Образование и религии

Найдено 1 определение
Образование и религии
В образовательном пространстве России сложились два подхода к религии, отраженные в концепциях государственной муниципальной школы и негосударственной (религиозной) школы. Оба подхода определены рядом законодательных и распорядительных документов постсоветского периода, в т. ч. Законом «о свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сент. 1997 (п. 2, ст. 4 и ст. 5), Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июня 1992 (ст. 1, 2, 12, 14), статьями Конституции Российской Федерации и др.
Согласно этим документам, образование в государственной муниципальной школе носит светский характер, что предполагает соблюдение таких принципов, выработанных гос-вами светского типа и адаптированных к условиям развития российской школы, как невмешательство церкви в систему государственного образования; недопустимость конфес. обучения и воспитания в государственных учебных заведениях и воспитательных учреждениях, а также недопустимость со стороны государственной системы образования формирования заведомо отрицательного отношения к религии.
Сегодня, когда молодежь испытывает многообразные и часто противоположные мировоззренческие воздействия, российская светская школа ориентируется на мировоззренческий плюрализм, предоставляет учащимся право на свободу в выборе своей мировоззренческой позиции.
Светский характер российской государственной системы образования не исключает возможности изучения религии в ее учебных и воспитательных учреждениях, поскольку огромный пласт культурного наследия не может быть освоен молодыми поколениями с достаточной глубиной без знания религии, органично связанной с такими компонентами культуры, как мораль, искусство, бытовые этнические традиции народов. Однако следует подчеркнуть, что знания о религии, получаемые в государственной системе образования, должны носить информационный характер, преподавание истории религий не ставит целью формирование у учащихся религ. мировоззрения. Религиоведческое образование рассматривается как компонент гуманитарного образования и осуществляется в культурологическом аспекте. Религия рассматривается как часть культуры и осознается как феномен, оказавший значительное влияние на развитие культурных традиций, образ жизни и ментальность народов, исповедующих ту или иную религию. И хотя религиоведческое образование не включено в обязательный образовательный стандарт, религия изучается как в контексте различных общеобразовательных предметов, так и специально. В средних школах и профессиональных учебных заведениях на факультативных занятиях в курсах «История религий», «Религии народов мира», «Религия и культура»; в вузах в рамках религиоведческих дисциплин «История религии», «Основы религиоведческих знаний» и т. д. Учащиеся получают знания об осн. религиях мира (христ-ве, исламе, буддизме, индуизме, конфуцианстве, даосизме и т. д.), в т. ч. сведения об особенностях их вероучений, мифологии, символике, культе, св. книгах, этических нормах и учениях, а также об истории и географии их распространения.
Система светского образования функционирует в нашей стране относительно недавно. В дореволюц. время религия (православие) составляла часть государственной системы, образование и воспитание осуществлялись на ее основе. Юридически все учебные заведения считались православными. В строгом смысле не было светским и образование, сложившееся после 1917, хотя декретом и были провозглашены принцип свободы совести, отделение школы от церкви. На практике принцип светскости трактовался как утверждение атеизма. Система образования была ориентирована на воспитание молодых поколений в духе критического непримиримого отношения к религии. Поэтому в силу ограниченности опыта принцип раздельности светского и религ. образования реализуется со значительными трудностями, остается много нерешенных проблем юридического, управленческого, научного порядка.
В нашей стране, как показали исследования, проведенные в последние годы, больше половины населения относит себя к числу верующих. Из них православными назвали себя 75 % опрошенных, мусульманами — 18 %, последователями др. религий — 7 %. Уважая права ребенка и родителей на свободу вероисповеданий, закон предоставляет право на религ. образование, конфес. обучение и воспитание. Оно осуществляется в системе негосударственного образования: в духовных учебных заведениях, готовящих религ. кадры, школах для мирян при религ. объединениях, а также факультативно в любых дошкольных и учебных заведениях и орг-циях — по желанию граждан представителями религ. объединений с зарегистрированным уставом. На территории России созданы и функционируют 52 правосл. учебных заведения, 102 мусульманских, 2 —римско-катол., 2 — буддистских, 3 — иудейских. Увеличивается число учебных и воспитательных учреждений для мирян. Так, система правосл. образования включает школы, возрождающие русское классическое образование, учебные заведения типа реальных школ, церковно-приходские училища, гуманитарные церк. лицеи, где образование базируется на следующих принципах: сообщение учащимся знаний о Боге, воспитание любви к Богу; воспитание нравственного сознания учащихся, воцерковление учащихся, развитие их культуры, формирование духовной и светской образованности, что подразумевает образование как в сфере гуманитарного, так и естественно-научного знания.
Важные тенденции времени преодоление прежней конфронтации между государственной школой, светскими образовательными учреждениями и религ. институтами, церковью, и главное — поиски способов взаимодействия в общем стремлении воспитать подрастающее поколение достойными гражданами России.

