ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ и/или ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Найдено 1 определение
ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ и/или ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ
принцип, согласно которому обучение – в разных формах и в разных областях – происходит на всех этапах жизненного пути, от рождения до смерти.
Рассматриваемый принцип базируется на следующих приоритетах:
-равенство всех категорий и слоев общества в плане доступа к образованию независимо от социально-экономических условий;
-свободный и всеобщий доступ к образовательным услугам независимо от возраста и пола потребителя этих услуг;
-непрерывность образования, открытость, подвижность и динамичность системы обучения, которое включает в себя: а) свободу выбора места обучения, не закрепленного местом жительства или работы; б) свободу выбора формы организации обучения, при которой обучаемый самостоятельно выбирает, присутствовать ли ему в аудитории или же воспользоваться дистанционным образованием (виртуальным университетом); в) свободу выбора срока обучения, когда обучаемый самолично решает время начала и продолжительности занятий; г) свободу выбора образовательных продуктов из широкого выбора дисциплин, что реализует возможность индивидуального подхода к формированию учебной программы.
Принцип «образования на протяжении всей жизни» тесно связан с понятием «образование для всех» (ОДВ). В этом контексте еще раз подтверждают свою актуальность европейские инициативы, отраженные в Болонском соглашении.
Необходимость «образования на протяжении всей жизни» также обусловлена следующими факторами:
-экономическим, когда качество «человеческого капитала» будет определять статус той или иной страны или народа, а умственный багаж работника станет источником его богатства, стимулирующего превращение новых знаний;
-культурным, ибо постижения иных цивилизаций и образов жизни способствует преодолению межнациональной замкнутости, воспитывает уважение к другим народам, основанное на знании их духовных ценностей и истории, приводит, в конечном итоге к формированию культуры мира в противовес войнам и насилию;
-технологическим, когда владение бурно развивающимся информационными технологиями станет обычной нормой жизни, а грамотный пользователь – полноправным субъектом человеческого социума.
В условиях глобализации образования особую актуальность приобретает Концепция глобальной грамотности, согласно которой:
-грамотность – источник свободы;
-грамотность – необходимое условие получения доступа к информации, касающейся здоровья, окружающей среды, образования и трудоустройства;
-грамотность – средство сохранения и развития исторически сложившейся духовной общности народов, а также приобщения граждан к ценностям национальных культур; грамотность – путь к стабилизации межнациональных и иных социальных напряжений.
Концепция обучения в течение жизни как образовательная стратегия появилась около 30 лет назад. Она стала отражением озабоченности ОЭСР, ЮНЕСКО и Совета Европы тем, что, хотя граждане должны постоянно учиться, их возможности получать образование имеют формальные возрастные ограничения. Появилась потребность предоставить «второй шанс» тем, кто не воспользовался или оказался неудовлетворенным образованием, полученным в детстве или в молодости.
В основу Концепции глобальной грамотности положен переход от принципа «образования на всю жизнь» к принципу «образования для всех на протяжении всей жизни», т.е. предполагается удовлетворение образовательных потребностей (как базовых, так и профессиональных) каждого человека на протяжении его жизнедеятельности. Это означает, что для достижения глобальной грамотности граждан мира необходима система непрерывного образования. Поэтому любое реформирование системы образования должно, в первую очередь, обеспечить возможность непрерывного получения индивидуумом необходимых ему знаний и компетенций.
