ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ценности общечеловеческие
понятие культурологии, характеризующее совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания, образования, возраста, пола и т. п. Они позволяют наиболее полно воплотить родовую сущность человека. Противопоставляются ценностям классовым, которые в рамках классового подхода претендуют на роль общечеловеческих, подменяют их. Общечеловеческие ценности близки и понятны каждому (как минимум, потенциально), объединяют людей на основе общезначимого характера выражаемых ими интересов и потребностей, ориентируют в отношениях друг к другу, к обществу. Системообразующим для общечеловеческих ценностей является принцип гуманизма, абсолютного приоритета ценности человеческой жизни. Фундаментальное значение в системе общечеловеческих ценностей принадлежит нраву человека на самобытное существование и свободное развитие, приоритету личного над общественным. К числу общечеловеческих ценностей обычно относят право на жизнь, свободу, почитание старших, собственности, любовь к детям, заботу о близких, патриотизм, трудолюбие, честность и др. Утверждение таких ценностей предполагает наличие соответствующих условий — экономических, политических, духовных. Общечеловеческие ценности выступают существенным фактором успеха современных интеграционных процессов, своего рода универсальным языком диалоги различных Культур.

Источник: Человек и общество. Культурология

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
комплекс понятий, входящих в систему филос. учения о человеке и составляющих важнейший предмет изучения аксиологии. О.ц. выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Любая ценность как филос. категория обозначает положительную значимость явления и происходит из приоритетности человеческих интересов, т.е. характеризуется антропоцентричностью. Антропоцентризм О.ц. имеет социально-исторический характер, независимый от конкретных социокультурных проявлений и основанный на исторически возникающем единстве представлений о наличии неких универсальных сущ-ностно значимых свойств человеческого существования.
К О.ц., признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром. Попрание О.ц. рассматривается как преступление против человечности.
В прошлом универсализм тех ценностей, которые сейчас принято называть общечеловеческими, реализовывался лишь в рамках этнокультурной и социальной общности, а их значимость обосновывалась божественным установлением. Таковыми были, напр., ветхозаветные десять заповедей — фундаментальные нормы социального поведения, данные «богоизбранному народу» свыше и не распространявшиеся на иные народы. С течением времени, по мере осознания единства человеческой природы и приобщения к мировой человеческой цивилизации народов, ведущих примитивный образ жизни, О.ц. стали утверждаться во всепланетарных масштабах. Исключительную важность для утверждения О.ц. имела концепция естественных прав человека. В Новое и Новейшее время неоднократно предпринимались попытки полного отрицания О.ц. или выдачи за таковые ценностей отдельных социальных групп, классов, народов и цивилизаций.
О Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990; SalkJon., SalkJonsth. World Population and Human Values: A New Reality. New York, 1981.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
мировоззренческие идеалы, нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества. Подчеркивая классовый характер идеологии и политики, марксистская философия вместе с тем проявляет особый интерес к изучению исторического процесса формирования универсальных, общечеловеческих идеалов.
В ценностных ориентациях конкретного класса есть элементы О. ц., роль к-рых особенно значительна в совр. эпоху. Именно коммунисты делают сегодня упор на общечеловеческие интересы и ценности, исходят из приоритета общечеловеческих интересов общественного развития, О. ц. над интересами того или иного класса.
Классовый подход к явлениям общественной жизни и сегодня полностью отвечает реальностям классового общества, в к-ром противоборствуют интересы различных классов, а также реальностям международной жизни, пронизанным этим противоборством. Но сегодня возник реальный, общечеловеческий интерес — отвести от цивилизации катастрофу. В сочетании соревнования, исторического состязания двух систем и нарастающей тенденции к взаимозависимости государств проявляется диалектическая сложность совр. мирового развития. Научное видение совр. эпохи не приемлет как отрицания коренной противоположности двух существующих ныне общественно-экономических формаций, способов производства, так и игнорирования сущностного единства совр. человечества, его общих интересов и ценностей. Новое политическое мышление, гуманизация международной политики предполагают уважение интересов каждого народа и его права на собственный выбор пути развития. Коммунистическая мораль значительно обогатила представление об О. ц. Она показала значимость такой ценности, как сохранение человеческого рода, жизни на Земле, раскрыла реальное содержание гуманизма, подчеркнула роль нравственных ориентиров во всем человеческом бытии, в судьбе цивилизации.
Формированию О. ц. противостоят узкоклассовые интересы, эгоизм реакционных социальных сил, культ грубого насилия, устаревшее политическое мышление. Объектом мировоззренческих размежеваний служит также вопрос о природе и генезисе О. ц. Напр., религиозно мыслящие философы полагают, что О. ц. носят внеисторический характер, они завещаны богом и потому являются общими для всего человечества. Утверждается также, что хранителем О. ц. может служить только религия. Однако О. ц. складываются не за пределами истории, а в процессе духовно-практической деятельности людей. Они выражают нравственные представления людей об истинно человеческом, достойном, праведном, добром и т.д., объединяя человеческий род в стремлении к прогрессу.
Нравственные нормы, являющиеся общечеловеческими, преподнесла людям не религия, их выработали народные массы в ходе многовековой борьбы против гнета и насилия, аморализма и жестокости эксплуататорского общества. Общечеловеческие элементы морали проходят испытания в реальном историческом процессе. Одна из важнейших общечеловеческих задач — спасение культуры от коррозии ценностей, от разложения, от бездуховности. Другие коренные общечеловеческие задачи — спасение природы, среды обитания человека, борьба с болезнями и голодом и т.д.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема О.Ц. драматически возобновляется в эпохи социального катастрофизма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. Вместе с тем, основополагающей ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. Многообразие подходов к исследованию О.Ц. порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности. В целом, полифония О.Ц. порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое. Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового временя, парадигма ненасилия 20 в. и мн. др. О.Ц. образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истицы и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. Среди О.Ц. следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных о простейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности. (См. Ценность).
Н.Г. Севостьянова

Источник: Новейший философский словарь