, интенсивная математизация научного знания способствовали рождению новых научных направлений и программ, связывающих обобщающими идеями, понятиями и подходами ряд дисциплин — кибернетики, информатики, разного рода междисциплинарных проектов. Если междисциплинарные исследования и проекты — вполне окрепшая форма взаимодействия ученых, то процесс складывания общенаучного знания, имеющего своим фундаментом обобщающие представления кибернетики, теории информации, теории систем, синергетики и т.д., и общенаучной кооперации лишь встает на рельсы реализации одной из генеральных программ современной науки – синтеза научного знания. Между тем уже сейчас с некоторой определенностью обозначены контуры общенаучного знания и закономерностей его развития.
Феномен общенаучности имеет двоякую природу: с одной стороны, он отвечает внутренним потребностям развития естествознания и математики, и в этом смысле его можно отнести к новой исследовательской программе, обладающей соответствующей предметной направленностью и аккумулирующей в себе тенденцию к синтезу научного знания, а с другой – он несет мощный потенциал переоценки ряда традиционных научных представлений и в этом смысле символизирует становление нового уровня рефлексивности научного знания, открывая реальные перспективы для интеграции наук.
В той мере, в которой интегративные тенденции современной науки связаны с механизмами самообращения, самоанализа теоретико-познавательной деятельности, общенаучный уровень рефлексивности задействуется в качестве катализатора интертеоретических обменных взаимодействий. Организующая функция зарождающейся общенаучной рефлексии тем не менее не сводится лишь к стимуляции интертеоретических обменных взаимодействий (хотя это и важный фактор саморегуляции), но также заключается в выработке круга идей, позволяющих с единых позиций подходить к изучению, казалось бы, далеко отстоящих друг от друга явлений, создавать концептуальные структуры, которые претендуют на известную методологическую и теоретико-познавательную универсальность и воспроизводят знание в более упорядоченном виде. Кроме того, поиск единства естественнонаучного знания служит актуальной ныне задаче более компактного, «свернутого» представления фактуальной информации.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.