Современному поколению на протяжении жизни придется в среднем 4 раза менять сферу профессиональной деятельности, а тем специалистам, которые остаются занятыми в одной области длительное время, обновлять свою квалификацию не реже чем раз в 3 года. Исходя из этих и др. реалий современной жизни, основными принципами в сфере непрерывного образования признаны следующие:
-новые базовые знания и навыки для всех. Социально-экономические перемены требуют нового набора необходимых базовых знаний, умений и навыков, обеспечивающих активное участие в профессиональной, семейной и общественной жизни. Цель – гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию для получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество;
-увеличение инвестиций в человеческие ресурсы. Нынешний уровень капиталовложений в человеческие ресурсы крайне низок. Цель – значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять приоритет самого важного капитала – людей;
-инновационные методики преподавания и обучения. По мере продвижения к информационному обществу – обществу, основанному на знании, – меняется и наше понимание того, что такое образование и обучение. Цель – разработать новые методологии обучения для системы непрерывного образования – длиною и шириною в жизнь. В целом можно сказать, что процесс преподавания и обучения, несмотря на все перемены в обществе, не меняется уже, по меньшей мере, полвека. Образовательные системы должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям;
-новая система оценки полученного образования. В обществе и экономике, основанной на знании, полноценное использование человеческого фактора становится залогом конкурентоспособности и успеха. Соответственно как для работника, так и для работодателя огромное значение имеют дипломы, аттестаты и сертификаты, подтверждающие квалификацию. Цель – коренным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального образования. Необходимо разработать новую систему оценки и аккредитации результатов предыдущих форм неформального образования, способную отражать все знания, умения, навыки и опыт человека, которая была бы признана работодателями. Система должна быть связана с национальной системой квалификаций. Механизмы связей должны стимулировать развитие системы образования и участия в ней в течение всей жизни, как для граждан, так и для вузов и работодателей;
-развитие наставничества и консультирования. Цель – на протяжении всей жизни обеспечить каждому свободный доступ к информации об образовательных возможностях и необходимыми консультациями и рекомендациями.
-Приближение образования к дому. Цель –приблизить образовательные возможности к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также используя информационные технологии.
Этих принципов последовательно и системно придерживаются и в нашей Республике. Они подробно рассмотрены и изложены в качестве приоритетных в Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005– 2010 гг. Так, в числе всеобъемлющих приоритетов одной из важнейших задач указаны «обеспечение баланса государственного, общественного и личного интересов в системе многоуровневого непрерывного образования», а в результате достижения задач Программы «будет обеспечена реализация принципа «образование для всех в течение всей жизни». Образование в современных условиях является важнейшим фактором и базой экономической мощи и национальной безопасности страны. Развитие образования определено одним из приоритетных направлений Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 г. Основные направления государственной политики в области образования были заложены в Законе «Об образовании», принятом в 1999 г. В 2000 г. Указом Президента РК была утверждена первая Государственная программа «Образование» на период 2000–2005 гг., заложив основу реализации государственной политики в сфере образования, систему мер по созданию условий для развития новой модели Национальной системы образования, нацеленной на обеспечение широкого доступа населения к качественному образованию. Программа была призвана способствовать дальнейшей гуманизации образования через разработку и внедрение учебников и учебно-методических комплексов нового поколения, введение современных программ по экологическому, экономическому, правовому, гражданскому образованию детей и молодежи, осуществлению инновационных преобразований в области разработки и внедрения новых технологий обучения. В 2004 г. была разработана Концепция развития образования до 2015 г., определившего образование в качестве общенационального приоритета на длительный срок. На основе этой Концепции была разработана указанная выше Государственная программа развития образования в Республике Казахстан.
В системе педагогического образования также динамично развиваются интеграционные процессы. Педагог, учитель, воспитатель – это те центральные фигуры, которые обеспечивают основную и самую важную часть реализации принципа «образование для всех на протяжении всей жизни».
Школа как основа для последующего образования в течение всей жизни. Хотя существует консенсус в отношении ключевой роли школы для обучения в течение жизни, он не привел к реальным действиям в образовательной политике большинства стран ОЭСР. Тревожным свидетельством неподготовленности учащихся к дальнейшему образованию являются, в частности, результаты Программы Международной оценки умений школьников оценки качества полученных знаний (PISA), только в 9 из 27 стран – участниц Программы 2/3 школьников в возрасте до 15 лет достигли такого уровня чтения, который позволял бы им начать свободно воспринимать незнакомую информацию.
