ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В КУЛЬТУРЕ

Найдено 1 определение
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В КУЛЬТУРЕ
понятие, отражающее процессы развития мировой культуры как целостности и отмечающее наличие в каждой из региональных или национальных форм культуры достижений и ценностей, имеющих всеобщее значение. В отечественной философии сложилась концепция, утверждающая необходимость тесного взаимодействия между национальными культурами и О. ее компонентами: «универсально-общечеловеческое находится в индивидуально-национальном, которое делается значительным именно своим оригинальным достижением этого универсально-общечеловеческого» (Н.А. Бердяев). Явления культуры и ценности становятся О., когда они, вырастая на национальной почве, позитивно принимаются громадными массами людей и начинают играть существенную роль в их социокультурном развитии. Громадный потенциал О. содержится в различных отраслях духовной культуры (наука, искусство, религия), и О. значение тех или иных культурных явлений, как правило, обнаруживает себя в процессах диалога и взаимодействия отдельных национальных культур. Очевидно, что не только выдающиеся научные открытия, изобретения, произведения художественной культуры или памятники архитектуры, но и идеалы, ценности и моральные нормы, несмотря на время своего создания, оказываются всеобщим достоянием человечества и фактором, обеспечивающим его поступательное развитие. Общеизвестно громадное значение античной культуры и культуры эпохи Возрождения для становления западноевропейской цивилизации Нового времени. Возникновение и распространение мировых религий, подобных буддизму, христианству и исламу, стало возможным именно потому, что провозглашенные ими духовные ценности и смысложизненные ориентиры приобрели значение, объединяющее народы, ранее разделенные по территориальному и этническому признаку. Позднее, в Новое и Новейшее время общечеловеческие компоненты духовной культуры, моральные нормы и принципы человеческих и межгосударственных отношений получили свое закрепление в документах, общепризнанных мировым сообществом. К ним, напр., относится «Всеобщая Декларация прав человека», принятая ООН. Однако в теории и истории культуры нет единой точки зрения на проблемы О., и понятие О. в к. неоднократно подвергалось сомнению или полному отрицанию сторонниками теории локальных цивилизаций. В частности, в русской философской традиции против этого понятия выступал Н.Я. Данилевский (1822—1885) и позднее деятели евразийства. В современной культурологии ставится вопрос о выделении О. к. как некой обобщенной ее модели, объединяющей и вмещающей в себя достижения, ценности, нормы и идеалы, которые в наибольшей степени могут способствовать дальнейшему развитию творческих начал человека и совершенствованию как национальных, так и общемировых форм цивилизации.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.