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.25 мб

Исследование религии и образование

Смарт Ниниан
Читать PDF
354.29 кб

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ

Мирошникова Елена Михайловна, Скворцов Вячеслав Николаевич
Религиозное образование (РО) как передача знаний о религии в светском обществе является неотъемлемым правом человека. Но проблемен вопрос о том, как реализовать это право в современном плюралистическом обществе.
Читать PDF
167.69 кб

Образование и религия: политологический контекст

Колодин A.
Читать PDF
67.88 кб

Проблема образования в русской религиозной философии

Финько Маргарита Васильевна
Внедрение современных образовательных моделей может быть эффективным при условии, если они построены на осмыслении ценностей национальной культуры.
Читать PDF
154.63 кб

Светский и религиозный аспекты современного образования

Ручин Владимир Алексеевич
Современный процесс глобализации отражает господство информационных технологий и массовость коммуникации, основанной на универсализации культурных ценностей.
Читать PDF
1.02 мб

Религиозная ситуация и религиозное образование в Кыргызстане

Абдырахманов Толобек Абылович
Статья посвящена анализу ситуации, характеризующейся чрезмерной мультиконфессиональностью и чрезмерно активной идеологической деятельностью религиозных организаций, подрывающих государственные устои светского Кыргызстана постсовет
Читать PDF
965.71 кб

Роль образования в решении проблемы религиозной толерантности

Кузнецова Марина Николаевна
В статье дается историко-философский анализ религиозного и светского типов образования с точки зрения их участия в формировании толерантного сознания российского населения
Читать PDF
150.94 кб

ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВА

М. Р. Габитов
Статья показывает и приводит исторические примеры того, что современная модель государственной власти и правовые институты складывались параллельно с изменениями в толкованиях христианского учения и изменениями в церковной админис
Читать PDF
982.28 кб

Светское и религиозное образование евреев в Российской империи

Матушанская Ю.Г.
В статье рассматриваются проблемы, связанные со светским и религиозным образованием евреев Российской империи в историческом контексте.
Читать PDF
109.84 кб

Религиозное образование и социальногносеологические корни атеизма

Кузнецов Андрей Олегович
Автор статьи обращается к широкому историческому, богословскому и философскому материалу, анализируя который, выходит на проблему отрицательного (апофатического) богословия как возможной причины увядания религиозной традиции и тор
Читать PDF
662.19 кб

Религиозная культура в светском образовании (региональный аспект)

Лебедев С. Д., Бахарев В. В.
Читать PDF
368.00 кб

Проблемы модернизации религиозного образования в российской империи

Матушанская Юлия Григорьевна
Данная статья посвящена религиозному образованию в Российской империи. Сама Российская империя появилась на волне модернизации, связанной с капитализацией европейского общества.
Читать PDF
355.90 кб

Императив трезвости в контексте светского и религиозного образования

Агеева Наталия Алексеевна
В статье рассматриваются актуальные вопросы профилактики алкоголизма и наркомании в контексте светского и религиозного гуманизма.
Читать PDF
424.31 кб

Образы «Религиозного образования» в России и «Проект К. Д. Ушинского»

Аринин Е.И., Маркова Н.М.
Термин "религиозное образование" можно рассматривать в эксплицитном или имплицитном значении.
Читать PDF
506.42 кб

Проблемы совместимости науки и религии в светской системе образования

Борисов Всеволод Васильевич
Рассмотрен вопрос о взаимоотношениях религии и науки, в том числе в историческом контексте.