Инвестируя в систему образования в течение всей жизни, государство тем самым дает возможность гражданину максимально использовать тот запас свободы, который дается грамотностью и шире – образованием. Чем больше ресурс накопленного человеческого капитала, тем меньше опасность попасть в отряд безработных. Уровень образования относится к главным факторам, определяющим место человека на рынке труда.
Рассмотрим вкратце историю этого вопроса. В условиях строительства демократического открытого общества, задачи интеграции в международное образовательное пространство целесообразным и рациональным признано рассмотрение политики и планов развития образования во взаимосвязи с международными соглашениями и др. документами. И это, прежде всего, Дакарские Рамки Действий, выполнение Республикой коллективных обязательств.
Казахстан подписал и принял к исполнению Дакарскую Декларацию. В настоящее время обеспечение образования для всех – один из основных принципов образовательной политики Казахстана. Для республики не существует проблема ликвидации неграмотности, эта задача, которая была давно решена в нашей стране. Но все четко понимают, что Дакарская Декларация прежде всего акцентирует такие идеи, как переход от образования для всех к обеспечению качественного образования для всех, от образования на всю жизнь к образованию на протяжении всей жизни, от овладения основами наук к овладению информационными и коммуникационными технологиями и др. умениями, необходимыми для обеспечения качества жизни. Более ясное понимание современной миссии образования, последовательное внедрение программных документов «Образования Для Всех», вовлечение в этот процесс как можно более широких кругов общества способствует лучшей адаптации молодежи и взрослого населения к изменяющимся условиям окружающей среды.
Дакарский Форум ОДВ – уникальное событие хотя бы потому, что ему предшествовала глобальная кампания «Оценка ОДВ-2000» – два года «домашней работы», в ходе которой был собран беспрецедентный массив информации, по которой можно судить, насколько программы образования воплощаются в практической деятельности. НПО призвали международные организации координировать свои усилия, направленные на мобилизацию политической воли и финансовых средств для достижения целей ОДВ. Выступающие привели такой пример. Стоимость обеспечения программы ОДВ составляет дополнительно 8 млрд долларов в год, что соответствует четырехдневным мировым затратам на военные цели или 9 минутам международных валютных спекуляций. Они призвали четко заявить о том, что образование – это одно из главных обязательств государств. Правительства должны расходовать на образование как минимум 6% ВНП.
Результат этой глобальной кампании – изучение состояния грамотности и базового образования в мире, не имеющее прецедента в истории. Оно было проведено национальными рабочими группами, которым оказывали содействие региональные группы советников, состоящие из представителей таких организаций, как ПРООН, ЮНЕСКО, ФНПА, ЮНИСЕФ, Мировой банк, двусторонние донорские организации, банки развития, межправительственные организации.
Какие еще аспекты актуализируют процесс реализации концепции образования в течение всей жизни?
Общество знаний требует от человека на протяжении своей карьеры регулярно пополнять свой багаж знаний и навыков (не только специальных, но и общих, напр., в области ИКТ). Участие в непрерывном образовании – это возможность и для вузов сохранить финансовую стабильность за счет привлечения средств из государственных, частных и личных источников.
Понятие «обучение в течение жизни» тождественно понятию «непрерывное образование», которое понимается учеными-педагогами как реализация целенаправленных действий по приобретению знаний, умений и навыков как в рамках формальных образовательных институтов, так и за их пределами.
Казахстан придает огромное значение предоставлению людям возможности приобретать новые знания и умения на протяжении всей жизни, с тем чтобы они могли успешно выполнять свои обязанности в обществе и не отставать от постоянно меняющихся требований трудовой жизни. Тем самым, подтверждая свою приверженность идее образования в течение всей жизни, изменения направлений внутренней политики, касающихся и способствующих признанию предварительного официального, неофициального и неформального образования для облегчения доступа к обучению и условий обучения непосредственно; пересмотра совокупности умений и навыков, содержащихся в учебных курсах и характера своих учебных программ; интегрирования образования в течение всей жизни в их общую стратегию, глобальный план развития и целей.
Республика развивает системы государственных квалификаций нового стиля, интегрирующих формы образования в течение всей жизни как возможные пути, ведущие к квалификациям высшего образования, а также квалификации доступа к образованию в данных квалификационных рамках; принимает соответствующие меры для обеспечения равного доступа и соответствующих возможностей для достижения успеха в образовании в течение всей жизни для каждого индивида в соответствии с его/ее стремлениями и способностями; обеспечивает право на справедливое признание квалификаций, приобретенных в различных условиях обучения; поощряет высшие учебные заведения в развитии и реализации направлений и мер в сфере образования в течение всей жизни и поддерживать их в их устремлениях; применяет соответствующие методы для оценки и, где уместно, аккредитации различных форм образования в течение всей жизни.
Для реализации этого общего видения инновационного общества и принимая во внимание Московскую декларацию, принятую министрами образования 2 июня 2006 г., и совместное Коммюнике «Группы 8», озвученное в Санкт-Петербурге в июле 2006 г., в Республике также провозглашены ближайшими задачами следующие:
-активное сотрудничество в интересах обеспечения высококачественного базового образования, грамотности и гендерного равенства в соответствии с Целями развития тысячелетия (ЦРТ), связанными с образованием, и задачами программы «Образование для всех» (ОДВ);
-создание современной, эффективной системы образования, отвечающей требованиям глобального инновационного общества и дающего возможность каждому человеку полноценно в нем участвовать;
-поощрение и содействие политики инвестиций в сферу образования со стороны всех государственных властных органов, которые способствуют развитию разнообразных, эффективных, устойчивых и обеспечивающих высококачественное образование высших учебных заведений;
-сотрудничество с частным сектором в целях расширения сети научных исследований для накопления знаний, стимулирования инноваций и обеспечения быстрого продвижения новых технологий на рынок;
-расширение обменов в научно-технической и др. областях на всех уровнях образования и способствование более глубокому пониманию зарубежных систем квалификаций и результатов обучения;
-содействие внедрения высоких стандартов, особенно в сфере изучения математики, естественных наук, технических прикладных наук и иностранных языков, на всех уровнях образования и поддержка привлечения высококвалифицированных преподавателей в эти критически важные области;
-укрепление и дальнейшее развитие гендерного равенства на всех уровнях образования, имеющее глубокие традиции в казахстанской системе образования.
Библиотеки для обучения в течение всей жизни.
Важную роль в решении этого вопроса играют библиотеки как одни из центров концентрации огромных массивов информации, культурного опыта человечества. Главные приоритеты – повышение роли библиотек в обществе и предоставление неограниченного доступа к информации. В РК также стремятся создать большие возможности, чтобы использовать профессиональные навыки для помощи слепым и слабовидящим людям в овладении знаниями и обогащать нашу жизнь, и создавать среду в рамках библиотечных и информационных центров, позволяющую пользователям радоваться свободному доступу к информации. В силу своих физических ограничений инвалид по зрению не всегда может посещать информационные центры, музеи (до сих пор не везде созданы приемлемые условия), научные центры, театры и т.п. В такой ситуации библиотека, как главный информационный ресурс, должна взять на себя основную ответственность за обеспечение равных возможностей незрячих в доступе к любой интересующей их информации.
Также придается большое значение вопросам профессиональной ориентации и государственной политики в области образования на протяжении всей жизни и занятости: поискам путей сближения, которые являются важными факторами экономического роста и социального равенства. Успешная реализация этих направлений государственной политики требует создания эффективных систем информирования и профессиональной ориентации, помогающих людям получить необходимые знания и навыки для самостоятельного управления и планирования своей профессиональной карьеры.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.